Анималистика в творчестве Л. В. Позена

Содержание

Слайд 2

Биография

Леонид Позен родился в семье отставного гвардии штабс-капитана в селе Оболони Хорольского

Биография Леонид Позен родился в семье отставного гвардии штабс-капитана в селе Оболони
уезда (ныне Семёновский район Полтавской области), в родовом имении Позенов. Начальное образование будущий скульптор получил дома, затем, в пятнадцатилетнем возрасте, поступил в пятый класс Полтавской губернской гимназии. В 1867 году Леонид Позен поступил в Харьковский университет. Через год он перевёлся на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
Закончив университет в 1872 году со степенью кандидата прав, Л. Позен начал работать помощником присяжного поверенного. В 1876 году, оставив адвокатуру, Л. В. Позен перешёл на службу в Министерство юстиции. Почти сразу же его направили в Полтаву кандидатом на должность товарища прокурора в Полтавском окружном суде.
В 1891 году Л. В. Позен переехал в Санкт-Петербург, получив назначение по службе в прокуратуру Петербургского окружного суда.
В общей сложности в судах Леонид Владимирович Позен проработал свыше 40 лет, начиная с должности следователя второго участка Полтавского уезда. Достиг чина тайного советника. С 20 января 1912 года по 11 апреля 1917 года был сенатором Уголовного кассационного департамента Правительствующего Сената.
Умер Леонид Владимирович Позен в Петрограде в 1921 году; похоронен на Смоленском православном кладбище.

Слайд 3

Л.В.Позен

У Позена не было образования художника, но еще в детские годы

Л.В.Позен У Позена не было образования художника, но еще в детские годы
он заворожено рассматривал глиняные игрушки, созданные гончарами. В возрасте 27 лет он начал плотно заниматься скульптурой, обучаясь этому ремеслу самостоятельно. Вначале Позен просто копировал фигуры известных мастеров, которые нравились ему своей реалистичностью. Это были работы известных русских скульпторов-анималистов Евгения Александровича Лансере и Николая Ивановича Либериха, а также француза Пьера-Жюля Мэна. Позже он создавал небольшие скульптурные портреты своих знакомых и начал трудиться над своими первыми скульптурными композициями.
Стоит отметить, что анималистические произведения Позена тематически были тесно и неразрывно связаны с непростой жизнью крестьянского Народа.
Позен с первых шагов своей карьеры скульптора осознал и выразил основную тему своего творчества - жизнь простых и трудящихся людей. К произведениям указанного жанра следует отнести его скульптуры
«Переселенцы», в которой отображена судьба русских крестьян после отмены крепостного права». Эта работа выполнена автором в 1884 году и на сегодняшний день хранится в ГИМ в Москве. В скульптуре «Переселенцы» Позен поднимает проблему масштабного крестьянского переселенчества, вызванного отсутствием свободной земли в центральной части России. Измученные прежней жизнью, крестьяне отправлялись в новые края в поисках более терпимой доли.
В одной скульптурной группе Позену удалось очень точно показать положение крестьянства через множество незначительных деталей. В его композиции показаны переселенцы, остановившиеся на привал. Каждый из них занят определенным делом: один рубит сучья, другой занимается лошадью, третий разбирает скромные пожитки.

Слайд 4

«Переселенцы»

В одной скульптурной группе Позену удалось очень точно показать положение крестьянства через

«Переселенцы» В одной скульптурной группе Позену удалось очень точно показать положение крестьянства
множество незначительных деталей. В его композиции показаны переселенцы, остановившиеся на привал. Каждый из них занят определенным делом: один рубит сучья, другой занимается лошадью, третий разбирает скромные пожитки.
В скульптуре «Переселенцы» Позен изобразил стоянку-привал кочующего в поисках «лучших земель» семейства крестьян. На берегу речки, несколько приподнятом на переднем плане, расположились со своей повозкой переселенцы. Все заняты делами: хозяин привязывает лошадь к задней части телеги, женщина достает пожитки из-под сделанного над телегой навеса, маленький мальчик что-то говорит молодой женщине, один из парней рубит сучья для огня, другой идет с водой. На переднем плане сидят двое: изможденная немолодая женщина в домотканой одежде и косынке с ребенком на руках, и босой мужик в армяке, с непокрытой головой. Обняв руками колени, он низко опустил голову. С усталых ног сброшены старые сапоги. На заднем плане, около обломанного дерева, лениво щиплет траву бычок. В тени, под телегой, лежит собака.
Позен не забыл ничего: со скрупулезной тщательностью изобразил он телегу, покрытую соломенным верхом; на ней лежат предметы домашнего обихода крестьянина: ухват, грабли, сито с прорванным дном, не оставлены без внимания и такие детали, как подбитые гвоздями подошвы башмаков у женщины с ребенком. В каждой детали скульптор стремится передать тяжесть судьбы переселенцев. Излишняя, на первый взгляд, детализация и погоня за мелочами быта являются своеобразным приемом реализма в камерной скульптуре, попыткой отразить положение крестьянства. Многофигурный круговой сюжет знакомит зрителя с каждым из действующих лиц, детально указывает на мельчайшие детали уклада жизни крестьян, собравшихся в долгую дорогу.

Слайд 5

В.В.Стасов о работе «Переселенцы»

В 1884 году на XII передвижнической выставке в Санкт-Петербурге

В.В.Стасов о работе «Переселенцы» В 1884 году на XII передвижнической выставке в
скульптурная группа вызвала широкий интерес у зрителей и критики. Критик В. В. Стасов, характеризуя своеобразие композиции работы отметил, что в этом произведении «группирование живописное».

Слайд 6

Еще одной известной работой Леонида Позена является скульптура «На волах», которая фактически

Еще одной известной работой Леонида Позена является скульптура «На волах», которая фактически
стала его пропуском в художественный мир. Именно эту скульптуру не только заметил фабрикант Верфель, который в дальнейшем стал постоянным заказчиком Позена, но и критики. В частности, художественный критик А.М. Матушинский отметил, что работа выполнена мастерски, а сам скульптор подошел к делу с большой любовью. Критика впечатлило, насколько тщательно поработал скульптор над данной работой, как точно мастеру удалось передать флегматичность погонщика волов, неуклюжесть волов и нехитрый скарб сидящей на возу женщины.

Слайд 7

Скульптурная композиция «На волах»

Надо дополнить, что бронзовое литье групповой скульптуры начал осуществлять

Скульптурная композиция «На волах» Надо дополнить, что бронзовое литье групповой скульптуры начал
вместе с мастером и его друг, промышленник-меценат К. Ф. Верфель. Благодаря Верфелю до нас дошло несколько десятков скульптур, в том числе и вторая «тематическая скульптура» Позена «На волах».
Работа Позена «На волах» как начинающего скульптора имела огромный успех. По словам любителя изящных искусств и художественного критика А. М. Матушинского - это «очень мастерски вылепленная из воска» группа Позена

Слайд 8

А. М. Матушинский о работе «На Волах»

Волы, малороссийский неуклюжий воз, со

А. М. Матушинский о работе «На Волах» Волы, малороссийский неуклюжий воз, со
всеми его принадлежностями и заключенными в клетку утками, сидящая на возу женщина и, наконец, флегматический и очень типичный малоросс, из уст которого как будто слышишь односложные звуки: «цоб, цоб, цобе» – слова, испокон века употребляемые в Малороссии при управлении волами, – все это передано с талантом и большой любовью к делу», – пишет Матушинский.

Слайд 9

Леонид Позен был очень скромным человеком, что выразилось даже в его отказе

Леонид Позен был очень скромным человеком, что выразилось даже в его отказе
от звания академика, так как он посчитал себя недостойным такой чести. Скромность отражалась и в его работах. Он не пытался создать помпезные изделия, не увлекался образами знатных дам и джентльменов, но интересовался той простотой, которая глубоко проникает в душу.
Анималистическая тематика неспроста присутствует в работах скульптора, так как в его произведениях часто присутствует образное сравнения между обычными трудящимися крестьянами и изувеченными и уставшими животными. Иными словами, загнанное и уставшее животное-это аллегория на измученного крестьянского работника.
Стоит отметить, что в творчестве скульптура присутствует так же произведения с противоположной трактовкой, в которой проводя параллели между животным автор демонстрирует несокрушимый человеческий характер
Речь идет о скульптуре «Скиф».

Слайд 10

«Скиф»

В конной статуэтке «Скиф» Л.В. Позен показал, что мастерски владеет важнейши­м

«Скиф» В конной статуэтке «Скиф» Л.В. Позен показал, что мастерски владеет важнейши­м
способами художественной выразитель­ности скульптуры: пластикой, ритмом, движением.
С исключительной силой выразительно­сти показано движение коня, напряженный ритм всей скульптурной группы. Фигура всадника показана в сложном повороте, корпус коня вытянут в струну, бешено раз­дуваются бока и ноздри животного.
Характерным признаком скульптуры мастера является техника скульптурной лепки, которая выразилась в использова­нии воска в качестве основного пластиче­ского материала.

Слайд 11

«Скиф»

«Скиф»

Слайд 12

Изображая древние племена, автор решил продемонстрировать так называемый скифский выстрел, который помогал

Изображая древние племена, автор решил продемонстрировать так называемый скифский выстрел, который помогал
воинам одерживать победу. Суть такого военного приема заключалась в том, чтобы на полном скаку коня резко развернуться в седле и стрелять назад, то есть противоположно курсу животного. При этом воины имитировали отступление, что заставляло врага терять бдительность. При достаточной подготовке наездников скифские выстрелы наносили серьезный урон противнику.

Слайд 13

Критики встретили данную работу Позена одобрительно. Они отметили, что скульптору удалось отлично

Критики встретили данную работу Позена одобрительно. Они отметили, что скульптору удалось отлично
передать не только форму персонажей, но и ритм движения коня и всадника. Мощный напружиненный конь мчится во весь опор, ведомый умелым наездником, и эту мощь животного может почувствовать зритель. Опытный воин способен не только удержаться в седле при такой скачке, но и метко выстрелить в противника, развернув на всем ходу корпус. Критики П.П. Гнедич и В.В. Стасов посчитали представленную Позеном работу сильной, присущей самобытному мастеру.

Слайд 14

Позен обладал большой наблюдательностью, что позволяло ему создавать скульптурные портреты с большой

Позен обладал большой наблюдательностью, что позволяло ему создавать скульптурные портреты с большой
точностью. Ничто не ускользало от внимания чуткого мастера: работая над образом персонажа, он тщательно вылеплял каждую пуговицу и складку на его одежде, уделял большое внимание выражению лица и общему психическому состоянию человека. Изображая коня, мастер не только тщательно работал над каждым его мускулом, шерстью и кожей, но и демонстрировал великолепное знание конской амуниции.
Более того, с помощью неброских на первый взгляд деталей автор демонстрировал тонкости быта, которые мог увидеть только очень наблюдательный человек. Например, в композиции «Пашня в Малороссии» одно колесо сохи лишено обода. Такой прием помогал крестьянину быстрее вытаскивать из борозды застрявшее колесо.

Слайд 15

«Запорожец на разведке»

Некоторые работы Позена по характеру исполнения похожи на жанровую

«Запорожец на разведке» Некоторые работы Позена по характеру исполнения похожи на жанровую
скульптуру Е.А. Лансере. В частности, помимо упомянутой работы «Скиф» это известная скульптурная композиция «Запорожец на разведке». Это произведение также является одной из наиболее известных скульптур автора. В работах этой серии Позен очень точно отразил разные народности.
Имя файла: Анималистика-в-творчестве-Л.-В.-Позена.pptx
Количество просмотров: 37
Количество скачиваний: 0