Архитектура забвения

Содержание

Слайд 2

Колизей на сестерции Тита
Дата основания: 72 год.

Колизей на сестерции Тита Дата основания: 72 год.

Слайд 3

«Я всегда чувствовал мое невежество, всегда имел внутреннее сознание моих малых способностей,

«Я всегда чувствовал мое невежество, всегда имел внутреннее сознание моих малых способностей,
дурного воспитания, слабых познаний: но здесь ужаснулся. Один Рим может вылечить навеки от суетности самолюбия. Рим – книга; кто прочитает её! Рим похож на сии иероглифы, которыми исписаны его обелиски. Можно угадать нечто; всего не прочитаешь...»
– К.Батюшков, 1819 г.

Слайд 4

Пиранези

«Они презирают мою новизну, я — их боязливость»

1720-1778 гг.

Пиранези «Они презирают мою новизну, я — их боязливость» 1720-1778 гг.

Слайд 5

Джованни Баттиста Пиранези, статуя Минервы, 1748 г.

Джованни Баттиста Пиранези, статуя Минервы, 1748 г.

Слайд 6

Джованни Баттиста Пиранези. Арка Тита. 1748-1774 гг.

Джованни Баттиста Пиранези. Арка Тита. 1748-1774 гг.

Слайд 7

Джованни Баттиста Пиранези. Из серии «Темницы», 1761 г.

Джованни Баттиста Пиранези. Из серии «Темницы», 1761 г.

Слайд 8

«Оглянитесь кругом себя. Разве что-нибудь стоит прочно на месте? Всё – словно

«Оглянитесь кругом себя. Разве что-нибудь стоит прочно на месте? Всё – словно
на перепутье. Ни у кого нет определенного круга действия, нет ни на что добрых навыков, ни для чего нет твердых правил, нет даже и домашнего очага, ничего такого, что бы привязывало, что пробуждало бы наши симпатии, нашу любовь, ничего устойчивого, ничего постоянного: все исчезает, все течет, не оставляя следов ни вовне, ни в нас (...); в городах мы похожи на кочевников, хуже кочевников, пасущих стада в наших степях, ибо те более привязаны к своим пустыням, нежели мы – к своим городам»
– П.Чаадаев, 1829 г.

Слайд 9

Об исконно русском

«Здесь так же невозможно определить подлинность священных камней, как и

Об исконно русском «Здесь так же невозможно определить подлинность священных камней, как
достоверность слов и документов»
– Адольф де Костин. «Россия в 1839 году»

Слайд 10

Миф 1812 года

Алексей Смирнов. Пожар Москвы, 1810-е годы. Музей-панорама «Бородинская битва»

Миф 1812 года Алексей Смирнов. Пожар Москвы, 1810-е годы. Музей-панорама «Бородинская битва»

Слайд 11

«Мы вышли из города, освещенного самым великолепным в мире пожаром, образовавшим необъятную

«Мы вышли из города, освещенного самым великолепным в мире пожаром, образовавшим необъятную
пирамиду, основание которой, как в молитвах верных, было на земле, а вершина в небесах. Луна показывалась на горизонте, полном пламени и дыму. Это было величественное зрелище».
– Стендаль. Дневник. 14-15 сентября 1812 г.

Слайд 12

Сконструированная память

– А.Муравьёв, «Путешествие по свтям местам русским», 1832 г.

Сконструированная память – А.Муравьёв, «Путешествие по свтям местам русским», 1832 г. «Новое

«Новое здание сооружено в византийском вкусе...и хотя оно несходно с прежним чертежом Десятинной церкви, однако должно быть драгоценно для каждого русского как воспоминание древнего святилища, воскресшего из развалины»

Слайд 13

Богоявленский собор в Остроге, 1857 г. (построен в 1520-е)

Богоявленский собор в Остроге, 1857 г. (построен в 1520-е)

Слайд 14

«Реставрация» Токарева от 1886 г.

«Реставрация» Токарева от 1886 г.

Слайд 21

«Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое

«Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя Широко развилось, как
знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон».
– А.Пушкин, 1834 г.

Слайд 22

Парадный фасад усадебного дома в Ольгово, Дмитровский район Московской области. Около 1910 года

«Дворянское гнездо»

Парадный фасад усадебного дома в Ольгово, Дмитровский район Московской области. Около 1910 года «Дворянское гнездо»

Слайд 23

Фасад, обращенный к саду. 1960 год. Портик пристроил Франческо Кампонези в 1786 г.

Фасад, обращенный к саду. 1960 год. Портик пристроил Франческо Кампонези в 1786 г.

Слайд 24

Санаторий «Радуга» на территории усадьбы. 1960 год

Санаторий «Радуга» на территории усадьбы. 1960 год

Слайд 25

Парковый фасад усадьбы. 1968 год.

Парковый фасад усадьбы. 1968 год.

Слайд 26

Интерьер усадебного дома. 1910-е годы

Интерьер усадебного дома. 1910-е годы

Слайд 27

Главный усадебный дом. 1968 год.

Главный усадебный дом. 1968 год.

Слайд 28

Главный зал усадебного дома. 1968 год

Главный зал усадебного дома. 1968 год

Слайд 30

Усадьба Петровское-Алабино в Наро-Фоминском районе Московской области. 1906 год

Усадьба Петровское-Алабино в Наро-Фоминском районе Московской области. 1906 год

Слайд 31

Въездные обелиски и фасад главного дома. 1920-е годы

Въездные обелиски и фасад главного дома. 1920-е годы

Слайд 32

Усадьба Петровское-Алабино. 1930–1932 годы

Усадьба Петровское-Алабино. 1930–1932 годы

Слайд 33

Въездные обелиски усадьбы в Петровском-Алабино. 2016 год

Въездные обелиски усадьбы в Петровском-Алабино. 2016 год

Слайд 35

Фильм Николая Губенко «Подранки» (1976). На фоне усадьба Осиновая Роща княгини Екатерины

Фильм Николая Губенко «Подранки» (1976). На фоне усадьба Осиновая Роща княгини Екатерины Лопухиной.
Лопухиной.

Слайд 37

Усадьба Осиновая Роща. Слева кадр из фильма «Дворянское гнездо». Режиссер Андрей Кончаловский, 1969 год.

Усадьба Осиновая Роща. Слева кадр из фильма «Дворянское гнездо». Режиссер Андрей Кончаловский,
Справа усадьба Осиновая Роща в 2008 году.

Слайд 39

Ленинградская летопись

Ленинградская летопись

Слайд 40

Павел Шиллинговский, Петербург, 1923 г.

Павел Шиллинговский, Петербург, 1923 г.

Слайд 41

Павел Шиллинговский. Обложка альбома «Петербург. Руины и возрождение», 1923 г.

Павел Шиллинговский. Обложка альбома «Петербург. Руины и возрождение», 1923 г.

Слайд 42

Павел Шиллинговский. Зимний дворец и адмиралтейство.

Павел Шиллинговский. Зимний дворец и адмиралтейство.

Слайд 43

Павел Шиллинговский. Литовский рынок и замок.

Павел Шиллинговский. Литовский рынок и замок.

Слайд 45

Павел Шиллинговский. Из цикла «Осажденный город», 1941 г.

Павел Шиллинговский. Из цикла «Осажденный город», 1941 г.

Слайд 46

Добужинский

Осип Браз. Портрет Добужинского 1922 г.

Добужинский Осип Браз. Портрет Добужинского 1922 г.

Слайд 47

«С революцией 1917 года Петерубрг кончился. На моих глазах город умирал смертью

«С революцией 1917 года Петерубрг кончился. На моих глазах город умирал смертью
необычайной красоты, и я постарался посильно запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик».
– Мстистав Добужинский

Слайд 48

Мстислав Добужинский. Исаакий в метель. 1922 г.

Мстислав Добужинский. Исаакий в метель. 1922 г.

Слайд 49

Мстислав Добужинский. Летний сад зимой. 1922 г.

Мстислав Добужинский. Летний сад зимой. 1922 г.

Слайд 50

Мстислав Добужинский. Огород на Обводном канале. Из альбома «Петербург в 1921 г»,

Мстислав Добужинский. Огород на Обводном канале. Из альбома «Петербург в 1921 г», 1923 г.
1923 г.

Слайд 51

«Старая жизнь кончилась и мы в пустыне. Я не знаю, куда я

«Старая жизнь кончилась и мы в пустыне. Я не знаю, куда я
иду, но назад я не хочу. Я научился дорожить пройденным. Умерла старая семья. Мы разлюбили свои вещи. Мы забыли свои старые места. Слишком трудно будет возвращаться».
– Шкловский. Ход коня.

Слайд 52

Добужинский М.В. Городские сны. Поцелуй. 1916.

Добужинский М.В. Городские сны. Поцелуй. 1916.

Слайд 53

И.Бродский рядом со статуей Невы у основания Ростральной колонны, 1955 г.

Бродский и

И.Бродский рядом со статуей Невы у основания Ростральной колонны, 1955 г. Бродский и руины
руины

Слайд 54


«Человек приходит к развалинам снова и снова,
он был здесь позавчера

«Человек приходит к развалинам снова и снова, он был здесь позавчера и
и вчера
и появится завтра,
его привлекают развалины.
Он говорит:
Постепенно,
постепенно научишься многим вещам, очень многим,
научишься выбирать из груды битого щебня
свои будильники и обгоревшие корешки альбомов,
Привыкнешь
приходить сюда ежедневно,
привыкнешь, что развалины существуют,
с этой мыслью сживешься».

– Современная песня, 1961 г.

Слайд 55

«...возьми урок с натуры
и, срисовав такой пейзаж в листы,
своей душе

«...возьми урок с натуры и, срисовав такой пейзаж в листы, своей душе
ищи другой структуры.
Отбрось кирпич, отбрось цемент, гранит,
разбитый в прах (...)
И пусть теперь меж чувств твоих провал
начнет зиять».

– Einem alten Architekten in Rom, 1964 г.

Слайд 56

«...И надо отдать Джованни должное, ибо Джованни внимателен к мелкой рвани
Вроде нас,

«...И надо отдать Джованни должное, ибо Джованни внимателен к мелкой рвани Вроде

Созерцая то Альпы, то древний Рим».
– И.Бродский. «Посвящается Пиранези», 1993-1995 гг.
Имя файла: Архитектура-забвения.pptx
Количество просмотров: 34
Количество скачиваний: 0