Анализ лирического произведения

Содержание

Слайд 2

По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и

По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками
тлетворный дух. Вдали над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, Чуть золотится крендель булочной, И раздается детский плач. И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки. Над озером скрипят уключины И раздается женский визг, А в небе, ко всему приученный Бесмысленно кривится диск. И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной Как я, смирен и оглушен. А рядом у соседних столиков Лакеи сонные торчат, И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas!»* кричат.

И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна Дыша духами и туманами, Она садится у окна.
И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены, Мне чье-то солнце вручено, И все души моей излучины Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине.

Слайд 3

1. ПРОИЗВЕДЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСТВА ПОЭТА

В период 1906 г. поэт порывает со

1. ПРОИЗВЕДЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСТВА ПОЭТА В период 1906 г. поэт порывает
своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь — Л.Д. Менделеева к его близкому другу — поэту Андрею Белому. Время войн и революций. Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный поселок Озерки. Торжественно-возвышенное настроение после стихов о Прекрасной Даме сменяется разочарованности в реальной действительности, чувство тревоги за мир, который нуждается в спасении. “Страшный мир” - вторая книга стихов Блока. Так назвал Блок мир, в который он пришел в начале XX века. Ощущение неблагополучия жизни, ее трагических противоречий, порожденного ими “глухого мрака” - предпосылка всего творчества Блока.

Слайд 4

2. НАПРАВЛЕНИЕ, К КОТОРОМУ ОТНОСИТСЯ СТИХОТВОРЕНИЕ

Символизм (младший символизм). У символистов творчество сосредоточенно

2. НАПРАВЛЕНИЕ, К КОТОРОМУ ОТНОСИТСЯ СТИХОТВОРЕНИЕ Символизм (младший символизм). У символистов творчество
в основном на выражении интуитивно постигаемых идей и смутных чувств посредством символа. Поэзия А. Блока — поэзия намеков, которые читатель должен понять, расшифровать самостоятельно и в согласии с ними дорисовать картину реальности, или фантазии, или, условно говоря, “душевного пейзажа” — переживания или мироощущения поэта.

Слайд 5

4. ЛИРИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ

Идейно-тематический уровень.
Идея – инфернальность окружающего мира и присутствие в мире

4. ЛИРИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ Идейно-тематический уровень. Идея – инфернальность окружающего мира и присутствие
«недосягаемого» идеала.
Тема – встреча незнакомки

Слайд 6

5. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

Вовлечённый и отстранённый: он замечает грязь и безнравственность окружающего мира,

5. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ Вовлечённый и отстранённый: он замечает грязь и безнравственность окружающего
однако при этом присутствует в злачном месте, пьёт.
Незнакомка видится ему как идеал, несмотря на её обезличенность, но он не может подобраться к идеалу (+Гоббс)

Слайд 7

РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Стихотворение написано ямбом (5-ти и 4-х-стопным) с большим количеством пиррихиев (в

РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Стихотворение написано ямбом (5-ти и 4-х-стопным) с большим количеством пиррихиев
1,3 сторках), рифма – перекрёстная. Это делает текст более музыкальным, размеренным.

Слайд 8

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Антитеза (реальность мира/романтический идеал – 1 и 2 части заканчиваются 1

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА Антитеза (реальность мира/романтический идеал – 1 и 2 части заканчиваются
фразой(!))
Параллелизм (булочный крендель над дачами – диск луны над миром)
Эпитеты (тлетворный дух, таинственная и терпкая влага, бездонные очи)
Метафоры (диск в небе)
Олицетворения (кривится диск, воздух дик)

Слайд 9

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Начало стихотворения - взгляд «над» - пространство сужается (пространственная антитеза) –

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Начало стихотворения - взгляд «над» - пространство сужается (пространственная антитеза)
пространство ресторана.
Истина в вине, мир – «в стакане». Появление незнакомки – взгляд перемещается за пределы «стаканного» мира
Имя файла: Анализ-лирического-произведения-.pptx
Количество просмотров: 125
Количество скачиваний: 0