АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

Содержание

Слайд 2

Цель – обучение анализу художественного текста (воспитание детей умными и вдумчивыми читателями).
Задача

Цель – обучение анализу художественного текста (воспитание детей умными и вдумчивыми читателями).
– научить воспринимать текст как знаковую систему произведения , как систему образов,
- научить видеть способы создания художественного образа, испыты- вать наслаждение от восприятия текста,
- развить желание хотеть и уметь создавать свои интерпретации ху- дожественного текста.

Слайд 3


ЯКМ автора

ЯКМ читателя

Текст

Общий фрагмент

ЯКМ автора ЯКМ читателя Текст Общий фрагмент

Слайд 4

Принципы и приёмы анализа литературного произведения
Содержание:
1. Тема.
а) Конкретно-истори-ческие.
б)

Принципы и приёмы анализа литературного произведения Содержание: 1. Тема. а) Конкретно-истори-ческие. б)
Вечные.
2. Проблематика.
а) Мифологическая.
б) Социокультурная.
в) Национальная.
г) Романная.
д) Философская.
3. Идея.
Формы:

1. Поэтика названия.
а) Прямой.
б) Переносный смысл.
2. Композиция:
линейная или последовательная.
обратная.
рамочная.
ретроспективная.
вершинная.
зеркальная.
кольцевая.
челночная.
3. Конфликт:
семейный,
любовный,
философский,
социально-политический,
бытовой,
нравственный.

Слайд 5

4. Система персонажей:
главные,
второстепенные,
внесценические или эпизодические.
5. Время и пространство. (Хронотоп)
Основные свойства хронотопа:
-условность.

4. Система персонажей: главные, второстепенные, внесценические или эпизодические. 5. Время и пространство.
-дискретность.
-фрагментарность.
-интенсивность.
Виды пространства:
-открытое и замкнутое.
-конкретное и абстрактное.

Время:
-реальное и ирреальное.
-бытовое и бытийное.
-динамичное и статичное.
-событийное и бессобытийное.
-время года, суток.
6. Предметный мир.
а) Портрет:
-описание
-сравнение
-впечатление
б) Пейзаж:
-фон
-психологическое отражение
-один из персонажей
в) Интерьер
7. Речевая характеристика.
8. Специфика рода и жанра.
9. Средства художественной выразительности.

Слайд 6

Анализ лирического текста
1. Дата написания и публикации.
2. Место, занимаемое в творчестве

Анализ лирического текста 1. Дата написания и публикации. 2. Место, занимаемое в
поэта, художественный метод.
3. Творческая история (выбор жанра, традиция, цензура).
4. Основная тема.
5. Смысл названия.
6. Лирический сюжет и его движение.
7. Композиция. Основные структурные части.
8. Основные настроения, тональность, стихия.
9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова, их передающие.
10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.
11 .Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы.
12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.
13. Позиция автора (восторг, негодования, элегическая грусть) и переда-ча его переживаний.
14. Музыка стихотворения.
15. Ритм, размер.
16. Рифмовка, характер рифм.
17. Лексика.
18.Поэтический синтаксис.
19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.
20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.
21. Отзывы критиков о стихотворение.
22.Звучание стихотворения в наши дни.

Слайд 7


ТУЧКА УТЕС
золотая (божественный цвет, небесный) великан
умчалась по лазури

ТУЧКА УТЕС золотая (божественный цвет, небесный) великан умчалась по лазури влажный след
влажный след в морщине
весело играя одиноко он стоит
задумался глубоко
тихонько плачет в пустыне
Изображаем картину, которую увидели, и ее составляющие элементы. (Смотрим цветовую организацию: тучка золотая (золото – символ божественного, духовного; пространственную организацию: тучка - небесный мир, духовный мир, чувства, любовь; утес - земной мир, человек)
тучка (небесный мир, духовный) утес (земной мир, человек материальный)

Слайд 8


Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья

Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно
радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
«Почему так..., а не ...?»
«Почему солнце сияет, а не светит? Почему блещут, а не сверкают?»
Почему улыбка? Что значит это слово, когда улыбка на лице человека?

Слайд 9

ПЛАН РЕЦЕНЗИИ
1. Вступление:
Тема высказывания (то, что положено в основу текста, отбор

ПЛАН РЕЦЕНЗИИ 1. Вступление: Тема высказывания (то, что положено в основу текста,
материала);
Идея (тезис) (обобщающая главная мысль, заключающая в себе авторскую оценку, отношение автора к просматриваемому материалу); тон авторской позиции (восхи-щение, сомнение, тревога, одобрение, убежденность и т.д.);
Актуальность темы, проблематики (выделения какого-то аспекта, рассмотрение те-мы, круг вопросов, которые ставит и пытается разрешить автор текста);
Сведения об авторе, если известен автор.
Коммуникативная цель автора (пытается доказать какую-то мысль, объяснить свою точку зрения, убедить в справедливости или ошибочности того или иного суждения, раскрыть феномен личности, если это портретный очерк. Желание автора привлечь к проблеме, актуализировать значимость какого-то положения).
2. Основная часть – анализ содержания:
Основные положения, их комментарии; выражение своего оценочного отношения к тексту (автор убежден; он убедительно доказывает; аргументированно обосновы-вает; нет сомнения; очевидно то, что; главным достоинством является; дается инте-ресный анализ; особ хочется отметить; плодотворным представляется то, что; как истинный публицист, автор проявил умение и т.п.)
Формы выражения авторской позиции (диалог, повествование; от 1-го лица – создает личностный, доверительный характер беседы с читателем, непосредственность общения;
2-го лица – прямое обращение автора к читателю, позволяет достичь макси-мальной убедительности и эффекта сопереживания, соучастия;
3-го лица – объективированная манера, создание эффекта абсолютной известности;

Слайд 10

Анализ формы текста:
а) композиция (кольцевая, целостная, логически выверенная, симметричная); принцип расположения

Анализ формы текста: а) композиция (кольцевая, целостная, логически выверенная, симметричная); принцип расположения
аргументов (градация, антитеза, аналогия и т.д.);
б) языковые (лексические и синтаксические) средства выразительности, определите их роль в тексте, приведите примеры (выражают авторское отношение, раскрывают внутреннее состояние, создают образ, подчеркивают дина-мичность, позволяют поддержать диалог, передают атмос-феру, служат средством создания единства, целостности текста, акцентируют, усиливают мысль, удерживают внима-ние и т.д.);
в) графические средства выразительности (выделение слов курсивом, заглавной буквой), выявление ключевых слов в тексте.
3. Вывод – итог: удалось ли автору воплотить свой замы-сел, выполнить свою коммуникативную задачу, согласны ли вы с авторской позицией.

Слайд 11

Результат работы:
овладение общими подходами анализа текста: умение увидеть и описать через

Результат работы: овладение общими подходами анализа текста: умение увидеть и описать через
«ключевые слова» систему образов в произведении, выделить ком-позицию произведения и сюжет, через совокуп-ность художественных средств выйти на понима-ние позиций, идей автора;
творческие работы обучающихся, призовые места на городских олимпиадах, участие в литературных конкурсах и конференциях;
высокие результаты итоговой аттестации;
высокие достижения в учебном процессе по русскому языку и литературе.

Слайд 13

Качество знаний по литературе

Качество знаний по литературе
Имя файла: АНАЛИЗ-ХУДОЖЕСТВЕННОГО-ТЕКСТА-НА-УРОКАХ-ЛИТЕРАТУРЫ-КАК-СРЕДСТВО-РЕАЛИЗАЦИИ-ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО-ПОДХОДА.pptx
Количество просмотров: 138
Количество скачиваний: 0