Содержание
- 2. Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) 1868 - 1936
- 3. Рассказ «Челкаш» благодаря помощи В. Г. Короленко в 1895 был опубликован в журнале «Русское богатство». Автор
- 5. Созданное ими поработило и обезличило их. Гранит, железо, дерево, мостовая гавани, суда и люди - все
- 6. Ночь была темная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо,
- 7. Пейзаж …и море - бесконечное, могучее - развернулось перед ними, уходя в синюю даль, где из
- 8. Пейзаж …кругом все молчало. Ни звука, кроме вздохов моря. Тучи ползли по небу так же медленно
- 9. Пейзаж Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом
- 10. Пейзаж Посыпался дождь. Сначала редкий, он быстро перешел в плотный, крупный, лившийся с неба тонкими струйками.
- 11. Пейзаж Как меняется пейзаж в рассказе? Как он помогает понять состояние героев? Чем объяснить разницу в
- 12. Челкаш и Гаврила
- 13. Портрет …Гришка Челкаш, старый травленый волк… заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в
- 14. Портрет Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой
- 15. - Как в указанных эпизодах проявляются характеры героев?
- 17. …А тот, сухой, длинный, нагнувшийся вперед и похожий на птицу, готовую лететь куда-то, смотрел во тьму
- 18. Отношение к жизни и свободе - А что тебе - свобода?.. Ты разве любишь свободу? -
- 19. Как строятся отношения между героями? Почему? И они пошли по улице рядом друг с другом, Челкаш
- 20. …вздохнул он, сразу вспомнив деревню, убогое хозяйство, свою мать и все то далекое, родное, ради чего
- 21. А перед Челкашем быстро неслись картины прошлого, далекого прошлого, отделенного от настоящего целой стеной из одиннадцати
- 22. Двое людей мечтали, покачиваясь на воде и задумчиво поглядывая вокруг себя. Челкаш начал наводить Гаврилу на
- 24. - Ну, а еще раз поехал бы? а? - Еще?.. Да ведь это - как тебе
- 25. Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он
- 26. Гаврила рванулся раз, два, - другая рука Челкаша змеей обвилась вокруг него... Треск разрываемой рубахи -
- 27. - Бери! бери! Не даром работал! Бери, не бойсь! Не стыдись, что человека чуть не убил!
- 28. Потом Гаврила снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко
- 30. Скачать презентацию
Слайд 2Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)
1868 - 1936
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)
1868 - 1936
Слайд 3Рассказ «Челкаш» благодаря помощи В. Г. Короленко в 1895 был опубликован в
Рассказ «Челкаш» благодаря помощи В. Г. Короленко в 1895 был опубликован в
(Библиотека КМ)
- Согласны ли вы с данным утверждением?
Слайд 5Созданное ими поработило и обезличило их.
Гранит, железо, дерево, мостовая гавани, суда
Созданное ими поработило и обезличило их.
Гранит, железо, дерево, мостовая гавани, суда
Потемневшее от пыли голубое южное небо - мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. Оно почти не отражается в воде, рассекаемой ударами весел, пароходных винтов, острыми килями турецких фелюг и других судов, бороздящих по всем направлениям тесную гавань. Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом.
С какой целью даётся описание порта?
Какие ключевые понятия даны в экспозиции?
Слайд 6 Ночь была темная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море
Ночь была темная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море
Пейзаж
Слайд 7Пейзаж
…и море - бесконечное, могучее - развернулось перед ними, уходя в синюю
Пейзаж
…и море - бесконечное, могучее - развернулось перед ними, уходя в синюю
Слайд 8Пейзаж
…кругом все молчало. Ни звука, кроме вздохов моря. Тучи ползли по небу
Пейзаж
…кругом все молчало. Ни звука, кроме вздохов моря. Тучи ползли по небу
…они снова в лодке... Над ними небо, серое, ровно затянутое тучами, и лодкой играет мутно-зеленое море, шумно подбрасывая ее на волнах, пока еще мелких, весело бросающих в борта светлые, соленые брызги. Далеко по носу лодки видна желтая полоса песчаного берега, а за кормой уходит вдаль море, изрытое стаями волн, убранных пышной белой пеной. Там же, вдали, видно много судов; далеко влево - целый лес мачт и белые груды домов города. Оттуда по морю льется глухой гул, рокочущий и вместе с плеском волн создающий хорошую, сильную музыку... И на все наброшена тонкая пелена пепельного тумана, отдаляющего предметы друг от друга...
Слайд 9Пейзаж
Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены,
Пейзаж
Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены,
… и море - бесконечное, могучее. Ночь становилась все темнее и молчаливей. Теперь небо уже не походило на взволнованное море - тучи расплылись по нем и покрыли его ровным тяжелым пологом, низко опустившимся над водой и неподвижным. А море стало еще спокойней, черней, сильнее пахло теплым, соленым запахом и уж не казалось таким широким, как раньше.
Слайд 10Пейзаж
Посыпался дождь. Сначала редкий, он быстро перешел в плотный, крупный, лившийся с
Пейзаж
Посыпался дождь. Сначала редкий, он быстро перешел в плотный, крупный, лившийся с
Дождь лил, как из ведра. Море глухо роптало, волны бились о берег бешено и гневно.
Море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену. Дождь ретиво сек воду и землю... ветер ревел... Все кругом наполнялось воем, ревом, гулом... За дождем не видно было ни моря, ни неба.
Слайд 11Пейзаж
Как меняется пейзаж в рассказе?
Как он помогает понять состояние героев? Чем объяснить
Пейзаж
Как меняется пейзаж в рассказе?
Как он помогает понять состояние героев? Чем объяснить
Как он связан с авторским отношением к героям рассказа?
Какую роль он играет в рассказе?
Слайд 12Челкаш и Гаврила
Челкаш и Гаврила
Слайд 13Портрет
…Гришка Челкаш, старый травленый волк… заядлый пьяница и ловкий, смелый вор.
Портрет
…Гришка Челкаш, старый травленый волк… заядлый пьяница и ловкий, смелый вор.
- Назовите ключевые детали портрета.
Слайд 14Портрет
Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной
Портрет
Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной
- В чём противопоставлены герои?
- Каково их социальное положение?
Слайд 15- Как в указанных эпизодах проявляются характеры героев?
- Как в указанных эпизодах проявляются характеры героев?
Слайд 17…А тот, сухой, длинный, нагнувшийся вперед и похожий на птицу, готовую лететь
…А тот, сухой, длинный, нагнувшийся вперед и похожий на птицу, готовую лететь
Слайд 18Отношение к жизни и свободе
- А что тебе - свобода?.. Ты разве
Отношение к жизни и свободе
- А что тебе - свобода?.. Ты разве
- Да ведь как же? Сам себе хозяин, пошел - куда хошь, делай - что хошь... Еще бы! Коли сумеешь себя в порядке держать, да на шее у тебя камней нет, - первое дело! Гуляй знай, как хошь, бога только помни...
Челкаш презрительно сплюнул и отвернулся от парня.
Он кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного ему этим молоденьким теленком, которого он во время разговора с ним презирал, а теперь сразу возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет где-то там деревню, дом в ней, за то, что его приглашает в зятья зажиточный мужик, - за всю его жизнь прошлую и будущую, а больше всего за то, что он, этот ребенок по сравнению с ним, Челкашем, смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна. Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты, и, таким образом, становится похож на тебя.
Каково отношение к жизни Челкаша и Гаврилы?
Каковы их идеалы? Что значит для каждого из них свобода?
Слайд 19Как строятся отношения между героями? Почему?
И они пошли по улице рядом друг
Как строятся отношения между героями? Почему?
И они пошли по улице рядом друг
Он видел перед собою человека, жизнь которого попала в его волчьи лапы. Он, Челкаш, чувствовал себя в силе повернуть ее и так и этак. Он мог разломать ее, как игральную карту, и мог помочь ей установиться в прочные крестьянские рамки. Чувствуя себя господином другого, он думал о том, что этот парень никогда не изопьет такой чаши, какую судьба дала испить ему, Челкашу... И он завидовал и сожалел об этой молодой жизни, подсмеивался над ней и даже огорчался за нее, представляя, что она может еще раз попасть в такие руки, как его... И все чувства в конце концов слились у Челкаша в одно - нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен.
Слайд 20…вздохнул он, сразу вспомнив деревню, убогое хозяйство, свою мать и все то
…вздохнул он, сразу вспомнив деревню, убогое хозяйство, свою мать и все то
Гаврила глядел на него с любопытством и тоже воодушевлялся. Он во время этого разговора успел уже забыть, с кем имеет дело, и видел пред собой такого же крестьянина, как и сам он, прилепленного навеки к земле потом многих поколений, связанного с ней воспоминаниями детства, самовольно отлучившегося от нее и от забот о ней и понесшего за эту отлучку должное наказание.
- Это, брат, верно! Ах, как верно! Вот гляди-ка на себя, что ты теперь такое без земли? Землю, брат, как мать, не забудешь надолго.
Слайд 21А перед Челкашем быстро неслись картины прошлого, далекого прошлого, отделенного от настоящего
А перед Челкашем быстро неслись картины прошлого, далекого прошлого, отделенного от настоящего
Я тоже понимаю толк в этом деле. Было когда-то свое гнездо... Отец-то был из первых богатеев в селе...
- Что мы знаем о прошлом Челкаша?
Челкаш чувствовал себя овеянным примиряющей, ласковой струёй родного воздуха, донесшего с собой до его слуха и ласковые слова матери, и солидные речи истового крестьянина-отца, много забытых звуков и много сочного запаха матушки-земли, только что оттаявшей, только что вспаханной и только что покрытой изумрудным шелком озими... Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах.
Все хищное в его фигуре обмякло, стушеванное приниженной задумчивостью…
Слайд 22Двое людей мечтали, покачиваясь на воде и задумчиво поглядывая вокруг себя. Челкаш
Двое людей мечтали, покачиваясь на воде и задумчиво поглядывая вокруг себя. Челкаш
- Главное в крестьянской жизни - это, брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе. У тебя твой дом - грош ему цена - да он твой. У тебя земля своя - и того ее горсть - да она твоя! Король ты на своей земле!.. У тебя есть лицо... Ты можешь от всякого требовать уважения к тебе... Так ли? - воодушевленно закончил Челкаш.
Слайд 24- Ну, а еще раз поехал бы? а?
- Еще?.. Да ведь это
- Ну, а еще раз поехал бы? а?
- Еще?.. Да ведь это
- Ну ежели бы две радужных?
- Два ста рублев, значит? Ничего... Это можно...
- Стой! А как душу-то загубишь?..
- Да ведь, может... и не загубишь! - улыбнулся Гаврила. - Не загубишь, а человеком на всю жизнь сделаешься.
Слайд 25Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо
Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо
- Ведь я что думал? Едем мы сюда... думаю... хвачу я его - тебя - веслом... рраз!.. денежки - себе, его - в море... тебя-то... а? Кто, мол, его хватится? И найдут, не станут допытываться - как да кто. Не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать!.. Ненужный на земле! Кому за него встать?
- Дай сюда деньги!.. - рявкнул Челкаш, хватая Гаврилу за горло...
- Как каждый из них относится к деньгам? Почему? Почему Челкаш презирает Гаврилу?
Слайд 26Гаврила рванулся раз, два, - другая рука Челкаша змеей обвилась вокруг него...
Гаврила рванулся раз, два, - другая рука Челкаша змеей обвилась вокруг него...
Слайд 27- Бери! бери! Не даром работал! Бери, не бойсь! Не стыдись, что
- Бери! бери! Не даром работал! Бери, не бойсь! Не стыдись, что
Слайд 28Потом Гаврила снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в
Потом Гаврила снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в