Слайд 2Главные задачи учителя литературы при подготовке к ЕГЭ и ГИА тесно связаны с
конкретными задачами обучения в 5-11 классах: построение учебного процесса таким образом, чтобы учащиеся с интересом прочитали произведения
отечественной классики, освоили специфические законы литературного творчества, были бы способны к анализу и творческой интерпретации произведений, умели бы выразить свои суждения в устной и письменной форме.
Слайд 3В успешной подготовке к ЕГЭ учителю поможет использование следующих приемов и методов,
нацеленных на формирование умения создавать связный текст на литературную тему:
* регулярное проведение аудиторных сочинений на литературную тему
(в 5-6 классах не менее 4 сочинений в год;
в 7-8 классах - не менее 5 сочинений в год;
в 9-11 классах – не менее 7 сочинений в год);
* письменное обоснование выставленной учителем отметки с указанием сильных и слабых сторон ученической работы (при написании краткой рецензии целесообразно опираться на критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом, разработанные для ЕГЭ по литературе);
Слайд 4* реализация установки на доработку и переработку учеником текста сочинения по замечаниям
учителя
(всей работы или отдельных ее частей);
* проведение специальных уроков по обучению написанию сочинения
(знакомство с критериями оценки сочинения, формирование умений работать с черновиком, оптимально распределять время, отведенное на работу, писать вступление и заключение, разрабатывать тезисно-доказательную часть, выстраивать логику рассуждения и т.д);
Слайд 5* проведение на завершающем этапе изучения монографической темы уроков обобщающего типа, нацеленных
на подготовку к сочинению
(анализ перечня тем сочинений,
обсуждение способов раскрытия конкретной темы, разработка вариантов вступления и заключения к сочинениям и др.);
Слайд 6* систематическое включение в процесс обучения вопросов на сопоставление тех или иных
литературных явлений, интерпретации текста или его фрагмента;
* анализ готовых (опубликованных или ученических) сочинений с точки зрения их сильных и слабых сторон;
* сравнение двух сочинений на одну тему;
Слайд 7* формирование умения сжатия или развернутого оформления тезиса;
* исправление речевых и
стилистических ошибок.
Слайд 8
Общие речевые недочеты учащихся можно преодолеть разными способами:
* при подготовке к экзамену
нужно чаще писать изложения,
* регулярно читать хорошую литературу, а тем выпускникам, кто собирается получать филологическое образование, нужно читать литературоведческие статьи, чтобы привыкнуть к их стилю,
* избегать использования в ответах бытового языка,
например, фраз такого типа: «Все люди в пьесе – нищие». Правильно: «Все персонажи пьесы – нищие».
Слайд 9* Стремиться к терминологической точности. Например, называть жанр стихотворения
(элегия, послание, идиллия,
ода и пр.)
или элементы композиции в драме;
указывать функцию таких элементов композиции в прозе, как пейзаж и портрет.
Слайд 10* Избегать различных штампов ложно-пафосного стиля
(«ненавистный поэту», «пронизанный», «красной нитью», «клеймит»),
делового языка
(«затрагивает тему», «писатель ставит вопрос»),
избегать слов, типичных для школьных письменных работ
(«ярко изобразил», «типичный представитель» и пр.).
Слайд 11При подготовке к ответам самого разного уровня можно использовать задания в форме
тренировочных тестов на проверку знания текста произведений.
Тесты можно составить, используя литературу, содержащую типовые задания по ЕГЭ.
Особое внимание рекомендуем обратить на вопросы по теории литературы, а также на вопросы историко-литературного характера.
Слайд 12 Можно выделить
несколько типов заданий:
- на знание элементов композиции, сюжета пьесы
или романа (повести, рассказа);
- на понимание функции фрагмента текста (эпического или драматического произведения) в целом произведении;
- определение тематики фрагмента произведения;
- определение жанровых особенностей произведения;
Слайд 13- определение художественного метода;
- определение темы лирического стихотворения;
- на знание стиховедческой терминологии
(рифма, размер, ассонанс, аллитерация, стопа, строка, строфа и пр.);
Слайд 14Главное правило, которое нужно помнить ученикам при подготовке к экзамену, – ничего
не делать формально.
Художественное произведение – это сложный, своеобразный мир, который хочется познать, почувствовать и полюбить.
Мы изучаем литературу в школе не для того, чтобы сдать экзамен, а чтобы приобщиться к великой культуре, само существование которой оправдывает противоречивый путь человечества от варварства к цивилизации.
Слайд 15 Литература
1. Генералова Н.С. Литература: пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному
тестированию. – М.: Экзамен, 2006.
2. Генералова Н.С.Никулина М.Ю. Литература: самостоятельная подготовка к единому государственному экзамену. – М.: Экзамен, 2006.
3.Ерохина Е.Л. Единый государственный экзамен. Литература. Методика подготовки. – М.: Эксмо, 2005.
4.Зинин С.А. ЕГЭ 2008. Литература. Федеральный банк экзаменационных материалов. – М.: Эксмо, 2008.
5.Г.С. Ковалева. Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании литературы в средней школе». – Сайт ФИПИ (http://www.fipi.ru).
Слайд 166.Роговик Т.Н. Никулина М.Ю. ЕГЭ. Литература. Эффективная методика. – М.: Экзамен, 2006.
7.
Самойлова Е. Единый государственный экзамен. Литература. Поурочное планирование. – М.: Эксмо, 2005.
8. Самойлова Е. ЕГЭ. 2009. Литература. Репетитор. – М., Эксмо, 2008.
9. Францова Н.В. Доронина Т.В. Генералова Н.С. Литература. Анализ эпизода. Анализ стихотворения. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. – М.: Эксмо, 2006.
10. О новой модели ЕГЭ по литературе. Краткая информация об изменении экзаменационной модели по литературе в формате ЕГЭ на 2008 год. – Литература в школе, 2008, № 3, С. 23.