Эпоха возрождения. XIV-XVI века. Проект подготовлен учеником 7 класса школы «Классика» ЮАО г.Москва Рыбаулиным Владимиром Руководите

Содержание

Слайд 2

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры
на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Слайд 3

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В
современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

Слайд 4

Основное.

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.Рост городов-республик

Основное. Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.Рост
привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

Слайд 5

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась
вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Слайд 6

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в
XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Слайд 7

Раннее возрождение.

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с

Раннее возрождение. Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время
1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Слайд 8

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической
древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.

Слайд 9

Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято

Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято
называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам.

Высокое возрождение.

Слайд 11

При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми

При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми
Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга.

Слайд 12

Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие

Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие
и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.

Слайд 13

Северное возрождение.

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в

Северное возрождение. Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять
отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».
Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Слайд 14

Наука.

Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире

Наука. Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о
и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

Слайд 15

Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и

Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и
Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

Слайд 18

В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный

В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный
фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации.

Слайд 19

Литература.

В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной,

Литература. В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической,
творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки
, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран...

Слайд 20

Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу,

Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу,
поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.
С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.

Слайд 21

Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали

Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали
Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания) С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни. Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания)

Слайд 22

Изобразительное искусство.

Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой,

Изобразительное искусство. Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с
ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане.

Слайд 23

Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое

Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое
отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

Слайд 24

Архитектура.

Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и

Архитектура. Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам
формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

Слайд 25

Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника:

Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника:
Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.

Слайд 26

Музыка.

В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и

Музыка. В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства
испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).

Слайд 27

Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии,

Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии,
вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели).

Слайд 28

В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и

В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и
только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде.

Слайд 29

Вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания

Вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания
светской музыки эпохи Возрождения. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле. В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде, скрипки — инструмента народного происхождения.
Имя файла: Эпоха-возрождения.-XIV-XVI-века.-Проект-подготовлен-учеником-7-класса-школы-«Классика»-ЮАО-г.Москва-Рыбаулиным-Владимиром-Руководите.pptx
Количество просмотров: 161
Количество скачиваний: 0