Абраам Моль. Культурология

Содержание

Слайд 2

Абраам Моль

Абраам Моль (19.06.1920 г., Париж, - 25.05.1992 г., Страсбур), французский

Абраам Моль Абраам Моль (19.06.1920 г., Париж, - 25.05.1992 г., Страсбур), французский
физик, философ, психолог. Автор трудов по акустике, социальной психологии, эстетике, общей методологии науки. Наиболее известны работы Моля, в которых он предпринял опыт применения естественнонаучных методов к исследованию гуманитарной сферы.

Слайд 3

«Социодиамика культуры»

К пониманию феномена культуры А. Моль подходит как социальный психолог и

«Социодиамика культуры» К пониманию феномена культуры А. Моль подходит как социальный психолог
эстетик, опираясь на ставшие модными в первой половине 60-х годов ХХ века семиотический и кибернетический подходы. С этих позиций он определяет культуру как «интеллектуальный аспект искусственной среды, которую человек создает в ходе своей социальной жизни». При этом он различает два вида культуры: культуру «индивидуальную» и культуру «социальную». «Индивидуальная культура, — пишет он, — это экран знаний, на который индивидуум проецирует сообщения, получаемые им из внешнего мира». «Социальная культура», по его мнению, — это культура множества индивидов, составляющих социальную группу.

Слайд 4

Концепция мозаичной культуры

Мозаичная культура — социокультурная ситуация, характеризующаяся случайным, хаотическим восприятием разнородной

Концепция мозаичной культуры Мозаичная культура — социокультурная ситуация, характеризующаяся случайным, хаотическим восприятием
информации большинством субъектов, в результате чего эта информация не организуется сознанием субъекта в иерархически упорядоченные структуры, а состоит «из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей.

Слайд 5

Концепция мозаичной культуры.

Рассматривая «циклы распространения» элементов культуры через основные каналы коммуникации, Моль

Концепция мозаичной культуры. Рассматривая «циклы распространения» элементов культуры через основные каналы коммуникации,
отметил три главных момента:
Распространение созданного «сообщения культуры» требует от автора установления контактов с группой поддержки и распространения (издательства, студии, круг единомышленников и друзей), а также поиска средств копирования и тиражирования.
Необходим учет предшествующего опыта распространения и реакции публики.
Следует предвидеть зависимость обратного воздействия распространяемого сообщения от характеристики воздействующего (мнение специалиста, дилетанта, общественное мнение) и от канала распространения. Так, общественное мнение может оказать воздействие на создателя по прошествии нескольких лет после появления сообщения; критика (специалисты) — оказать влияние на творца через несколько месяцев; переданное по радио или телевидению сообщение — вызвать телефонные звонки или письма спустя несколько часов или дней после передачи.

Слайд 6

Понятие «мозаичная культура»: что это?

Мозаичная культура – это особый термин, который был

Понятие «мозаичная культура»: что это? Мозаичная культура – это особый термин, который
введен для интерпретации социокультурной ситуации, которая возникла в середине 20 века. Именно Абраам Моль первым высказал предположение о том, что ситуация в сфере культуры полностью изменилась: она обладает некоторой «мозаичностью», причем не только в своем формировании, но и в восприятии человеком. Произошло это по причине того, что теперь человеку открылись пути и источники информации, которые ранее считались фантастическими (телевидение, Интернет). Современный человек при этом характеризуется как дитя урбанизации и глобализации, которое получило образование в обществе либеральнозападного типа. По этой причине информация и ее фрагменты имеют для него одинаковую ценность, и он не стремится оценивать каждый элемент как отдельную и независимую единицу.

Слайд 7

Понятие «экран знаний» в теории мозаичной культуры .

Абраам Моль вывел еще одно,

Понятие «экран знаний» в теории мозаичной культуры . Абраам Моль вывел еще
очень значимое понятие – «экран знаний». Оно определяется, основываясь на несколько ключевых критериев:
• Обширность знаний, которая может быть проанализирована и воспринята человеком только при условии, что он достаточно образован и эрудирован;
• Плотность – информация должна быть связна и мобильна в случае перехода от одной системы к другой (это касается общественной системы, сферы культуры, политического режима);
• Глубина – информация имеет более теоретический уклон, человеку необходимо не только воспринимать ее, но и при помощи полученной информации применять ее на практике, усваивая знания и набираясь опыта;
• Оригинальность – выражение совершенно уникальной, новой точки зрения, которая может поменять мнение о происходящих процессах и событиях.

Слайд 8

Причины возникновения и характер распространения мозаичной культуры

Мозаичная культура сформировалась под воздействием

Причины возникновения и характер распространения мозаичной культуры Мозаичная культура сформировалась под воздействием
непрерывного и хаотичного потока информации. Главный ее источник – средства массовой информации, которые достигли пика своего развития в 21 веке, и продолжают дальше совершенствоваться. Такое большое количество знаний и информации, к тому же, с трудом поддается структурированию, что постепенно приводит к разрушению упорядоченности знания. Еще одна черта мозаичной культуры – ее фрагменты не образуют иерархичную систему. Но сила сцепления между знаниями позволяют характеризовать структуру как компактную и плотную, которая присуща экрану более широкой культуры – гуманитарной.