Анализ классической мебели на примере проектов А.Н. Воронихина

Содержание

Слайд 2

Одним из прекрасных мастеров русского классицизма и ампира был архитектор А.Н.

Одним из прекрасных мастеров русского классицизма и ампира был архитектор А.Н. Воронихин
Воронихин (1759–1814 гг.), спроектировавший Казанский собор и Горный институт. Он много работает над интерьерами создаваемых им и реконструируемых зданий, проектируя, в том числе мебель, светильники, обивочные и драпировочные ткани, декоративные хрустальные вазы и т.д.

Слайд 3

Мебель для Павловского дворца – гостиные гарнитуры парадных залов и комнат жилой

Мебель для Павловского дворца – гостиные гарнитуры парадных залов и комнат жилой
половины, отличающиеся своеобразной формой и необычностью декоративного решения, создавались по заказам зодчего в петербургских мастерских К. Шейбе, Ф. Гагемана и др.

Слайд 4

Диван и кресла из Греческого зала, обитые гобеленами мануфактуры Бове, принадлежат к

Диван и кресла из Греческого зала, обитые гобеленами мануфактуры Бове, принадлежат к
ранним мебельным идеям архитектора. Из гарнитура в жилых комнатах Павловского дворца происходит диван – «кушет» на опорах в виде лап с львиными головами – излюбленный прием трактовки ножек мебели для сидения в виде звериных и птичьих конечностей.

Диван и кресла из Гостиного гарнитура Греческого зала Павловского дворца

Слайд 5

Кресло А. Н. Воронихина из гарнитура
Греческого зала

Кресло А. Н. Воронихина из гарнитура Греческого зала

Слайд 6

В предметах Павловского дворца узнаются типы и мотивы античной мраморной и бронзовой

В предметах Павловского дворца узнаются типы и мотивы античной мраморной и бронзовой
мебели, в частности, образцов, найденных при раскопках Геркуланума и Помпей.
Благодаря обнаруженным в упоминавшемся увраже П.Н. Бовалле эскизам становится ясно, что античные прототипы были восприняты русским архитектором в их французской интерпретации и переработаны в сторону большей полихромности и цветной насыщенности

Слайд 7

Для мебели залов Мира и Войны Воронихин использовал форму античного курульного кресла

Для мебели залов Мира и Войны Воронихин использовал форму античного курульного кресла
на львиных лапах, с устоями в виде пучков стеблей, перехваченных золочеными жгутами.

Слайд 8

Павловский дворец, жилые покои императрицы Марии Федоровны, Воронихин

Павловский дворец, жилые покои императрицы Марии Федоровны, Воронихин

Слайд 9

Изобретательность Воронихина проявилась и в решении мебели для сидения. Спинки диванов и

Изобретательность Воронихина проявилась и в решении мебели для сидения. Спинки диванов и
кресел архитектор решает то в виде грифонов, прячущихся в пышных акантовых зарослях (Греческий зал, 1805), то в виде изысканных по рисунку пальмет (павильон «Вольер», 1807) или орнамента из змей (гарнитур из дома Шуваловых, 1805), поражающего совершенством и одновременно простотой

Диван из гостиного гарнитура для графов Строгановых.

Слайд 10

Увлечение патинированной «раскопочной» бронзой выразилось в обращении к окрашенным в темно-зеленый

Увлечение патинированной «раскопочной» бронзой выразилось в обращении к окрашенным в темно-зеленый цвет
цвет деталям, которые в сочетании с позолотой и яркими обивками стали отличительным признаком воронихинской мебели, воспринимающейся сегодня как специфически русское явление

Кресло-жардиньерка из библиотеки вдовствующей императрицы Марии Федоровны
Санкт – Петербург. Мастерская К. Шейбе по рисунку А.Н. Воронихина. 1806
Береза, резьба, окраска под бронзу, позолота; ткань; вышивка
117х94х71 Павловск

Слайд 11

Идея этого необычного мебельного предмета, соединяющего функции рабочего кресла и подставки для

Идея этого необычного мебельного предмета, соединяющего функции рабочего кресла и подставки для
цветов, была заимствована Воронихиным из увража П.Н. Бовалле
«Fragments d architecture, sculpture, et peinture», изданного в Париже в 1804 году. Позаимствовав композицию, архитектор изменил форму локотников и завершение спинки, упростил решение обвязки сиденья, сохранив при этом такие детали, как ножки, заканчивающиеся лапами, витые каннелюры на «рогах изобилия» и вышивки по канве на спинке и сиденье.

Слайд 12

Стол. 1810-е годы. Россия. Проект:А.Н.Воронихин. Красное дерево. Предмет относится к числу так

Стол. 1810-е годы. Россия. Проект:А.Н.Воронихин. Красное дерево. Предмет относится к числу так
называемой "павловской мебели".Этот термин относится к типу мебели, создававшейся для Павловского дворца после пожара 1803 года. Представленный стол является замечательным образцом русской мебели "золотого века". Размер:79х89х126см.

Создание столика принято связывать с именем А.Н. Воронихина (по силуэту он близок к столу, изображенному на эскизе Кабинета – «фонарик»). Включение в декор необычных герм в виде головок зефиров также свидетельствует в пользу авторства зодчего. Подобные бронзовые головки встречаются во французской мебели 1800-х годов. Учитывая то факт, что Воронихин некоторое время провел в Париже, вернувшись в Россию, продолжал следить за новыми проектами французских художников-декораторов, такое предположение вполне обосновано.

Слайд 13

В вещах, исполненных по рисункам Воронихина, ясно намечается та черта, которая

В вещах, исполненных по рисункам Воронихина, ясно намечается та черта, которая станет
станет характерной для всей русской мебели первой третиXIX века – два варианта решения интерьера и обстановки: парадный и бытовой.

Слайд 14

Кресла и диваны Греческого зала Павловского дворца с резными ажурными спинками, декорированными

Кресла и диваны Греческого зала Павловского дворца с резными ажурными спинками, декорированными
грифонами, и локотниками в виде орлов, – великолепный образец парадной мебели. Мотив орла, дважды примененный за несколько лет до этого в тронных креслах по проектам архитектора Дж. Кваренги, широко используется и развивается Воронихиным. 

Иного рода очарование присуще мебели по проектам Воронихина, предназначенной для жилых, неофициальных помещений. Примерами такой мебели могут служить предметы обстановки Розового павильона в Павловске. Это мебель легких форм и светлых тонов, в основном из волнистой березы, золотистый оттенок которой подчеркнут вставками из черненого дерева. Иногда предметы вообще лишены украшений, и вся их красота состоит в тонко найденных и гармоничных пропорциях. Часто мебель украшалась шерстяными вышивками, также по эскизам Воронихина

Слайд 15

Розовый павильон

Розовый павильон

Слайд 16

Для павильона "Вольер" по его проектам создавались более строгие одинаковой формы кресла

Для павильона "Вольер" по его проектам создавались более строгие одинаковой формы кресла
и стулья из полированного дерева с темной прорезной пальметтой на светлой полированной березовой спинке.
Для жилых комнат Павловского дворца - мебель тех же форм, но из красного дерева. Воронихин не использовал в своей мебели бронзовых украшений; вся резьба выполнялась из дерева, потом золотилась или покрывалась черно-   зеленым тоном под старую бронзу.

Слайд 18

Орнаментировка воронихинской мебели выполняется в русле принятой в то время антиквизирующей

Орнаментировка воронихинской мебели выполняется в русле принятой в то время антиквизирующей тематики
тематики стиля ампир. Те же розетки, венки, пальметты, геометризированные растительные орнаменты, трофеи, кариатиды, аллегорические фигуры, орлы, лебеди, грифоны и т.п., но их трактовка поражает своим разнообразием, богатством выдумки и особым изяществом исполнения

Диван-кушет из красного дерева с резьбой и вышивкой, кресло-жардиньерка
(то есть подставка под цветы) из массива березы с позолотой и вышивкой.
Все – из личных покоев Марии Федоровны

Слайд 19

Кресло. сер. 19в.

Кресло. сер. 19в.

Слайд 20

Туалетный столик, столик для рукоделия, украшенный вышивкой
(по проекту Воронихина), дамское бюро

Туалетный столик, столик для рукоделия, украшенный вышивкой (по проекту Воронихина), дамское бюро

Слайд 21

Воронихину приписывается целый ряд предметов корпусной мебели из Павловского дворца –

Воронихину приписывается целый ряд предметов корпусной мебели из Павловского дворца – секретеров,
секретеров, рабочих столиков, столов – жардиньерок, изготовленных в мастерской Г. Гамбса, а также мебель для Розового павильона, сооруженного по проекту архитектора.
Все эти предметы, выполненные из красного дерева, эбена и мореной корневой березы
богато украшены патинированной и золоченой бронзой;
сложные композиции и изобретательные по силуэту,
со вставками в виде живописных картин, гравюр или вышивок,
занимают особое место в истории русского мебельного искусства и дают полное основание говорить о самобытности русской мебели начала ХIХ века, отличительными
особенностями которой стали:
запоминающаяся пластика силуэтов,
полихромность и
сочетание различных материалов
Имя файла: Анализ-классической-мебели-на-примере-проектов-А.Н.-Воронихина.pptx
Количество просмотров: 44
Количество скачиваний: 0