Анализ потока управления и потока данных в программе

Содержание

Слайд 2

Содержание

Структура компилятора
Пример программы на С
Линейная последовательность операций
Анализ потока управления
Анализ потока данных
Примеры оптимизаций
Литература

Содержание Структура компилятора Пример программы на С Линейная последовательность операций Анализ потока
к лекции

Agenda

Слайд 3

ядро компилятора

Структура компилятора

Компилятор - переводит исходный код программы (написанные на языке высокого

ядро компилятора Структура компилятора Компилятор - переводит исходный код программы (написанные на
уровня) в эквивалентный код на языке целевой платформы

Compiler structure

.c
.cpp
.f77
...

.c
.cpp
.F
...

High-Level IR

High-Level IR

High-Level IR

Low-Level
IR

Low-Level
IR

Low-Level IR

asm

.o
.obj

.out
.exe

1

2

4

5

6

1.Препроцессор
2.Front-End
3.Оптимизации
4.Кодогенератор
5.Ассемблер
6.Линкер

Слайд 4

int func( int a, int b)
{
int res = 0;
int c = 10;
int

int func( int a, int b) { int res = 0; int
d = 20;
int i, j, k = 0;
for ( i = 0; i < 100; i++ )
{
for ( j = 0; j < 100; j++ )
{
if ( i + j < a + b )
{
res += a + b + i;
} else
{
res += c + d + j;
}
res += b + i;
}
k++;
}
return res;
}

Пример (исходый код программы на С)

Слайд 5

1. MOVE.s32 -> res // line:3,0
2. MOVE.s32 -> c //

1. MOVE.s32 -> res // line:3,0 2. MOVE.s32 -> c // line:4,0
line:4,0
3. MOVE.s32 -> d // line:5,0
4. MOVE.s32 -> k // line:6,0
5. MOVE.s32 -> i // line:8,0
6. GOTO // line:8,0
7. LABEL //

52. IF bool_tvar.15, , // line:8,0
53. LABEL //
54. MOVE.s32 res -> D.1572 // line:23,0
55. MOVE.s32 D.1572 -> D.1552 //
56. RETURN D.1552 //

Линейная последовательность операций

Слайд 6

Граф потока управления

Граф потока управления

Слайд 7

Граф потока управления

Граф потока управления

Слайд 8

Граф потока управления с промежуточным представлением

Граф потока управления с промежуточным представлением

Слайд 9

Обход (нумерация)
Обход в глубину (depth first)
1. для каждого преемника {
2. устанавливаем номер

Обход (нумерация) Обход в глубину (depth first) 1. для каждого преемника {
++
3. обходим рекурсивно преемника }
Обход в ширину (reverse post order)
1. для каждого преемника {
2. обходим рекурсивно преемника }
3. устанавливаем номер --
Маркирование
Клонирование
Построение дерева доминаторов/постдоминаторов
Построение дерева циклов

Действия на графе потока управления

Слайд 10

Обязательное предшествование (доминирование)

Обязательное предшествование (доминирование)

Слайд 11

Узел d доминирует/постдоминирует узел n если любой путь от стартового/стопового узла к

Узел d доминирует/постдоминирует узел n если любой путь от стартового/стопового узла к
n проходит через d
Алгоритмы построения дерева доминаторов/постдоминаторов
Простейший алгоритм O(N*N)
Lengauer-Tarjan алгоритм O((N+E)log(N+E))

Свойство доминирования/постдоминирования

Слайд 12

Дерево доминаторов

Дерево доминаторов

Слайд 13

Дерево постдоминаторов

Дерево постдоминаторов

Слайд 14

Глубинное остовное дерево (depth-first spanning tree)

Глубинное остовное дерево (depth-first spanning tree)

Слайд 15

Глубинное остовное дерево (пример)

Глубинное остовное дерево (пример)

Слайд 16

Выделение сильно связных подграфов

Выделение сильно связных подграфов

Слайд 17

Разметка циклов

Разметка циклов

Слайд 18

Дерево циклов

Дерево циклов

Слайд 19

Несводимый цикл – цикл с более, чем одним входом
Цикл можно свести путем

Несводимый цикл – цикл с более, чем одним входом Цикл можно свести
дублирования кода

Несводимые циклы

Слайд 20

Компоненты с одним входом и одним выходом

Компоненты с одним входом и одним выходом

Слайд 21

Дерево структуры программы (program structure tree)

Дерево структуры программы (program structure tree)

Слайд 22

Классический анализ потока данных

Классический анализ потока данных

Слайд 23

Время жизни переменных

Время жизни переменных

Слайд 24

Итерационный алгоритм определения времени жизни переменных

Итерационный алгоритм определения времени жизни переменных

Слайд 25

Форма статического единственного присваивания

Фрагмент программы
z = 3;
if(P)
{
y = 5;
} else
{
y = z

Форма статического единственного присваивания Фрагмент программы z = 3; if(P) { y
+ 2;
}
x = y;

SSA - форма

z = 3

if(P)

y1=5

y2=z+2

y3=phi(y1,y2)

x=y3

Слайд 26

Форма статического единственного присваивания в виде Def-Use графа

Форма статического единственного присваивания в виде Def-Use графа

Слайд 27

Построение phi-функций
Для каждой переменной определяем узлы cfg, в которых она инициализируется
Запускаем алгоритм

Построение phi-функций Для каждой переменной определяем узлы cfg, в которых она инициализируется
поиска итерационного фронта доминирования (сложность O(|N|*|DF|)*B/size(word))
N – количество узлов в графе потока управления
DF – итерационный фронт доминирования для одного узла (в среднем 1-2 на задачах)
B – количество переменных
size(word) – размер слова в битовом векторе
По результатам работы алгоритма строим phi-функции
Линковка записей и чтений

Построение SSA/Def-Use графа

Слайд 28

CFG CFG+DOM Dominance Frontier

Фронт доминирования

START

STOP

d

STOP

START

J-дуги

дуги дерева доминаторов

b

START

STOP

CFG CFG+DOM Dominance Frontier Фронт доминирования START STOP d STOP START J-дуги

Слайд 29

Хорошо зарекомендовавшая себя техника потокового анализа.
Анализ присваивает одинаковые номера операциям, вырабатывающие одинаковые

Хорошо зарекомендовавшая себя техника потокового анализа. Анализ присваивает одинаковые номера операциям, вырабатывающие
значения. Номера называются классами эквивалентности.
Алгоритмическая сложность O(N * D * Argmax)
N количество операций
D глубина дерева циклов
Argmax максимальное число аргументов у операции

Метод нумераций значений

Слайд 30

Классы эквивалентности: 1,2,3,4

Метод нумераций значений (пример)

A = i;
B = j;

A = j

Классы эквивалентности: 1,2,3,4 Метод нумераций значений (пример) A = i; B =
+ 100;
B = i + 100;

foo += a[i] + (3*A + 2*B);
bar += a[j] + (7*B – 2*A);
i++; j++;

if ( i % 2)

return (foo – bar);

foo = bar = 0;
j = i = 0;

1

2

3

4

“0”

Слайд 31

int func( int a, int b)
{
int res = 0;
int c = 10;
int

int func( int a, int b) { int res = 0; int
d = 20;
int i, j, k = 0;
for ( i = 0; i < 100; i++ )
{
for ( j = 0; j < 100; j++ )
{
if ( i + j < a + b )
{
res += a + b + i;
} else
{
res += c + d + j;
}
res += b + i;
}
k++;
}
return res;
}

Исходый код программы

Слайд 32

16 (с + d) подстановка констант
11,13 (a+b) сбор общих подвыражений
13,18 (b+i)

16 (с + d) подстановка констант 11,13 (a+b) сбор общих подвыражений 13,18
удаление частично избыточных вычислений
20 (k++) удаление избыточных вычислений
11 (a+b) вынос инвариантных вычислений из цикла

Примеры оптимизаций

Имя файла: Анализ-потока-управления-и-потока-данных-в-программе.pptx
Количество просмотров: 161
Количество скачиваний: 0