Александр Николаевич Островский (1823 – 1886)

Содержание

Слайд 2

Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали

Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали
свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать – у нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театром Островского».

Из письма И.А.Гончарова

Слайд 3

Из истории создания пьесы «Гроза» Литературная экспедиция по Верхней Волге 1856-1857гг.

В 1856

Из истории создания пьесы «Гроза» Литературная экспедиция по Верхней Волге 1856-1857гг. В
году Морское министерство организовало литературно-этнографическую экспедицию с целью “описания жизни, быта и промыслов населения, живущего по берегам морей, озёр и рек Европейской России”. В ней принял участие и А.Н. Островский, совершив поездку от истоков Волги до Нижнего Новгорода. В качестве исследователя драматург побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве — не случайно славу вымышленного Калинова оспаривали сразу несколько приволжских городков!
Сильный талантом художник не в состоянии был упустить благоприятный случай… Он продолжал наблюдения над характерами и миросозерцанием коренных русских людей. Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила на те из них, которые составляют честь и гордость отечественной литературы.
«Грозу» не Островский написал… «Грозу» Волга написала.
Известный театральный деятель С.А.Юрьев

Слайд 4

Наружно красивый Торжок, ревниво оберегавший Новгородскую старину до странных обычаев девичьей свободы

Наружно красивый Торжок, ревниво оберегавший Новгородскую старину до странных обычаев девичьей свободы
и строгого затворничества замужних, вдохновил Островского на глубоко поэтическую «Грозу» с шаловливою Варварой и художественно изящной Катерной.
Из воспоминаний друга Островского С.В.Максимова

Слайд 5

«Гроза»

Две тенденции освещения традиционного уклада жизни — критическая, обличительная и поэтизирующая —

«Гроза» Две тенденции освещения традиционного уклада жизни — критическая, обличительная и поэтизирующая
в полной мере проявились и соединились в трагедии Островского «Гроза» (1859). Это произведение, написанное в жанровых рамках социально-бытовой драмы, одновременно наделено трагической глубиной и исторической значимостью конфликта.

Слайд 6

“Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! …пятьдесят лет я каждый день гляжу

“Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! …пятьдесят лет я каждый день гляжу
на Волгу и всё наглядеться не могу… Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”.

Слайд 7

Герои пьесы

Тихон

Марфа Игнатьевна Кабанова

Варвара

Савел Прокофьевич Дикой

Катерина

Герои пьесы Тихон Марфа Игнатьевна Кабанова Варвара Савел Прокофьевич Дикой Катерина

Слайд 8

Система образов в драматическом произведении

Система образов – совокупность литературных героев в художественном

Система образов в драматическом произведении Система образов – совокупность литературных героев в
произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла.

Слайд 9

Система образов драмы «Гроза»

Система образов драмы «Гроза»

Слайд 10

«Миры» города Калинова

Мир «отцов города» (Дикой, Кабанова-Кабаниха);
Мир «детей города» (разные позиции: Тихон,

«Миры» города Калинова Мир «отцов города» (Дикой, Кабанова-Кабаниха); Мир «детей города» (разные
Варвара, Кудряш);
Мир «странников» (Феклуша);
Мир «пришлых» - других (Борис из Москвы, Катерина до замужества);
Мир Кулигина (поэзия XVIIIвека, наука, красота природы)

Слайд 11

На каком основании сгруппированы герои?

На каком основании сгруппированы герои?

Слайд 12

“А как же вы в афишке пропустили грозу? Ведь она тоже действующее лицо”
Гроза

“А как же вы в афишке пропустили грозу? Ведь она тоже действующее
здесь не только природное явление, но и непосредственный участник действия пьесы – действие разворачивается под звуки грома.
Гроза - символ идеи этого произведения, герои драмы характеризуются через отношение к грозе. Для одних- это предвестник бури, «голос свыше», кара небесная, людская злоба, угнетение, а для других- очищение, начало новой жизни. Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу:
«Гроза убьет!» «Не гроза это, а благодать!»

Слайд 13

Смысл заглавия драмы «Гроза»

Гроза – атмосферное явление, при котором в облаках или

Смысл заглавия драмы «Гроза» Гроза – атмосферное явление, при котором в облаках
между облаками и землей возникают сильные электрические разряды (молнии), сопровождающиеся громом.

Слайд 14

Гроза

О ком- нибудь или о чем- нибудь, наводящем ужас, внушающем сильный страх;
Страх,

Гроза О ком- нибудь или о чем- нибудь, наводящем ужас, внушающем сильный
угроза, кара, наказание;
Опасность, беда, бедствие;
О характере человека (строгий);
Грозить – предвещать дурной исход, плохие последствия

Слайд 15

Проводы Тихона

Проводы Тихона

Слайд 16

Семья Кабановых

Семья Кабановых

Слайд 17

Катерина и Борис. (Сцена прощания)

Катерина и Борис. (Сцена прощания)

Слайд 18

Финал. Гибель Катерины

Финал. Гибель Катерины
Имя файла: Александр-Николаевич-Островский-(1823-–-1886).pptx
Количество просмотров: 151
Количество скачиваний: 0