Александр Сергеевич Пушкин «Повести Белкина»

Содержание

Слайд 2

«ВЫСТРЕЛ» «МЕТЕЛЬ» «ГРОБОВЩИК» «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ» «БАРЫШНЯ – КРЕСТЬЯНКА»

Написаны в Болдино в 1830 году

«Повести покойного Ивана Петровича

«ВЫСТРЕЛ» «МЕТЕЛЬ» «ГРОБОВЩИК» «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ» «БАРЫШНЯ – КРЕСТЬЯНКА» Написаны в Болдино в
Белкина»

Слайд 3

«У ВЕЛИКИХ ПОЭТОВ, У ПУШКИНА, ЭТА ГАРМОНИЧЕСКАЯ ПРАВИЛЬНОСТЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ДОВЕДЕНА ДО

«У ВЕЛИКИХ ПОЭТОВ, У ПУШКИНА, ЭТА ГАРМОНИЧЕСКАЯ ПРАВИЛЬНОСТЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ДОВЕДЕНА ДО
СОВЕРШЕНСТВА». ЛЕВ ТОЛСТОЙ

«Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».
А.С.Пушкин

Осенью 1830 года Пушкин начинает писать «смиренной прозой» о простых людях реальной последекабристской России, их надеждах, любви, страданиях, разочарованиях, повседневных трагедиях, комических приключениях.

Слайд 4

Тема его повестей, всего их цикла – счастье человека в народном его

Тема его повестей, всего их цикла – счастье человека в народном его
понимании. Есть житейская мудрость, правила бытового поведения, общепринятая мораль, простая необходимость. Они закреплены в катехизисах, прописях, но следование им не всех и не всегда приводит к удаче, иначе давно наступил бы рай на русской земле. Нужно, чтобы судьба подарила человеку счастье, чтобы удачно сошлись обстоятельства. В «Повестях Белкина» показано, что нет безвыходных положений, за счастье надо бороться, и оно будет, даже если оно невозможно.

«Правда - хорошо, а счастье лучше».
А.Н.Островский

Слайд 5

Другу П.Плетневу Пушкин писал: «Ты не можешь вообразить, как весело удрать от

Другу П.Плетневу Пушкин писал: «Ты не можешь вообразить, как весело удрать от
невесты, да и засесть стихи писать… Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется». Что же это за весело написанные повести, заставившие хохотать замкнутого, всегда печального поэта Баратынского? Это «замечательные анекдоты», занимательные истории, в них ощутимо веселое лукавство ума, русский юмор, добрая насмешливость, склонность к сатире и пародии. Что вовсе не исключает присутствия мыслей, пушкинской глубины и серьезности в разработке тем и характеров.

Слайд 6

«ВЫСТРЕЛ» …С ТЕХ ПОР НЕ ПРОШЛО НИ ДНЯ, ЧТОБЫ Я НЕ ДУМАЛ О

«ВЫСТРЕЛ» …С ТЕХ ПОР НЕ ПРОШЛО НИ ДНЯ, ЧТОБЫ Я НЕ ДУМАЛ
МЩЕНИИ…

Тема противоборства личности с судьбой.
Главный герой – Сильвио – человек огромной силы страстей и подлинного благородства.
Сильвио совершает не месть, а возмездие

Неравенство,
приводящее к несчастью.

Пушкин пародирует здесь обычную для того времени романтическую повесть, но история упорной борьбы смелого гордого человека за свое счастье и достоинство получилась весьма реалистическая и серьезная.

Слайд 7

«МЕТЕЛЬ»

Истинные человеческие отношения герои повести пытаются заменить литературным каноном.
Главные герои – Марья

«МЕТЕЛЬ» Истинные человеческие отношения герои повести пытаются заменить литературным каноном. Главные герои
Гавриловна, Владимир и Бурмин.
Силы природы – метель- оказывается сильнее игры Владимира и Маши. Случай умнее «книжных» намерений героев.

Пародируется романтическая баллада Жуковского: неравная любовь, родительский запрет, ночь, зима, метель, тайная свадьба в удаленной церкви, сани, по снежной дороге несущие богатую невесту к нищему жениху, роковая путаница, смерть жениха.

Слайд 8

«ГРОБОВЩИК»

Пушкин здесь со стороны бытовой и даже комической неожиданно подходит к очень

«ГРОБОВЩИК» Пушкин здесь со стороны бытовой и даже комической неожиданно подходит к
серьезной теме «Пира во время чумы». Живой человек посвятил себя смерти, похоронам, покойникам, ему обидно слышать попреки живых и легко пригласить к себе на новоселье своих клиентов-мертвецов.

Пародируются опера Моцарта и страшные истории романтиков.

Таково счастье гробовщика, позволившее нам не только заглянуть в его заскорузлую душу, но и увидеть живописный уголок реальной питерской жизни.

Слайд 9

«БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»

Маленькая изящная комедия положений с переодеваниями во французском вкусе, разворачивающаяся в русской

«БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА» Маленькая изящная комедия положений с переодеваниями во французском вкусе, разворачивающаяся в
дворянской усадьбе.
Главные герои: два богатых русских барина-соседа, Муромский и Берестов, их дети - Алексей Берестов и Лиза Муромская, ровесники и богатые наследники.

Она добро, смешно и остроумно пародирует знаменитую трагедию – «Ромео и Джульетту» Шекспира.

Все эти сложные романтические ходы любви новых Ромео и Джульетты были отменены простым счастливым стечением обстоятельств. Счастье их было обычным, и не было в нем шекспировской трагедии и романтизма.

Слайд 10

«СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»

Должность, похожая на «настоящую каторгу», не исчерпывает человека в целом.
Главные герои

«СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ» Должность, похожая на «настоящую каторгу», не исчерпывает человека в целом.
– Самсон Вырин и его дочь Дуняша.
Добросердечие, доверчивость, любовь к Дуне делают его беззащитным перед горем.
Самсон Вырин с его покорностью судьбе («что суждено, того не миновать») оказывается жертвой не только своего бесправного положения, но и слепоты своих мрачных пророчеств, заставивших его действительно страдать, спиться и умереть

Пушкин выстраивает повесть на развитии двух судеб и характеров – отца и дочери.

Пушкин создал в своем Самсоне Вырине поразительно емкий, правдивый образ простого, маленького человека и показал все его права на звание и достоинство человека. Вдруг понимаешь, что маленьких людей не бывает, все мы человеки. Этого униженного и оскорбленного безмерно жаль, ибо видишь и понимаешь его простую страшную беду, его страдания и слезы, его одинокую тоску, мучительные воспоминания о дочери.

Имя файла: Александр-Сергеевич-Пушкин-«Повести-Белкина».pptx
Количество просмотров: 220
Количество скачиваний: 2