Слайд 2«Стон Русской Земли»
Великие произведения искусства, рожденные в далекие времена, современны и

сегодня. Их создатели так глубоко проникли в тайны мира и человеческих отношений, что и мы - их потомки – можем найти в них ответы на волнующие нас вопросы. Одним из таких произведений является « Слово о полку Игореве », о котором известный литературовед Д. Лихачёв писал: «Каждая эпоха находит в нём новое и своё. Это предназначение подлинных произведений искусства: они говорят новое новому, и они всегда современны ».
Слайд 3«Князь Игорь», легли в основу балета События XII века уже знакомы лета

« Ярославна».
Музыку балета сочинил композитор из Санкт-Петербурга Борис Иванович Тищенко. Название балета не случайно. Образ Ярославны -это символ родины – матери , святой веры, самоотвержённости , верности. Музыка балета созвучна древнерусскому искусству и поэтическому повествованию «Слова»
После вступления звучит мужской хор «Стон Русской земли»
Мужской и женский хоры , введённые в партитуру балета, поют подлинный текст «Слова о полку Игореве» Музыка звучит, как неторопливое эпическое повествование. Хоры играют важную роль в драматургии: различные эмоциональные состояния героев, сопровождая пантомимические монологи и диалоги персонажей произведения.
Слайд 5Музыка балета с большой выразительной силой не только предаёт образы поэмы ,

но и рисует картины сражений. Живописная батальная сцена балета « Первая битва с половцами» насыщена грозными интонациями трубных кличей, энергичных воинственных барабанных ритмов. Развитие музыки идёт по нарастающей: от чередования коротких мотивов тревожного характера вначале до напряжённого безостановочного движения в конце, имитирующего скачку многочисленных всадников.
Слайд 6Привычные движения восточного танца ассоциируются с разрушительной женской силой , с действиями

бездушного механизма. Лица половцев скрыты. Подчёркнутая ритмичность их движений сочетается с рисунком танца, построенным на прямых линиях, мгновенных перестановках, переменах.
Для характеристики половцев композитор использует фон непрерывное и равномерное гудение басов на гнусавых созвучиях. В его фон врезаются не менее фантастические скольжения духовых инструментов- тромбона, трубы.
Начальные скольжения флейты из вступления к балету превращаются в этих живописных зарисовках в монотонно- волнообразное свистящее движение.
Слайд 8«Плач Ярославны», характеризующий главную героиню, - центральный эпизод балета. Использование интонаций плача,

причитания в русской народной музыке имеет давние традиции. Плачи исполнялись во время проводов в армию, на похоронах и свадебных церемониях.
Финальная сцена балета называется молитва.
Необузданной, дикой силе кочевников противопоставлена несокрушимая сила духа древних русичей.