Выразительные средства русского языка

Содержание

Слайд 2

Выразительность речи

Особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя

Выразительность речи Особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя и читателя
и читателя

Слайд 3

Условия выразительности

Самостоятельность мышления.
Неравнодушие к теме.
Хорошее знание языка, его выразительных возможностей.
Хорошее знание свойств

Условия выразительности Самостоятельность мышления. Неравнодушие к теме. Хорошее знание языка, его выразительных
и особенностей языковых стилей.
Систематическая осознанная тренировка речевых навыков.

Слайд 4

Перед глазами ходил могучий океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и

Перед глазами ходил могучий океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и
угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В.Г. Короленко)

Выполните синтаксический разбор.
Определите, какие средства выразительности использует автор?
(Эпитет, метафора, олицетворение; многосоюзие, однородные члены).

Слайд 5

Выразительные средства

Формы языка, которые служат для эмоционального или логического усиления речи

Выразительные средства Формы языка, которые служат для эмоционального или логического усиления речи

Слайд 7

Звуковые выразительные средства

Подбор слов близкого (необычного) звучания.

Повторение одинаковых или сходных согласных.
Я вольный

Звуковые выразительные средства Подбор слов близкого (необычного) звучания. Повторение одинаковых или сходных
ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вдохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.

Повторение одинаковых или сходных гласных.
Люблю берёзу русскую ,
То светлую, то грустную.

Зияние, неблагозвучное скопление гласных на стыке двух или трёх слов.
И под гармонию ЕЯ Я строил стих (А. Майков). Через ливонскИЕ Я проезжал поля (Ф. Тютчев).

Игровые стихи, в которых все слова начинаются с одной и той же буквы.
Облик осени.
Охрой – осины.
Облака оловянные.
Облик осенний.

Слово, фраза или целое стихотворение, одинаково читаемые по буквам слева направо и справа налево.
Я разуму уму заря,
Я иду с мечем судия.

Верь в звук слов: Смысл тайн в них.
В. Брюсов

Слайд 8

Словообразовательные выразительные средства

Выявление смысла морфемы.
Ему (А.П. Чехову) было в высшей степени

Словообразовательные выразительные средства Выявление смысла морфемы. Ему (А.П. Чехову) было в высшей
доступно умение заражать, казалось бы, самых равнодушных людей своим со-чувствием, своим со-страданием.

Изобразительный прием, который заключается в повторении звуков, слов, синтаксических построений в начале стихов или строф.
Для поэта природа – чаша, полная звуков и песен, но певец без народа безгласен, бескрыл, бессловесен.

Скопление однокоренных слов.
Горе свое горькое
Я перегорюю
И в борьбе с несчастьями
Счастье завоюю.

Использование слов с суффиксами субъективной оценки.
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила.

Авторские слова.
Сливеют губы с холода.

Слайд 9

Морфологические средства выразительности

Морфологические средства выразительности

Слайд 10

Лексические средства выразительности

Лексические средства выразительности

Слайд 11

Задание. Распределите выразительные средства по группам в соответствии с тем лексическим явлением,

Задание. Распределите выразительные средства по группам в соответствии с тем лексическим явлением,
которое лежит в основе выразительности.

Метафора.
Антитеза.
Градация.
Каламбур.
Омонимичные рифмы.

Метонимия.
Оксюморон.
Синекдоха.
Антифразис.

Слайд 12

Полисемия

Метафора – скрытое сравнение предмета с другим предметом на основании признака, общего

Полисемия Метафора – скрытое сравнение предмета с другим предметом на основании признака,
для обоих.
Метонимия – замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым.
Синекдоха – вид метонимии, состоящий в упоминании большего вместо меньшего или наоборот.

Слайд 13

Омонимия

Омонимичные рифмы – рифмование омонимов с целью придания стихотворению особой занимательности.

Омонимия Омонимичные рифмы – рифмование омонимов с целью придания стихотворению особой занимательности.

Слайд 14

Антонимия

Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний.
Оксюморон –

Антонимия Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний.
соединение контрастных лексических единиц с целью изображения нового, необычного понятия.
Каламбур – столкновение в речи антонимов и многозначных слов.
Антифразис – употребление слова в противоположном значении.

Слайд 15

Синонимия

Градация - стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений,

Синонимия Градация - стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении
образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств.

Слайд 16

Лексические средства выразительности

Троп есть такое изменение собственного значения слова или оборота

Лексические средства выразительности Троп есть такое изменение собственного значения слова или оборота
в другое, при котором получается обогащение значения.
М. Ф. Квинтилиан

Слайд 17

Тропы

Уподобление одного предмета, лица, события другому на основе выявления общего признака с

Тропы Уподобление одного предмета, лица, события другому на основе выявления общего признака
целью создания художественного описания.
Сравнение
Стилистически значимое, образное, выразительное определение предмета или действия.
Эпитет
Наделение неодушевленных или абстрактных предметов, явлений, событий признаками и свойствами человека.
Олицетворение
Утверждение, противоречащее здравому смыслу, но таящее в себе глубокое значение, которое служит предметом иронии.
Парадокс

Слайд 18

Тропы

Образное выражение, состоящее в преувеличении каких-либо свойств изображаемого предмета, явления.
Гипербола
Намеренное

Тропы Образное выражение, состоящее в преувеличении каких-либо свойств изображаемого предмета, явления. Гипербола
ослабление говорящим признака или свойства, о котором идет речь.
Литота
Преуменьшение интенсивности свойств предмета речи, каких-либо действий, процессов, состояний.
Мейозис
Использование описания вместо собственного имени или названия, оборот речи, замещающий слово.
Перифраза

Слайд 19

Тропы

Употребление слова в смысле, обратном буквальному с целью тонкой или скрытой насмешки.

Тропы Употребление слова в смысле, обратном буквальному с целью тонкой или скрытой

Ирония
Выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах, иносказание.
Аллегория
Замена прямого названия, дающего отрицательную характеристику явления, иносказательным оборотом, смягчающим оценку.
Эфвемизм

Слайд 20

Другие лексические средства выразительности

Аллюзия — соотнесение описываемого в речи с устойчивым литературным,

Другие лексические средства выразительности Аллюзия — соотнесение описываемого в речи с устойчивым
мифологическим или историческим понятием с целью охарактеризовать предмет речи: наполеоновские замашки.
Реминисценция – черты в художественном произведении, наводящие на воспоминание о другом произведении: Я пережил и многое и многих (П. А. Вяземский) - Я изменял и многому и многим (В. Я. Брюсов).
Оценочная лексика – прямая авторская оценка событий, явлений, предметов: Пушкин – это чудо.
Использование литературных образов с целью пояснения положения, явления, другого образа: Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.
Цитирование с целью доказательства какого-либо положения, тезиса: А.С. Пушкина, «как первую любовь», не забудет не только «России сердце», но и мировая культура.

Слайд 21

Выразительные средства синтаксиса

Выразительные средства синтаксиса

Слайд 22

Фигуры мысли

Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в

Фигуры мысли Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в
краю родном?
М. Лермонтов
Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, но имеющий эмоциональное значение.

Слайд 23

Фигуры мысли

Да, так любить, как наша кровь,
Никто из вас давно

Фигуры мысли Да, так любить, как наша кровь, Никто из вас давно
не любит!
А. Блок
Риторическое восклицание - эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции выражены интонационно.

Слайд 24

Фигуры мысли

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных
отцов…
М. Лермонтов
Риторическое

Фигуры мысли А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов… М. Лермонтов
обращение – интонационно окрашенное обращение к реальному или подразумеваемому адресату (лицу или предмету).

Слайд 25

Фигуры мысли

Нет, я хотел… быть может, вы… я думал,
Что уж

Фигуры мысли Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что уж
барону время умереть.
А. Пушкин
Умолчание (апосиопеза) - сознательная незавершенность предложения, недоговоренность.

Слайд 26

Фигуры мысли

Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел,
Когда б мне быть отцом,

Фигуры мысли Когда бы жизнь домашним кругом Я ограничить захотел, Когда б
супругом
Приятный жребий повелел;
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый,
То верно б, кроме вас одной
Невесты не искал иной.
А. Пушкин
Период – гармоническая по форме синтаксическая конструкция с особой ритмичностью и упорядоченностью частей, исключительной полнотой и завершенностью содержания.

Слайд 27

Фигуры перемещения

Для берегов отчизны дальней
Ты покидала край чужой.
А. Пушкин
Инверсия –

Фигуры перемещения Для берегов отчизны дальней Ты покидала край чужой. А. Пушкин
нарушение общепринятой грамматической последовательности речи.

Слайд 28

Фигуры перемещения

Вычеркнуться из зеркал?
Выписаться из широт?
М. Цветаева
Параллелизм - тождественное или

Фигуры перемещения Вычеркнуться из зеркал? Выписаться из широт? М. Цветаева Параллелизм -
сходное синтаксическое построение предложений или их частей.

Слайд 29

Фигуры перемещения

Любить... но кого же?..
М. Лермонтов
Парцелляция – прием расчленения фразы

Фигуры перемещения Любить... но кого же?.. М. Лермонтов Парцелляция – прием расчленения
на части или даже отдельные слова с целью придания экспрессии путем отрывистого произнесения.

Слайд 30

Фигуры перемещения

Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть.
Хиазм —

Фигуры перемещения Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть. Хиазм
перекрещивание, перемена позиций повторяющихся компонентов двух смежных отрезков текста.

Слайд 31

Фигуры перемещения

Все, чем человечество гордилось тысячелетия: Гомер, Данте, Шекспир, Гете, Пушкин,

Фигуры перемещения Все, чем человечество гордилось тысячелетия: Гомер, Данте, Шекспир, Гете, Пушкин,
- приходят какие-то мальчишки и объявляют это все насмарку.
В. Брюсов
Анаколуф – синтаксическая несогласованность, нарушение норм постановки слов с целью передачи взволнованности речи.

Слайд 32

Фигуры прибавления

Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он

Фигуры прибавления Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он
оказывается поэтом не потому, что он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он — сын гармонии, поэт.
А. Блок
Вопросно-ответное единство - способ диалогизации и актуализации текста.

Слайд 33

Фигуры прибавления

Только ветер да звонкая пена,
Только чаек тревожный полет,
Только

Фигуры прибавления Только ветер да звонкая пена, Только чаек тревожный полет, Только
кровь, что наполнила вены,
Закипающим гулом поет.
Э. Багрицкий
Анафора – повторение похожих звуков, слов, синтаксических и ритмических построений в начале смежных стихов, строф, предложений.

Слайд 34

Фигуры прибавления

Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.

Фигуры прибавления Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
А. Блок
Эпифора - повторение слова или звукосочетания в конце фразы или нескольких фраз в целях усиления выразительности.

Слайд 35

Фигуры прибавления

... И охваченный предчувствием великих судеб, ожидающих Русь, эту

Фигуры прибавления ... И охваченный предчувствием великих судеб, ожидающих Русь, эту непостижимую
непостижимую страну, он восклицает: "Русь! Куда несешься ты, дай ответ! Не дает ответа!". И не дала она ответ поэту, и не передал он его нам.
И. Аксаков
Стык (Анадиплосис) – повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.

Слайд 36

Фигуры прибавления

Мутно небо, ночь мутна.
А. Пушкин
Кольцо (просаподосис) - повторение в

Фигуры прибавления Мутно небо, ночь мутна. А. Пушкин Кольцо (просаподосис) - повторение
конце предложения слова или словосочетания, которое его начинает.

Слайд 37

Фигуры прибавления

Во поле березка стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Народная песня
Симплока

Фигуры прибавления Во поле березка стояла, Во поле кудрявая стояла. Народная песня
– соединение анафоры и эпифоры.

Слайд 38

Фигуры прибавления

Ох! Лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да

Фигуры прибавления Ох! Лето красное! любил бы я тебя, Когда б не
пыль, да комары, да мухи…
А. Пушкин
Многосоюзие - многократное повторение союза, что подчеркивает значение каждого компонента конструкции.

Слайд 39

Фигуры убавления

Швед, русский колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
А. Пушкин
Бессоюзие

Фигуры убавления Швед, русский колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет. А.
– отсутствие служебных слов в предложении, вследствие чего речь приобретает большую сжатость, компактность.

Слайд 40

Фигуры убавления

Я за свечку – свечка в печку.
Я за книжку

Фигуры убавления Я за свечку – свечка в печку. Я за книжку
– та бежать…
К. Чуковский
Эллипсис – пропуск в предложении слова, которое легко подразумевается из контекста.

Слайд 41

Фигуры убавления

Шел дождь и три студента, первый — в пальто, второй

Фигуры убавления Шел дождь и три студента, первый — в пальто, второй
— в университет, третий — в плохом настроении.
Зевгма - экспрессивная конструкция, состоящая из главного слова и зависящих от него однородных членов предложения, равноценных грамматически, но разноплановых по значению.

Слайд 42

Изобразительные средства выразительности

Изобразительные средства выразительности

Слайд 43

Задание. Определите, какие выразительные средства языка встречаются в данных предложениях.

Игру его любил

Задание. Определите, какие выразительные средства языка встречаются в данных предложениях. Игру его
творец Макбета.
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!
Путь шел по целине; люди падали с обрывов.
Я три тарелки съел.
Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.
Обязанность учителя – учить. Учитель должен быть у-чи-те-лем.
Из перерубленной берёзы градом лились прощальные слёзы.
Как бабочка, я на костёр Лечу и огненность целую.
О как мучительно тобою счастлив я.

Перифраза. Инверсия.
Риторический вопрос. Риторическое восклицание.
Синтаксический параллелизм.
Метонимия.
Многосоюзие.
Синонимия. Графика.
Сравнение. Олицетворение. Фразеологизм. Аллитерация.
Окказионализм. Сравнение.
Оксюморон. Инверсия.

Слайд 44

Лингвистический анализ текста
Выяснение фонетико-интонационных особенностей текста.
Анализ экспрессивных средств словообразования.
Лексические выразительные средства.
Грамматические (морфологические

Лингвистический анализ текста Выяснение фонетико-интонационных особенностей текста. Анализ экспрессивных средств словообразования. Лексические
и синтаксические) средства усиления выразительности текста.
Особенности графического (орфографического, пунктуационного) оформления текста.

Слайд 45

Задание. Выполните лингвистический анализ текста.

Если вы есть,- будьте первыми! Первыми – кем бы

Задание. Выполните лингвистический анализ текста. Если вы есть,- будьте первыми! Первыми –
вы ни были. Из песен – лучшими песнями. Из книг – настоящими книгами.
Ты, пожалуйста, добеги. Дотерпи, родной! Дотяни. Достони. Дохрипи. Смоги!.. Через все чужие «ни в жизнь»… Через все свои «не могу»…

Слайд 46

ОПРЕДЕЛИТЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

1.Лес, точно терем расписной…
…Стоит над светлою поляной. (И.Бунин)
2.Сквозь волнистые туманы пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет

ОПРЕДЕЛИТЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 1.Лес, точно терем расписной… …Стоит над светлою поляной. (И.Бунин)
она. (А.С.Пушкин).
3.Покатились глаза собачьи
золотыми звездами в снег. (С.Есенин).
4.Не то на серебре - на золоте едал. (А.Грибоедов).
5.Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.А.Крылов).
6.Поет зима, аукает.
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка. (С.Есенина).
7…наметали стог выше тучи.
… вино лилось рекой. (И.А.Крылов).
8.Мальчик с пальчик… (Н.Некрасов).
9.О чем ты воешь, ветр ночной,
О чем так сетуешь безумно?
10.Как огромный навозный жук,
Черный танк наползал жужжа.(А.Сурков)

Слайд 47

Проверьте себя

1.сравнение
2.эпитет
3.метафора
4.метонимия
5.метонимия
6.олицетворение
7.гипербола
8.литота
9.олицетворение
10.сравнение

Проверьте себя 1.сравнение 2.эпитет 3.метафора 4.метонимия 5.метонимия 6.олицетворение 7.гипербола 8.литота 9.олицетворение 10.сравнение

Слайд 48

Рекомендуемая литература

Сковородников А.П. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты.

Рекомендуемая литература Сковородников А.П. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и
Энциклопедический словарь-справочник.– М.: Флинта, 2005.
Мизинина И.Н., Тюрина Т.А. Выразительные средства языка. Справочное пособие. – М.: Н-ПРО, 2006.
Приходько В.К. Выразительные средства языка. Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2008.