Содержание
- 2. ПОКРО́ВСКИЙ СОБО́Р (Храм Василия Блаженного)
- 3. ПОКРО́ВСКИЙ СОБО́Р, (собор Покрова что на Рву, храм Василия Блаженного; популярное, но более позднее название), в
- 4. Церковь Вознесения Господня в Коломенском
- 5. Церковь Вознесения Господня Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по
- 6. Церковь Троицы в Никитниках
- 7. Церковь Троицы в Никитниках ТРО́ИЦЫ В НИКИ́ТНИКАХ ЦЕ́РКОВЬ (см. Троица Святая) — выдающийся памятник русской архитектуры
- 8. Церковь Покрова в Филях
- 9. Церковь Покрова в Филях Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694 годах на средства
- 10. Деревянное зодчество
- 13. Скачать презентацию
Слайд 2ПОКРО́ВСКИЙ СОБО́Р (Храм Василия Блаженного)
ПОКРО́ВСКИЙ СОБО́Р (Храм Василия Блаженного)
Слайд 3ПОКРО́ВСКИЙ СОБО́Р, (собор Покрова что на Рву, храм Василия Блаженного; популярное, но
ПОКРО́ВСКИЙ СОБО́Р, (собор Покрова что на Рву, храм Василия Блаженного; популярное, но
более позднее название), в Москве, на Красной площади , памятник русской архитектуры.
Построен как памятник победам в войне за покорение Казанского см. ХАНСТВО) и Астраханского царств (см. АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО) в 1552—1554 годах. Во время войны в честь каждой победы тут возводилась небольшая деревянная церковь, всего их построили восемь. После победы Иван Грозный (см. ИВАН IV Грозный) распорядился вместо деревянных церквей поставить каменные. Но приглашенные царем мастера Барма (см. БАРМА) и Постник (см. ПОСТНИК) скомпоновали на одном основании восемь столпообразных церквей, размещенных вокруг самой высокой, девятой. Между четырьмя осевыми расположены меньшие по высоте; и те и другие увенчаны луковичными главами. Центральный храм (завершен шатром с маленькой главкой), посвященный празднику Покрова Богоматери, дню, когда Казань была взята приступом, и дал имя всему собору. Строительство велось с 1555 по 1561 год. До конца 17 века собор был самым высоким зданием Москвы (60 метров).
В 1588 году была сооружена десятая церковь над могилой известного в Москве юродивого Василия Блаженного. В 17 веке собор был отремонтирован, а на месте разобранной звонницы возведен шатровый восьмерик. Тогда же собор был расписан. До наших дней храм дошел как памятник в основном двух столетий — 16 и 17.
Слайд 4Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Слайд 5Церковь Вознесения Господня
Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром
Церковь Вознесения Господня
Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром
Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым)[2] на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма — великий князь Московский Василий III.
Легенда связывает строительство храма с рождением Ивана IV, долгожданного наследника великого князя. Из легенды можно почерпнуть лишь то, что храм каким-то образом был связан с рождением наследника, но возвести сооружение столь сложных конструкций и большого объёма за два года, прошедшие с сентября 1530 г. по август 1532 г. не могли. По мнению С. А. Гаврилова, закладка церкви состоялась на два года раньше рождения и церковь не могла быть заложенной в благодарность Богу за рождение наследника, то есть не могла быть обетной. Храм возведен как моленный, для моления о чадородии великокняжеской четы.[3]
В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.
План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико — чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги. На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.
Легенда связывает строительство храма с рождением Ивана IV, долгожданного наследника великого князя. Из легенды можно почерпнуть лишь то, что храм каким-то образом был связан с рождением наследника, но возвести сооружение столь сложных конструкций и большого объёма за два года, прошедшие с сентября 1530 г. по август 1532 г. не могли. По мнению С. А. Гаврилова, закладка церкви состоялась на два года раньше рождения и церковь не могла быть заложенной в благодарность Богу за рождение наследника, то есть не могла быть обетной. Храм возведен как моленный, для моления о чадородии великокняжеской четы.[3]
В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.
План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико — чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги. На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.
Слайд 6Церковь Троицы в Никитниках
Церковь Троицы в Никитниках
Слайд 7Церковь Троицы в Никитниках
ТРО́ИЦЫ В НИКИ́ТНИКАХ ЦЕ́РКОВЬ (см. Троица Святая) — выдающийся
Церковь Троицы в Никитниках
ТРО́ИЦЫ В НИКИ́ТНИКАХ ЦЕ́РКОВЬ (см. Троица Святая) — выдающийся
памятник русской архитектуры XVII в. Церковь построена в 1628—1653 гг. в центре Москвы, в Китай-городе ,на средства купца Григория Никитникова, который хранил свои товары в подклете храма, а также за плату принимал на хранение товары других купцов "от воров и красного петуха" (пожара).
Композиция типична для русской архитектуры XVII в. и следует принципу "формосложения", когда к основному объему, согласно симметрии, но свободно и живописно, "приращивают" приделы, лестницы, галереи. В данном случае симметричный объем ("четверик" с пятью главами) обстроен приделами, галереей с трапезной, соединен с шатровой колокольней и наружной лестницей с шатровым крыльцом. Церковь украшена множеством кокошников, белокаменной резьбой, металлическим кованым декором и росписями.
Отдельные элементы воспроизводят декор царского Теремного дворца в Московском Кремле (сравн. Ярославль, ярославская школа)
Композиция типична для русской архитектуры XVII в. и следует принципу "формосложения", когда к основному объему, согласно симметрии, но свободно и живописно, "приращивают" приделы, лестницы, галереи. В данном случае симметричный объем ("четверик" с пятью главами) обстроен приделами, галереей с трапезной, соединен с шатровой колокольней и наружной лестницей с шатровым крыльцом. Церковь украшена множеством кокошников, белокаменной резьбой, металлическим кованым декором и росписями.
Отдельные элементы воспроизводят декор царского Теремного дворца в Московском Кремле (сравн. Ярославль, ярославская школа)
Слайд 8Церковь Покрова в Филях
Церковь Покрова в Филях
Слайд 9Церковь Покрова в Филях
Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694
Церковь Покрова в Филях
Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694
годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году. Документов об авторе церкви не сохранилось. В самом центре Москвы, между Манежной площадью и Романовым переулком, стоит церковь Знамения на Шереметьевом (Нарышкином) дворе, очень похожая на церковь Покрова в Филях и безусловно созданная тем же зодчим.
Одно здание совмещает в себе и церковь, и колокольню. Колокола висят в пролётах среднего яруса.
На первом этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта). Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году Пётр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом. Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I.
Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена швальня (полковая портняжная мастерская).
По храму было названо и ближайшее село Покровское.
Одно здание совмещает в себе и церковь, и колокольню. Колокола висят в пролётах среднего яруса.
На первом этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта). Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году Пётр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом. Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I.
Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена швальня (полковая портняжная мастерская).
По храму было названо и ближайшее село Покровское.
Слайд 10Деревянное зодчество
Деревянное зодчество
- Предыдущая
Исследования Печорского краяСледующая -
Гуситское движение в Чехии