А.Г.Венецианов.Личная жизнь.

Слайд 2

В 1815 году Венецианов женился на представительнице обедневшего дворянского рода Марфе Афанасьевне

В 1815 году Венецианов женился на представительнице обедневшего дворянского рода Марфе Афанасьевне
Азарьевой. В этом же году Алексей Гаврилович Венецианов покупает на имя жены Марфы Афанасьевны Азарьевой - она родом из этих мест - имение Сафонково (в 20 верстах от озера Удомля).

Марфа Венецианова

Слайд 3

Судя по всему, отношения супругов были, скажем так, своеобразными. Марфа Афанасьевна предстает

Судя по всему, отношения супругов были, скажем так, своеобразными. Марфа Афанасьевна предстает
женщиной доброй, мягкой - и очень болезненной. Из-за мигреней она целые дни проводила в постели. Нет, поначалу брак был по любви. Но с годами... Супруг, например, иногда будил Марфу Афанасьевну, осыпая свежесрезанными розами. Звучит поэтично, хотя в реальности это выглядело так: на лицо измученной, заснувшей на рассвете женщины вдруг падало что-то мокрое и колючее.
Для позирования художник отбирал «натурок» из крестьянских девушек. Образовался целый «гарем». «Натурки» заняли лучшие комнаты в барском доме, сильно потеснив хозяйку. Ночами живописец пировал с ними, веселые крики и дерзкие выходки изводили безответную Марфу Афанасьевну. При этом Венецианов оставил несколько теплых портретов супруги: милая, угасающая женщина.
Можно представить эту пару: энергичный, все успевающий, темпераментный, с примесью южных кровей муж (вдобавок по роду занятий окруженный юными прелестницами) и тихая, измученная болезнями жена, не выходящая из покоев. Нет, Венецианов относился к ней не зло. Просто, похоже, со временем Марфа Афанасьевна отошла для него на второй план - и художник жил своим делом, своими страстями.

Слайд 4

Жена Венецианова, Марфа Афаньевна, умерла в 1831-м.
После смерти жены А.Г.Венецианов поднимал двух

Жена Венецианова, Марфа Афаньевна, умерла в 1831-м. После смерти жены А.Г.Венецианов поднимал
маленьких дочерей. Художник прожил еще 16 лет. Ничего удивительного в том, что за эти годы, да и с учетом непростых семейных отношений, у него появилась другая женщина. В 1840-е годы в доме, похоже, воцарилась Елена Никитина.

Слайд 5

Елена Никитина

Как выглядела Елена Никитина, мы не знаем. Но можем предположить. На

Елена Никитина Как выглядела Елена Никитина, мы не знаем. Но можем предположить.
нескольких венециановских картинах 1840-х годов («Крестьянка Тверской губернии», «Туалет Дианы», «Спящая девушка») у героинь - примерно схожие черты: овал лица, подбородок... Впервые этот тип лица угадывается в «Крестьянке с васильками» (1830), хотя изображена там девчушка-полуребенок, застенчивая, милая. Но вот девочка выросла. С полотна «Крестьянки» молодая красавица смотрит чуть насмешливо, словно зная себе цену.

Слайд 6

Трагической гибели художника предшествовала громкая и неприятная история. Главными действующими лицами оказались

Трагической гибели художника предшествовала громкая и неприятная история. Главными действующими лицами оказались
помещик Венецианов, его приказчик Ларион Дмитриев и дворовая Елена Никитина.
В 1843 г. Ларион решился на отчаянный шаг - написал на хозяина жалобу тверскому губернатору. Он обвинял Никитину в том, что та состоит в недозволенной связи с барином (Венециановым, к тому времени вдовцом). Для Лариона все закончилось плачевно. Губернатор отреагировал письмом на имя уездного предводителя дворянства, в котором были и такие слова: «При сем прошу не оставить и обратить внимание на поведение г. Венецианова относительно дворовой женщины Никитиной». Но в результате арестовали, конечно, Дмитриева. Заключили в острог, осудили «за бродяжничество и несправедливую жалобу на помещика своего». Ларион был приговорен к наказанию плетьми и возвращен обратно «в вотчину», другими словами - Венецианову. Последний избавился от бывшего приказчика радикальным способом - отдал в солдаты.

Слайд 7

СЕЛЬСКАЯ МЕСТЬ

Перед нами просто треугольник, нередкий в тогдашней России: помещик, дворня и

СЕЛЬСКАЯ МЕСТЬ Перед нами просто треугольник, нередкий в тогдашней России: помещик, дворня
фаворитка из крестьянок. Конфликты, как правило, возникали между дворней и фаворитками. Мы не знаем, что за характер был у Елены Никитиной (не поэтической героини с портретов, а реальной женщины), но ее столкновение с Ларионом Дмитриевым налицо. Пострадал Дмитриев. Наверняка - к тихому возмущению прочего деревенского люда: Елена просто должна была в глазах односельчан восприниматься как выскочка, подмявшая под себя пожилого барина, и уже этим раздражать. Не только Елена, но и сам хозяин стать объектом ненависти. А может, не только Дмитриев пострадал от хозяйской фаворитки, от барина, неизменно принимавшего ее сторону, у других тоже были свои причины возненавидеть барина?
Имя файла: А.Г.Венецианов.Личная-жизнь..pptx
Количество просмотров: 198
Количество скачиваний: 0