Церковная музыка

Слайд 2

Музыка христианской церкви, предназначенная для сопровождения службы. Понятия "культовая" и "духовная" музыка,

Музыка христианской церкви, предназначенная для сопровождения службы. Понятия "культовая" и "духовная" музыка,
в отличие от Ц. м., имеют более широкое значение: первая охватывает, помимо христианской, музыку др. религ. Культов. Ц. м. принадлежит важная роль в истории европ. муз. иск-ва: вплоть до 17 в. церковь оставалась главным центром муз. профессионализма. В рамках церк. культуры были созданы величайшие художеств. ценности, формировались важнейшие муз. жанры, с церковью связано развитие теории музыки, педагогики. Для истории европ. культуры очень важен процесс взаимодействия церк. и светского иск-ва, взаимовлияние и взаимообогащение параллельно развивающихся церк. и светских жанров (напр., секвенции и эстампиды, мотета и мадригала, духовной кантаты и оперы).

Слайд 3

Музыка раннехристианской церкви.

 От первых веков христианства сохранилось немного нотных памятников. Ц. м.

Музыка раннехристианской церкви. От первых веков христианства сохранилось немного нотных памятников. Ц.
этого времени можно судить по свидетельствам историков, писаниям "отцов церкви", упоминаниям о ней в Библии. Формирование раннехристианской Ц. м. происходило в тесной связи с традициями ряда региональных культур Средиземноморья, и прежде всего иудейской, египетско-сиро-палестинской, позднеантичной. К синагогальному и храмовому евр. богослужению восходит христ. псалмодия, антифонное и респонсорное пение.
Раннехристианское пение было одноголосным. С распространением монастырей участие женщин в обществ. богослужебном пении было запрещено, использование муз. инструментов также не допускалось вплоть до кон. 1-го тысячелетия. Однако, судя по многочисл. документам, запрет этот часто нарушался.

Слайд 4

Музыка католической церкви

С распадом Римской империи (395) произошло разделение церкви на зап.

Музыка католической церкви С распадом Римской империи (395) произошло разделение церкви на
католическую и вост. православную, различающиеся ритуалом и муз. оформлением культа. Католич. папская церковь скоро распространила влияние почти на всю Зап. Европу. Возник ряд местных центров католицизма со своими вариантами литургии: кроме римской и миланской (амвросианской) - староиспанская (мозарабская), старофранцузская (галликанская), кельтская (британо-ирландская). Но постепенно все региональные традиции (кроме миланской) были вытеснены официальным римским хоралом, названным в честь папы Григория Великого (ок. 540-604) григорианским (см. Григорианское пение). Важный этап в эволюции григорианского хорала связан с именами папы Виталия (657-72) и аббатов собора св. Петра Котоленуса, Мариануса и Вирбонуса (между 653 и 680). Окончательно свод григорианских песнопений сложился к кон. 9 в. Отрывки из Ветхого и Нового заветов читались нараспев в виде литургич. речитатива. Псалмы исполнялись в более распевной, чем ранее.Мелодич. основу чтений и псалмов составляли особые формулы-попевки (initium, mediatio, punctum), строго классифицированные в соответствии со ср.-век. системой 8 церк. ладов (модусов, или тонов; см. Средневековые лады): для чтений предназначались т. н. Lektionstцne (нем.), для псалмов - Psalmtцne, для молитв - Orationstцne и т. д. Кроме чтений и псалмов, в григорианский обиход входили антифоны, респонсории, гимны, кантики. 

Мужской григорианский хор

Слайд 5

Музыка протестантской церкви. 

Реформация 16 в. нарушила единство зап. церкви: рядом с папской

Музыка протестантской церкви. Реформация 16 в. нарушила единство зап. церкви: рядом с
католич. церковью возникли самостоятельные, обладавшие автономией лютеранская, кальвинистская, англиканская, стремившиеся сделать церк. обряд доступным народу, ввести в службу общинное пение на нац. языках. Антикатолич. движения возникали и ранее, но впервые в 16 в. они привели к установлению самостоятельных институтов.
Общинное пение кальвинистов ограничивалось псалмами. Кальвин опубликовал франц. перевод Псалтыря с мелодиями Л. Буржуа и др. авторов; наиболее полно они представлены в т. н. Генфском (Женевском) псалтыре 1562.
Англиканская церковь отделилась от Рима при Генрихе VIII (1534). В Англии появился и специфически нац. церк. жанр – энсзем. Вместе с тем в Англии в качестве богослужебного языка долго сохранялся латинский, создавалась музыка в традиц. католич. жанрах (месса, мотет).
Протестантские песнопения имели своим источником григорианский хорал, светскую песню, а также старые формы нем. духовных песен: известные с эпохи Каролингов
Имя файла: Церковная-музыка.pptx
Количество просмотров: 614
Количество скачиваний: 4