Аристарх Лентулов

Содержание

Слайд 2

ЛЕНТУЛОВ, АРИСТАРХ ВАСИЛЬЕВИЧ (1882–1943), русский художник. Родился в селе Воронье (Пензенская губерния) 14

ЛЕНТУЛОВ, АРИСТАРХ ВАСИЛЬЕВИЧ (1882–1943), русский художник. Родился в селе Воронье (Пензенская губерния)
(26) марта 1882 в семье священника. Учился в Пензенском художественном училище имени Н.Д.Селиверстова (1898–1900 и 1905), Киевском художественном училище (1900–1904) и студии Д.Н.Кардовского в Петербурге (1906–1910).

Слайд 3

Он жил и работал в эпоху небывалых революционных сдвигов, огромных исторических событий

Он жил и работал в эпоху небывалых революционных сдвигов, огромных исторических событий
и перемен в судьбах своей Родины и всего человечества.

Художественное содержание ранних произведений очень празднично и оптимистично. Лентулов пишет щедрую природу юга, море, горы, пляжи, купальщиц, фигуры людей, овеянных морским воздухом и освещенных слепящим солнечным светом.

Купальщицы. На Суре.

Слайд 4

Ранние полотна близки принципам картины-панно в духе кружка «Голубой розы».

На пляже

Ранние полотна близки принципам картины-панно в духе кружка «Голубой розы». На пляже 1909г. Зонтики. 1910.
1909г.

Зонтики. 1910.

Слайд 5

Возникновение подобной живописи не только у Лентулова, но и у ряда близких

Возникновение подобной живописи не только у Лентулова, но и у ряда близких
ему художников того времени, сформировало в 1910 году творческое объединение: «Бубновый  валет».

Это связано с целым рядом социально-эстетических факторов. Здесь и стремление молодых художников к новой художественной  выразительности, поиски средств, помогающих раскрыть специфическим языком живописи новые явления в социальной жизни страны, и начавшуюся тогда урбанизацию жизни, и расширившиеся в те годы связи с художественной культурой других стран, особенно с Францией; обращение художников к забытым традициям русского народного искусства — к иконе, лубку, декоративным росписям, игрушкам.  Наконец, самое главное — то ощущение приближающихся исторических революционных сдвигов, которое жило в душах передовых художников и которое порождало творческий подъем, жажду открытий и оптимистическое искусство.

Слайд 6

  Лентулов Аристарх Васильевич - один из организаторов объединения «Бубновый валет». Профессор московского

Лентулов Аристарх Васильевич - один из организаторов объединения «Бубновый валет». Профессор московского
художественного института.

Испытывая в 1910-е гг. воздействие кубизма, футуризма и орфизма, Лентулов, вместе с тем стремился придать своим образам отчётливый национальный характер, обращаясь к мотивам древнерусского зодчества, осмысляя традиции иконописи и лубка.

На Петровке .

Слайд 7

В январе 1912 года Лентулов выехал в Италию.

Одним из самых сильных

В январе 1912 года Лентулов выехал в Италию. Одним из самых сильных
впечатлений в Милане стала для него «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, в Венеции Лентулов был покорен мощью Тициана и Веронезе: «Их картины написаны как бы только что, как будто вас не разделяют четыре века. Но как же стыдно и больно становится за нашу затхлую серятину, называемую живописью». В конце весны 1912 года Лентулов возвращается в Россию.

Автопортрет.

Слайд 8

Лентулов полон новых творческих замыслов. От знакомства с великими итальянцами он вынес

Лентулов полон новых творческих замыслов. От знакомства с великими итальянцами он вынес
стремление к большому стилю, желание от пробы сил перейти к созданию монументальных полотен.

Первой такой работой стало панно «Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года». В 1912 году отмечался столетний юбилей победы над Наполеоном, и Лентулов счел его достойным для воплощения в монументальном масштабе, используя приемы кубофутуризма. Калейдоскопический рисунок образует декоративное панно, созданное воображением автора.

Слайд 9

Переломным в творчестве Лентулова стал 1912 год. Именно в этом году в

Переломным в творчестве Лентулова стал 1912 год. Именно в этом году в
его живописи ясно проявилось влияние кубизма.

Оно преодолевалось исключительным жизнелюбием художника, его ярким декоративным и колористическим даром. Прекрасная природа, люди и предметы приобретают в живописи Лентулова характер бесконечно разнообразной мозаики или калейдоскопа.

Небосвод. Декоративная Москва. 1915 г.

Астры

Слайд 10

  Василий Блаженный

Лентулов увлекался проблемой соотношения звука и цвета, что нашло особенно яркое

Василий Блаженный Лентулов увлекался проблемой соотношения звука и цвета, что нашло особенно
отражение в его архитектурных пейзажах, главной героиней которых всегда является древнерусская архитектура. Художник создает не портрет храма Василия Блаженного, а его образ, выражая ритмические и цветовые особенности архитектуры. Для усиления выразительных средств живописи он использует аппликацию.

Слайд 11

Невиданные фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передаёт

Невиданные фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передаёт
калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений.

 Новый Иерусалим

Москва

Слайд 12

Всё предстаёт перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир.

Художника привлекает

Всё предстаёт перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Художника
возможность передать то, что вообще неизобразимо, например распространяющийся звук в картине
«Звон. Колокольня Ивана Великого».

Слайд 13

С начала 20-х гг. в его творчестве происходит поворот к непосредственно-реалистическому восприятию

С начала 20-х гг. в его творчестве происходит поворот к непосредственно-реалистическому восприятию
мира .

 Река Пахра.

Архангельское. Старинные ворота.

Слайд 14

В станковой живописи наиболее органичным полем красочного самовыражения стали для него

В станковой живописи наиболее органичным полем красочного самовыражения стали для него крымские
крымские пейзажи 1920-х годов, зачастую близкие экспрессионизму.

Алупка.

Слайд 15

В 20-30-е гг. создаёт индустриальные пейзажи, портреты, натюрморты. Пронизанные ощущением полноты бытия,

В 20-30-е гг. создаёт индустриальные пейзажи, портреты, натюрморты. Пронизанные ощущением полноты бытия,
они ближе к натуре, жизненным прообразам.

Пейзаж с сухими деревьями и
высокими домами . 1920г.

Сергиев Посад. 

Слайд 16


Пейзаж с монастырской .

 У Черниговской. 1919-1920

Пейзаж с монастырской . У Черниговской. 1919-1920

Слайд 17

 Автопортрет

 Автопортрет

Портрет Н.А. Соловьева

Женщина с гитарой 

Автопортрет Автопортрет Портрет Н.А. Соловьева Женщина с гитарой

Слайд 18

 Портрет М.П.Лентуловой С Розами

 Портрет М.П.Лентуловой С Розами

 Портрет жены и дочери

Портрет М.П.Лентуловой С Розами Портрет М.П.Лентуловой С Розами Портрет жены и дочери художника
художника

Слайд 19

Выступал также как театральный художник.

Эскиз декорации к трагедии В. Маяковского

Выступал также как театральный художник. Эскиз декорации к трагедии В. Маяковского

Слайд 20

Горы. Эскиз Докорации. Вторая Половина 1920-х

Горы. Эскиз Докорации. Вторая Половина 1920-х

Горы. Эскиз Докорации. Вторая Половина 1920-х Горы. Эскиз Докорации. Вторая Половина 1920-х

Слайд 21

Ещё с предреволюционных времен Лентулов активно сотрудничает с театром, оформляет спектакли в

Ещё с предреволюционных времен Лентулов активно сотрудничает с театром, оформляет спектакли в
Камерном театре («Виндзорские проказницыЕщё с предреволюционных времен Лентулов активно сотрудничает с театром, оформляет спектакли в Камерном театре («Виндзорские проказницы» ШекспираЕщё с предреволюционных времен Лентулов активно сотрудничает с театром, оформляет спектакли в Камерном театре («Виндзорские проказницы» Шекспира, 1916), Большом театре («Прометей»Ещё с предреволюционных времен Лентулов активно сотрудничает с театром, оформляет спектакли в Камерном театре («Виндзорские проказницы» Шекспира, 1916), Большом театре («Прометей» Скрябина, 1919) и др.

В 1925 году принимает участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже, на которой получает диплом за декорации к спектаклю «Демон».

Слайд 22

В 1927 году Лентулов задумал написать большой групповой портрет членов созданной им

В 1927 году Лентулов задумал написать большой групповой портрет членов созданной им
Организации московских художников (ОМХ).

Был выполнен хорошо проработанный эскиз, где изображены сидящие за праздничным столом лентуловской квартиры корифеи советского искусства: И. Грабарь, С. Герасимов, А. Осмеркин, А. Куприн и другие. Сам автор, председатель ОMX, подняв рюмку зеленого стекла провозглашает здравицу. А какой сочный цвет, какая великолепная живопись, раскрепощенность духа! Всё обретенное им в долгом творческом пути нашло здесь свое воплощение.

Групповой портрет московских художников.

Слайд 23

       В 1933 году состоялась единственная прижизненная персональная выставка Лентулова на которой,

В 1933 году состоялась единственная прижизненная персональная выставка Лентулова на которой, наряду
наряду с картинами, написанными в советское время были представлены все его знаменитые произведения середины 1910-х годов, выставлявшиеся на выставках "Бубнового валета".

Эскиз города. Композиция №7. 1930-е
Бумага, акварель.

Мечеть

Слайд 24

Овощи.

Овощи.

Деревья. Конец 30-х - Начало 40-х

Овощи. Овощи. Деревья. Конец 30-х - Начало 40-х

Слайд 25

 Морской Причал. 1932

 Морской Причал. 1932

 В Окрестностях Москвы. 1940

Морской Причал. 1932 Морской Причал. 1932 В Окрестностях Москвы. 1940

Слайд 26

 Строители комбината.

 Строители комбината.

Пейзаж с железнодорожной будкой. 1940

Строители комбината. Строители комбината. Пейзаж с железнодорожной будкой. 1940

Слайд 27

 Пейзаж С Лаврой. 1918-1919

 Пейзаж С Лаврой. 1918-1919

 Деревянная церковь. 1918.

Пейзаж С Лаврой. 1918-1919 Пейзаж С Лаврой. 1918-1919 Деревянная церковь. 1918.

Слайд 28

Пейзаж. Туапсе.

Пейзаж. Туапсе.

Красные лодки. 

Пейзаж. Туапсе. Пейзаж. Туапсе. Красные лодки.

Слайд 29

«Победный бой»

«Победный бой»

«Победный бой» «Победный бой»

Слайд 30

Последний период творчества Лентулова связан с многочисленными поездками по стране, из которых

Последний период творчества Лентулова связан с многочисленными поездками по стране, из которых
художник привозил материал для картин, посвященных индустриализации, циклом произведений о строительстве московского метро, продолжением работы в театре, как в Москве, так и в эвакуации в Ульяновске.         Осенью 1942 года Лентуловы вернулись в Москву. Аристарх Васильевич был уже болен, перенес тяжелую операцию, но, несмотря на временное улучшение, он скончался 18 апреля 1943 года.
Имя файла: Аристарх-Лентулов.pptx
Количество просмотров: 335
Количество скачиваний: 5