Слайд 2 На Беларуси плетением соломки занимались издавна. За плечами этого ремесла не одна
тысяча лет. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих ее не только стеблям и колосьям нового урожая, но и всем, кто так или иначе соприкасается с ними. Поэтому так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая. Бесчисленные поверья и обряды связаны с соломой и хлебом. Несмотря на изменчивость мира, они пришли к нам из далеких языческих времен и продолжают жить рядом с нами в виде произведений мастеров. Соломенные "пауки", кони, птицы, куклы – это не просто образы. Каждый из них связан с человеком, создававшим его, соприкасавшимся с ним незримыми нитями надежд и чаяний, которые они символизировали.
Слайд 3«Пауки»
Конструкции из соломки, подобные белорусским соломенным "паукам", известны многим народам мира. Самой
древней формой "паука" является шарообразная. "Пауки" в форме шара символизировали солнце, их изготавливали во времена языческих верований на весенний новый год.
Слайд 4Возможно не одну тысячу лет насчитывают и другие формы "пауков" – ромбические
и пирамидальные. Основой их конструкций является модуль в форме объемного ромба.
Слайд 5Маски
Ряженные в масках черта, козла, аиста, медведя ходили по домам во время
колядных праздников. Желали хозяевам здоровья, приплода скотине, урожая на полях и огородах.
Слайд 6Черт и козел, по старинным поверьям, были символами плодородия, аист приносил в
семью детей. Эти мифологические создания должны были помогать людям и охранять их.
Слайд 7 Колядные маски стали темой в работах современных мастеров и художников при
создании декоративных настенных панно.
Композиции и техники плетения Царских врат - неиссякаемый источник тем для интерпретации в творчестве современных мастеров. Сочетания квадратов с объемными шнурами дают нескончаемое разнообразие в решениях композиций декоративных настенных панно.
Слайд 8Скульптура
Начало соломенная скульптура берет от древнего обычая изготовления соломенных животных и кукол,
имевших магический смысл и одновременно служивших забавными игрушками. Мастера, возродившие древнее ремесло, темы для своих работ черпают из народного фольклора и быта. Композиции могут включать одну или несколько фигур, часто они повествуют о каком-либо событии из народной жизн.
Слайд 12Бытовые изделия
В крестьянском быту с давних времен были широко распространены изготовленные из
соломенных жгутов емкости, на Беларуси их называли "шияны".
Слайд 13Декоративные шкатулки чаще встречались в быту горожан и жителей местечек . Самые
ранние из известных шкатулок относятся к началу 19 века.
Слайд 14Корзинки, конфетницы, хлебницы, изготовленные из соломенных жгутов в сочетании с другими видами
плетений, стали популярны в Беларуси с 70-80 годов ХХ века.
Слайд 15Современными белорусскими мастерами созданы удивительные по красоте и разнообразию бытовые изделия. Их
формы, в сочетании с фактурами плетений, которые украшают поверхности конфетниц, сухарниц, шкатулок, сумок делают каждое изделие уникальным.
Слайд 16Бижутерия
Незатейливые украшения из соломки: колечки, бусы, плела и носила, еще в недалеком
прошлом, сельская молодежь.
Современные мастера изготавливают из соломки женские украшения разнообразных стилевых направлений.
Слайд 17Украшения для дома
Новогодняя елка, украшенная соломенными игрушками, не раз становилась главным украшением
праздника. Без труда она затмевает собой красавиц, украшенных стеклянными шарами и гирляндами.
Слайд 19Головные уборы
Соломенная шляпа была обязательной частью белорусского народного мужского костюма. Картузы из
соломки появились во второй половины 19 века, как повторение фабричных изделий.
Соломенные шляпки, украшенные лентами и цветами, носили в Европе горожанки среднего и высшего сословий. Находят они свое место и в гардеробе наших современниц.