Слайд 2Вопросы:
Каково влияние поэзии Серебряного века на развитие русской литературы?
Почему возникли такие литературные
![Вопросы: Каково влияние поэзии Серебряного века на развитие русской литературы? Почему возникли](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/432888/slide-1.jpg)
течения, как символизм, акмеизм и футуризм?
Что нового внесли в литературу поэты Серебряного века?
Цели:
Формировать представление о литературных течениях Серебряного века.
Показать значение поэзии Серебряного века.
Задачи:
Научить выделять основные черты литературных течений Серебряного века.
Использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет – ресурсы и другие базы данных.
Слайд 3
Луна – символ ущерба, умирания, ощущение грядущих перемен.
«Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…»
А.
![Луна – символ ущерба, умирания, ощущение грядущих перемен. «Неслыханные перемены, Невиданные мятежи…» А. Блок](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/432888/slide-2.jpg)
Блок
Слайд 5Модернизм
(modeme -
современный)
![Модернизм (modeme - современный)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/432888/slide-4.jpg)
Слайд 6
Символизм
И невозможно нам предвидеть и понять,
В какие формы дух оденется
![Символизм И невозможно нам предвидеть и понять, В какие формы дух оденется](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/432888/slide-5.jpg)
опять.
Н. Минский
Символизм – первое и самое значительное из модернистских течений в России.
«Старшие символисты» (1890 г.) : В. Брюсов, К. Бальмонт, Д.Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб.
«Младшие символисты»(1900 г.):А. Блок, А.Белый, В. Иванов.
Слайд 7Значение символизма
Символисты придали поэтическому слову
подвижность и многозначность.
Научили русскую поэзию открывать в
![Значение символизма Символисты придали поэтическому слову подвижность и многозначность. Научили русскую поэзию](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/432888/slide-6.jpg)
слове дополнительные оттенки и грани смысла.
Расширили ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика.
Попытались создать новую философию культуры.
Поставили по-новому вопрос об общественной роли художника.
Сделали искусство более личностным.
Слайд 8Акмеизм
Акмеизм (от греч. аkme – высшая степень
чего-либо; расцвет; вершина; острие).
1910 –
![Акмеизм Акмеизм (от греч. аkme – высшая степень чего-либо; расцвет; вершина; острие).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/432888/slide-7.jpg)
возникновение акмеизма.
1911 – основано новое литературное объединение – «Цех поэтов».
Руководители «Цеха»: Н.Гумилев и С.Городецкий.
Акмеисты издали 10 номеров своего журнала «Гиперборей» (редактор М.Л.Лозинский), а также несколько альманахов «Цеха поэтов).
Слайд 9«Шекспир показал нам внутренний мир человека. Рабле – тело и его радости,
![«Шекспир показал нам внутренний мир человека. Рабле – тело и его радости,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/432888/slide-8.jpg)
мудрую физиологичность, Вийон поведал нам о жизни…Теофиль Готье для этой жизни нашел в искусстве достойные одежды безупречных форм. Соединить в себе эти четыре момента – вот та мечта, которая объединяет сейчас между собой людей , так смело назвавших себя акмеистами».
Николай Гумилев «Наследие символизма и акмеизма»
Слайд 10Футуризм
Футуризм (от лат. Futurum –будущее).
«Мы во власти новых тем: ненужность, бессмысленность ,
![Футуризм Футуризм (от лат. Futurum –будущее). «Мы во власти новых тем: ненужность,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/432888/slide-9.jpg)
тайна властной ничтожности воспеты нами. Мы презираем славу… Мы новые люди новой жизни…
(Из сборника «Садок Судей»)
Слайд 11Группы футуризма
кубофутуристы
эгофутуристы
«Мезонин поэзии»
«Центрифуга»
![Группы футуризма кубофутуристы эгофутуристы «Мезонин поэзии» «Центрифуга»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/432888/slide-10.jpg)
Слайд 12Значение футуризма
Футуризм заставил переживать искусство как проблему, изменил отношение к проблеме понятности
![Значение футуризма Футуризм заставил переживать искусство как проблему, изменил отношение к проблеме](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/432888/slide-11.jpg)
– непонятности в искусстве.
Важным следствием футуристических экспериментов явилось осознание того, что непонимание или неполное понимание в искусстве – не всегда недостаток, а порой необходимое условие полноценного восприятия.
Приобщение к искусству в этой связи понимается как труд и сотворчество, поднимается от уровня пассивного потребления до уровня бытийно – мировоззренческого.
Слайд 13Универсальные тенденции поэтики серебряного века.
Стремление к свободе (эстетическое своемыслие).
На рубеже веков перестраивается
![Универсальные тенденции поэтики серебряного века. Стремление к свободе (эстетическое своемыслие). На рубеже](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/432888/slide-12.jpg)
тематический строй русской лирики(социальные мотивы оказываются подчиненными мотивам творческого самоутверждения).
Активнее используется «ролевая» лирика(М.Цветаева: Я кабацкая царица, ты кабацкий царь»; Н. Гумилев: Я конквистадор в панцире железном»; А.Блок « Я отрок, зажигаю свечи…»).
Новое отношение к поэтическому слову: поэзия точных слов и конкретных значений в практике символистов и у их «наследников» уступила место поэзии намеков и недоговоренностей (интенсивное использование метафор).
Установка на музыкальность( использование приемов эмоционального «внушения»).
Разнообразие в метрике стиха и ритмике стихотворной речи.
Осуществление непрерывности развития культуры.
Слайд 14Выводы.
Поэзия Серебряного века имела большое значение для развития русской литературы XX века.
Она
![Выводы. Поэзия Серебряного века имела большое значение для развития русской литературы XX](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/432888/slide-13.jpg)
выражала настроения эпохи.
Определяла поиски новых путей в искусстве.
Разнообразие творческих индивидуальностей.
Привлекала читателя к сотворчеству.