Абсолютизм как исследовательская проблема

Содержание

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Абсолютизм как теоретическая проблема.
2. Европейский абсолютизм в историографии.

СОДЕРЖАНИЕ 1. Абсолютизм как теоретическая проблема. 2. Европейский абсолютизм в историографии.

Слайд 3

ЛИТЕРАТУРА

Королевский двор в политической культуре средневековой Европы: Теория. Символы. Церемониал . М.,

ЛИТЕРАТУРА Королевский двор в политической культуре средневековой Европы: Теория. Символы. Церемониал .
2004.
Священное тело короля: Ритуалы и мифология власти. М., 2006.
Дэвис Н. История Европы. М., 2004.
Хеншелл Н. Миф абсолютизма: Перемены и преемственность в развитии западноевропейской монархии раннего Нового времени. СПб., 2003.
Люблинская А.Д. Франция при Ришелье. Французский абсолютизм в 1630-1642 гг. Л., 1982.

Слайд 4

Абсолютизм как проблема…

В начале XVII века многие англичане верили, что сущест­вует план

Абсолютизм как проблема… В начале XVII века многие англичане верили, что сущест­вует
превратить Англию в абсолютную монархию.
Дж. Миллер. Бурбоны и Стюарты. (1987 г.)
Начиная с Якова I и заканчивая сэром Эдуардом Коком и Джоном Пимом... все соглашались с тем, что Англия – абсолютная монархия.
Дж. Хекстер. Парламентская история. (1982 г.)

Слайд 5

В поисках абсолютизма…

Политические системы Нового времени:
Республики (Швейцария, Венеция, Нидерланды)
Конституционные монархии (Великобритания, Швеция)
Абсолютные

В поисках абсолютизма… Политические системы Нового времени: Республики (Швейцария, Венеция, Нидерланды) Конституционные
монархии (Франция, Австрия)
Города-республики
(Дубровник, Генуя, Женева);
Мелкие княжества (Курляндия);
Клерикальные государства
(Авиньон)
Священная Римская империя
Пруссия

Слайд 6

Теоретическое обоснование абсолютизма: Жан Боден (1530-1596)

Верховная власть в государстве - «высшая и

Теоретическое обоснование абсолютизма: Жан Боден (1530-1596) Верховная власть в государстве - «высшая
не ограниченная законами власть над гражданами и подданными»;
государственное правление осуществляет совокупность семейств, находящихся под управлением «высшей и вечной власти»
суверен связан естественным правом и своими обещаниями

Слайд 7


«Да будет так именем Его наисовершенного Королевского Величества, по совету и

«Да будет так именем Его наисовершенного Королевского Величества, по совету и с
с одобрения духовных и светских лордов, и общин, собравшихся в парламенте».

Слайд 8

Абсолютизм как орудие общественных перемен

Возникает как средство преодоления децентрализации
Означает противопоставление личной власти

Абсолютизм как орудие общественных перемен Возникает как средство преодоления децентрализации Означает противопоставление
одного человека власти представительных органов
Сосуществует с конституционными системами правления

Слайд 9

«Абсолютный» или «Абсолютизм»

Термин «абсолютизм» появляется в начале XIX в.
«Абсолютизм» деспотичен;
«Абсолютизм» автократичен;
«Абсолютизм»

«Абсолютный» или «Абсолютизм» Термин «абсолютизм» появляется в начале XIX в. «Абсолютизм» деспотичен;
бюрократичен;
В Англии абсолютизма не было.

Слайд 10

Французские «абсолютные» монархи и английские «ограниченные»

Классическая модель:
Централизованная власть;
Развитый бюрократический аппарат;
Регулярная армия;
Постоянные налоги

Английская

Французские «абсолютные» монархи и английские «ограниченные» Классическая модель: Централизованная власть; Развитый бюрократический
модель «с особенностями»
Развитые органы местного самоуправления;
Отсутствие развитой бюрократической системы;
Отсутствие регулярной армии

Слайд 11

Французские и английские монархи: и «абсолютные» и «ограниченные»

Большинство монархов являлись одновременно и

Французские и английские монархи: и «абсолютные» и «ограниченные» Большинство монархов являлись одновременно
«абсолютными» и «ограниченными». Они были абсолютными, когда осуществляли свои обширные прерогативы, и ограниченными, когда вели переговоры с подданными об их правах.

Слайд 12

4 пути «абсолютизма»

Марксисты: абсолютизм как реакция на социально-экономическую модель;
Абсолютизм как политическое воплощение

4 пути «абсолютизма» Марксисты: абсолютизм как реакция на социально-экономическую модель; Абсолютизм как
теории;
Абсолютизм как результат «военной революции»;
Абсолютизм как фактор общественной динамики

Слайд 13

Признаки абсолютизма

Монарх рассматривается как единственный источник закона, власть его не ограничивается ни

Признаки абсолютизма Монарх рассматривается как единственный источник закона, власть его не ограничивается
обычаем, ни каким-либо органом власти;
Монарх распоряжается казной, устанавливает налоги, имеет в своем распоряжении профессиональную армию и разветвленный аппарат чиновников с жестко регламентированными функциями, что ведет к унификации управления;
Абсолютистское государство активно вмешивается в экономику, усиливает ее милитаризацию, защищает национальное производство в соответствии с принципами меркантилизма, в то время как непререкаемый авторитет высшей власти поддерживался идеологически.

Слайд 14

Дореволюционная российская историография

Абсолютизм – закономерное явление периода разрушения хозяйственной автономии феодального общества,

Дореволюционная российская историография Абсолютизм – закономерное явление периода разрушения хозяйственной автономии феодального
перехода к товарно-денежным отношениям и новой организации экономики;
Акцент ставился на интересы укреплявшегося класса буржуазии (концепция торгового капитала М.Н. Покровского);
Ассоциирование бюрократии с монархом в глазах народа (В. Герье);
«Революция фактическая - есть момент определения в народных представлениях власти монарха...» (В. Розанов)

Слайд 15

Советская историография
Концепция абсолютизма как арбитра в условиях «равновесия» сил буржуазии и дворянства

Советская историография Концепция абсолютизма как арбитра в условиях «равновесия» сил буржуазии и
(С.Д. Сказкин);
Абсолютизм рассматривался как полицейское государство, призванное, с одной стороны, подавлять народные массы, а с другой – делать буржуазию политически бессильной и отвлекать ее от революции;

Слайд 16

Дискуссии об абсолютизме 1960-1970-х гг.

С.М. Троицкий, А.А. Преображенский, С.А. Покровский, А.Я. Аврех, М.П.

Дискуссии об абсолютизме 1960-1970-х гг. С.М. Троицкий, А.А. Преображенский, С.А. Покровский, А.Я.
Павлова-Сильванская, А.Н. Чистозвонов, А.М. Сахаров, И.А. Федосов, Б.Ф. Поршнев, С.Д. Сказкин, А.Д. Люблинская, В.Н. Малов, П.П. Черкасов.
Потеряла свою силу концепция «равновесия», абсолютизм стал рассматриваться в теснейшей связи с условиями конкретных государств;
Большое внимание стало удаляться аспектам внутренней политики, при этом как образец рассматривался французский (классический) вариант абсолютизма

Слайд 17

Подходы к абсолютизму (по результатам дискуссии 1968-1972 гг.)

понимание абсолютизма как формы феодальной монархии;

Подходы к абсолютизму (по результатам дискуссии 1968-1972 гг.) понимание абсолютизма как формы

понимание абсолютизма как формы монархии, эволюционирующей от феодального государства к буржуазному;
понимание абсолютизма как формы политической надстройки;
понимание абсолютизма как формы феодально-крепостной диктатуры.

Слайд 18

Зарубежная историография абсолютизма: П. Шоню

формулирует типологию европейских регионов, проводит детальный имущественный

Зарубежная историография абсолютизма: П. Шоню формулирует типологию европейских регионов, проводит детальный имущественный
и социальный анализ сословий в Европе позднего феодализма и утверждает, что «опорой короля Франции были католические чиновники и протестантские банкиры…»

Слайд 19

Зарубежная историография абсолютизма: Э. Ле Руа Ладюри

«История Франции. Королевская Франция.
От Людовика XI

Зарубежная историография абсолютизма: Э. Ле Руа Ладюри «История Франции. Королевская Франция. От
до Генриха IV. 1460-1610»
внимание «материальным « и демографическим факторам;
теоретическое правовое обоснование королевской власти, анализ ее сакральной символики;
автор показывает не только механизм формирования абсолютизма и гибкость государственной власти, но и указывает на его особенности в сравнении с монархиями других стран

Слайд 20

Зарубежная историография абсолютизма: Н. Дэвис

«Абсолютизм в особенности нужно рассматривать с осторожностью. Это

Зарубежная историография абсолютизма: Н. Дэвис «Абсолютизм в особенности нужно рассматривать с осторожностью.
нечто меньшее, чем цари и султаны, не имевшие никаких институциональных преград в своей власти. Но абсолютизм и больше, чем просто дух авторитаризма… Несомненно, корни абсолютизма следует искать в позднем феодальном периоде, когда укреплявшиеся монархии боролись с вековыми привилегиями провинций и дворянства, а также в католическом мире, где католическая церковь не подчинялась прямому политическому контролю… Абсолютизм невозможен ни в условиях протестантизма, ни в условиях православия…В Британии, Пруссии, Польско-Литовском государстве и в России абсолютизма не было никогда по весьма различным причинам»

Слайд 21

Зарубежная историография абсолютизма: Н. Хеншел «Миф абсолютизма»

Термин «абсолютизм» не соответствует своему содержанию, он

Зарубежная историография абсолютизма: Н. Хеншел «Миф абсолютизма» Термин «абсолютизм» не соответствует своему
деформирует и искажает исторические реалии, порождает историографические штампы, ставит в один ряд страны в совершенно разными моделями развития, исключает Англию из общеевропейского исторического процесса. Автор так подводит итог своей работы: «…абсолютистский сценарий поздно исправлять. Никакие вырезки и переписывания не смогут его спасти… Сохранять название «абсолютизм», изменяя большую часть его содержания – полумера, ведущая к непоправимым заблуждениям…нет нужды далее продлевать ему жизнь».
Имя файла: Абсолютизм-как-исследовательская-проблема-.pptx
Количество просмотров: 225
Количество скачиваний: 0