Слайд 2Понятие об апофатических свойствах Божиих
Апофатические свойства — это свойства, получаемые путем отрицания
![Понятие об апофатических свойствах Божиих Апофатические свойства — это свойства, получаемые путем](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/894623/slide-1.jpg)
по отношению к Богу недостатков и ограничений, свойственных конечному, тварному бытию
Апофатические свойства характеризуют совершенство Божественного бытия
Божественная сущность непознаваема, и человеческий язык неспособен выразить полноту. Божественного совершенства. Все человеческие понятия сформированы в процессе изучения тварных вещей, которые с Божественной сущностью несоизмеримы
Слайд 3Согласно преп. Максиму Исповеднику, Бог «по природе Своей вообще не соответствует какому-либо
![Согласно преп. Максиму Исповеднику, Бог «по природе Своей вообще не соответствует какому-либо](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/894623/slide-2.jpg)
разряду сущего и поэтому, вследствие сверхбытия Бога, Ему более подобает определение «Небытие»
Поэтому говорить о совершенствах Божественной сущности можно только в отрицательных терминах и понятиях
Слайд 4Самобытность
Этим свойством за Богом отрицается ограниченность по началу и причине бытия. Бог
![Самобытность Этим свойством за Богом отрицается ограниченность по началу и причине бытия.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/894623/slide-3.jpg)
не происходит ни от чего другого и не зависит ни от какого другого бытия, но причину и необходимые условия Своего бытия имеет только в Самом Себе. Свидетельства Священного Писания о самобытности Бога весьма многочисленны:
Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет (Ис.43:10)
Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Ин.5:26)
Слайд 5[Бог] не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду,
![[Бог] не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/894623/slide-4.jpg)
Сам дая всему жизнь и дыхание и все (Деян.17:25).
Преп. Иоанн Дамаскин говорит: «Веруем во единого Бога, единое начало, безначального, несозданного... в силу, никакою мерою не определимую и только собственною волею измеряемую... которая... не имеет от другого ни бытия, ни чего-либо из того, что есть, но сама есть источник бытия для всего существующего»
Слайд 6Неизменяемость
Этим свойством за Богом отрицаются любые видоизменения, являющиеся признаком относительного несовершенства. Неизменяемость
![Неизменяемость Этим свойством за Богом отрицаются любые видоизменения, являющиеся признаком относительного несовершенства.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/894623/slide-5.jpg)
— следствие самобытности: Бог есть Один и Тот же и в сущности Своей, и в Своих свойствах
Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь (Мал.3:6)
[У] Отца светов... нет изменения и ни тени перемены (Иак.1:17)
Согласно свят. Иоанну Златоусту, «Бог Существо бессмертное и неизменяемое, слава непреходящая и неподвижная»
Слайд 7Когда говорят о неизменяемости Бога, возникает некоторая психологическая трудность: искушение мыслить Его
![Когда говорят о неизменяемости Бога, возникает некоторая психологическая трудность: искушение мыслить Его](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/894623/slide-6.jpg)
как некий статичный, застывший абсолют, неподвижный кристалл. В действительности такое представление о Боге было бы крайне несовершенным и не соответствующим духу Священного Писания
В Священном Писании Сын Божий говорит о Себе Сам: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин.14:6); жизнь — одно из имен Божиих. Богу присущ динамизм жизни, но этот динамизм не может быть выражен посредством понятий «покоя» и «движения»
Слайд 8В произведении «О Божественных именах» (VI в.), надписанном именем св. Дионисия Ареопагита,
![В произведении «О Божественных именах» (VI в.), надписанном именем св. Дионисия Ареопагита,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/894623/slide-7.jpg)
так говорится о неизменяемости Бога: «Он при всяком движении остается неизменным и неподвижным, вечно двигаясь, пребывает в Себе и является Причиной и вечности, и времени...»
Поэтому, рассуждая о неизменяемости Божией, невозможно представить себе, что это такое. Через этот термин выражается та мысль, что Бог через проявление Себя в жизни ничего не утрачивает из того, что имеет, и не приобретает ничего такого, чего бы не имел. Он не умаляется и не возрастает в Своем бытии
Слайд 9При восприятии учения о неизменяемости Божественной сущности может возникнуть ряд
затруднений?
1. Не противоречит
![При восприятии учения о неизменяемости Божественной сущности может возникнуть ряд затруднений? 1.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/894623/slide-8.jpg)
ли учению о неизменяемости сущности Божией рождение Сына и исхождение Духа Святого от Бога Отца?
Не противоречит, поскольку и рождение и исхождение являются предвечными, т. е. совершаются в вечности. Ни рождение, ни исхождение не являются ни единократным актом, ни временным процессом
Слайд 102. Не противоречит ли неизменяемости Божией творение мира и промышление о Нем?
![2. Не противоречит ли неизменяемости Божией творение мира и промышление о Нем?](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/894623/slide-9.jpg)
Нет, не противоречит. Во-первых, Священное Писание говорит, что мир сотворен по предвечному замыслу Божию:
Ведомы Богу от вечности все дела Его (Деян.15:18)
Во-вторых, тварное бытие сотворено не из Божественной сущности, а из ничего, по воле Божией. Поэтому возникновение тварного бытия и изменения внутри творения никак не влияют на Божественную жизнь как таковую
Слайд 113. Не противоречит ли Божественной неизменяемости воплощение Сына Божия?
Не противоречит, потому
![3. Не противоречит ли Божественной неизменяемости воплощение Сына Божия? Не противоречит, потому](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/894623/slide-10.jpg)
что, согласно определению IV Вселенского собора, соединение природ во Христе является неизменным, в воплощении Божественная природа не изменяется, ничего нового не приобретает и ничего не теряет, но остается равной себе
Слайд 124. Не противоречат ли неизменяемости Бога переменчивые чувства, которые приписывает Ему Священное
![4. Не противоречат ли неизменяемости Бога переменчивые чувства, которые приписывает Ему Священное](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/894623/slide-11.jpg)
Писание, например: воспламенился гнев Его [Божий] (Чис.11:1);
Бог раскаялся в Своих делах (Быт.6:6)
Христианская экзегеза с древнейших времен считает подобные места Священного Писания повествующими о промыслительной деятельности Бога применительно к способностям человеческого восприятия. Такие выражения нужно толковать и понимать иносказательно
Слайд 13Вечность
Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени как формы изменчивого бытия.
![Вечность Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени как формы изменчивого](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/894623/slide-12.jpg)
Такие понятия, как «прежде», «после», «теперь» и тому подобные, к Богу неприложимы, поскольку все связанные с этими понятиями временные изменения для Бога не существуют. Бог «не растекается» во времени, Он есть во всей Своей полноте в любой момент нашего времени
В Священном Писании можно найти много свидетельств о вечности Божества: Бог называется от века Живущим (Пс.54:20)
Прежде, нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог (Пс.89:3).
Как учит свят. Григорий Богослов, «Бог всегда был, есть и будет, или, лучше сказать, всегда есть; ибо слова: был и будет, означают деления нашего времени и свойственны естеству преходящему; а Сущий всегда». Бог, согласно свят. Григорию, «сосредотачивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится»
Слайд 14Неизмеримость и вездеприсутствие
Этими двумя свойствами, очень близкими по смыслу, за Богом отрицается
![Неизмеримость и вездеприсутствие Этими двумя свойствами, очень близкими по смыслу, за Богом](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/894623/slide-13.jpg)
зависимость от пространства как формы существования изменчивого бытия. Об этих свойствах много говорит Священное Писание:
Небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих (Ис.66:1)
В силу того что Бог не зависит от пространства, Он для Своего бытия не нуждается в месте. Этим обусловлено евангельское требование поклонения Богу в духе и истине (Ин.4:23), в противовес ветхозаветному культу, который был жестко локализован в пространстве (в Ветхом Завете считалось, что единственным местом, где могут приноситься законные жертвы, является гора Мориа, на которой находился ветхозаветный храм)
Слайд 15Когда мы говорим о вездеприсутствии Божием, то тем самым утверждаем, что Бог
![Когда мы говорим о вездеприсутствии Божием, то тем самым утверждаем, что Бог](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/894623/slide-14.jpg)
проникает во все существующее, ни с чем не смешиваясь, а в Него не проникает ничто
Бог запределен миру по сущности, но во всем присутствует в Своих энергиях. Свят. Афанасий Александрийский излагает эту истину следующим образом: «Бог во всем пребывает Своей благостью и могуществом, и вне всего Собственным Своим естеством»
В стихире праздника Пятидесятницы «Царю Небесный» говорится, что Бог «везде сый и вся исполняяй» (вездесущ и все Собой наполняет).
Слайд 16В Священном Писании и в Предании Церкви говорится о существовании мест, в
![В Священном Писании и в Предании Церкви говорится о существовании мест, в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/894623/slide-15.jpg)
которых Бог присутствует неким особенным образом. Это, конечно, не значит, что Бог находится именно в этом месте, просто в некоторых местах человеку легче ощутить присутствие Божие. Такимиместами особенного присутствия Божия являются:
— небеса (см.: Пс.113:24);
— храм (см.: 3 Цар.9:3). Книга Царств говорит о храме Соломона, но это в полной мере
может быть отнесено и к христианским храмам, в которых совершаются таинства, прежде всеготаинство Евхаристии;
— человек, который может стать, по выражению апостола Павла, храмом Божиим (2 Кор.6:16)