Антропоцентризм и натуроцентризм

Содержание

Слайд 3

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ

В философии под антропоцентризмом понимается воззрение, согласно которому человек есть центр и

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ В философии под антропоцентризмом понимается воззрение, согласно которому человек есть центр
высшая цель мироздания.

Родоначальники современной науки и рационалистически ориентированного гуманизма видели в природе машину, рассматривали ее всего лишь как особой сложности механизм. Они обосновали доминирующее и в наши дни убеждение, что люди благодаря науке и практическому умению могут и должны «сделаться хозяевами и господами природы».

Слайд 4

Антропоцентристский взгляд – концепция христианской морали (по Б. Каллиотту – специалисту в

Антропоцентристский взгляд – концепция христианской морали (по Б. Каллиотту – специалисту в
данной области)

Положения:
Бог - царство священного и таинственного - олицетворяет природу.
Человек создан по образу и подобию Божьему и тем самым обособлен от всей остальной природы.
Бог предоставил человеку управление природным миром.
Бог заповедал человеку размножаться и покорять природу. Богоподобие человека является основанием для него считать себя высшей ценностью. Поскольку природные объекты лишены богоподобия, они считаются морально несовершенными. В лучшем случае за ними признается инструментальная ценность.
Рациональная жизнь - гарант существования природы; неразумные вещи существуют лишь в качестве средства для поддер­жания наделенного разумом человека.

Слайд 5

ВЫВОДЫ ИЗ ПОЛОЖЕНИЙ КАЛЛИОТТА:

Эти положения хорошо иллюстрируют позицию, заявляющую об особой роли

ВЫВОДЫ ИЗ ПОЛОЖЕНИЙ КАЛЛИОТТА: Эти положения хорошо иллюстрируют позицию, заявляющую об особой
человека в мире, его главенствующем значении для природы.
В принципе они составили основу для современных взглядов людей технократического общества на природу, экологию и необходимость осуществлять природоохранительную работу.
Признается, что ресурсы не являются неисчерпаемыми, что человек должен думать не только о сиюминутных нуждах, но и о последующих поколениях. Он, конечно, обязан наносить как можно меньше вреда природе, однако исходить при этом лишь из понятия своего блага.

Слайд 6

НАТУРОЦЕНТРИЗМ

Натуроцентрическое направление выделяется довольно условно, тем не менее первые наброски такого подхода

НАТУРОЦЕНТРИЗМ Натуроцентрическое направление выделяется довольно условно, тем не менее первые наброски такого
можно найти как в религиозных системах, например, в комплексе даостско-буддистского миропонимания. Основу такого подхода составляет вера в добродетель смирения не только отдельного человека, но и человечества в целом.

Слайд 7

Концепции натуроцентризма

Идеи Франциска Ассизского, сформулировавшего альтернативный взгляд на природу: вера в добродетель

Концепции натуроцентризма Идеи Франциска Ассизского, сформулировавшего альтернативный взгляд на природу: вера в
смирения не только отдельного человека, но и человечества в целом. Святой Франциск как бы низводит человека с его трона монархического господства над каждой тварью и устанавливает демократию между всеми формами жизни.

Примером такого подхода являются также «универсально-космические» этические концепции, предписывающие моральный статус всему живому, сентиментальное поклонение природе, ее романтизация. Природа сама по себе в ее первозданном виде объявляется предметом благоговейного поклонения.

Слайд 8

В логике подобной дихотомии развивается анализ двух основных способов существования человека: обладания

В логике подобной дихотомии развивается анализ двух основных способов существования человека: обладания
и бытия, осуществляемый Э. Фроммом в книге «Иметь или быть». В качестве иллюстрации, показывающей различие между этими двумя формами существования, Э.Фромм приводит два стихотворения. Первое принадлежит перу английского поэта XIX в. Теннисона:
Возросший средь руин цветок,
Тебя из трещин древних извлекаю,
Ты предо мною весь - вот корень, стебелек, здесь, на моей ладони.
Ты мал, цветок, но если бы я понял,
Что есть твой корень, стебелек, и в чем вся суть твоя, цветок,
Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.
Автором второго стихотворения является японский поэт XVII в. Басе:
Внимательно вглядись!
Цветы «пастушьей сумки»
Увидишь под плетнем!
Таким образом, если в первом случае человек срывает цветок, хотя и делает попытку оправдать этот поступок тем, что этот цветок может помочь ему проникнуть в суть природы Бога и человека, сам цветок обрекается на смерть, становится жертвой проявленного таким образом интереса к нему. Во втором же случае у человека нет желания сорвать его, он даже не дотрагивается до цветка, а только вглядывается в него.

СВЯЗЬ АНТРОПОЦЕНТРИЗМА И НАТУРОЦЕНТРИЗМА

Слайд 9

Заключение
Уже сегодня в ряде нормативных документов находит отражение реализация идеи гармонии человека

Заключение Уже сегодня в ряде нормативных документов находит отражение реализация идеи гармонии
с природой:
подходить к природе с точки зрения интересов всего человечества, при этом имея в виду не только интересы нынешнего поколения, но и грядущих поколений людей
проявлять заботливость, бережливость и разумность по отношению ко всем природным ресурсам, сводить к минимуму вред, наносимый живым творениям природы и всем другим
Считается экологически целесообразным формировать у населения субъектное отношение к природе субъектно-этического типа. Такой тип отношения характеризуется личностной установкой на партнерское взаимодействие с природными существами, включением их в сферу действия этических норм.
Имя файла: Антропоцентризм-и-натуроцентризм.pptx
Количество просмотров: 292
Количество скачиваний: 0