Что такое эстетика

Содержание

Слайд 2

ЭСТЕТИКА – ЭТО …

Эстетика (от др.греч. – aijsqavnomai -чувствовать; aijsqhtikov" -воспринимаемый чувствами) –  наука о неутилитарном созерцательном

ЭСТЕТИКА – ЭТО … Эстетика (от др.греч. – aijsqavnomai -чувствовать; aijsqhtikov" -воспринимаемый
или творческом отношении человека к действительности,  изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого человек  ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства

Слайд 3

Исторически в центре эстетики всегда стояли две главные проблемы: собственно эстетического, которое чаще

Исторически в центре эстетики всегда стояли две главные проблемы: собственно эстетического, которое
всего осмысливалось в терминах красоты, прекрасного, возвышенного, и искусства, понимавшегося в древности в более широком смысле, чем новоевропейская категория искусства

Слайд 4

ЭСТЕТИКА В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Центральной частью даосизма являлось учение о мире. Все остальное

ЭСТЕТИКА В ДРЕВНЕМ КИТАЕ Центральной частью даосизма являлось учение о мире. Все
— учение об обществе и государстве, теория познания, теория искусства (в ее древнем виде) — исходили из учения о мире. В центре конфуцианской философии был человек в его общественных связях, человек как основа незыблемого спокойствия и порядка, идеальный член общества. Иными словами, в конфуцианстве, мы всегда имеем дело с этико-эстетическим идеалом, в то время как для даосизма нет ничего прекраснее космоса и природы, а общество и человек настолько прекрасны, насколько способны уподобиться красоте объективного мира.
Эстетические воззрения Конфуция и его последователей складывались в русле их социально-политической теории. Сам термин “прекрасное“ (мэй) у Конфуция выступает синонимом “доброе“ или же значит просто внешне красивое. В целом эстетический идеал Конфуция является синтетическим единством прекрасного, доброго и полезного.

Слайд 5

ЭСТЕТИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Искусство, которое внедрялось в массы высшими кастами, главным образом

ЭСТЕТИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Искусство, которое внедрялось в массы высшими кастами, главным
жреческой, через многочисленные храмы, было основано на брахманской идеологии. Огромное количество скульптур и стенописей в храмах предназначалось брахманами для выражения их идей и подчинялось в той или иной степени жреческой, брахманской, эстетике. Конечно, в эти бесчисленные храмовые изображения, особенно второстепенного характера, проникало влияние и народа через исполнителей художественных произведений – касты народных мастеров – «шильпи». До нас дошло только храмовое искусство, потому что только храмы, эти «колесницы божества», разрешалось строить из камня. Светское зодчество и народная скульптура, создававшиеся из дерева, погибли.
Народ Индии, для которого храмовые изображения были раскрытой книгой, прекрасно знал мифы, легенды и религиозные идеи своей страны. Брахманизм, как и все другие религии Индии, кроме ислама, непосредственным образом и в самой широкой степени использовал архитектуру, сочетавшуюся со скульптурой, и живопись для воздействия на население. Поэтому и роль брахманской эстетики приобретает в древней и особенно в средневековой Индии большое значение.

Слайд 6

ЭСТЕТИКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ЭСТЕТИКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Слайд 7

ЭСТЕТИКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Идея красоты мира проходит через всю античную эстетику. В мировоззрении

ЭСТЕТИКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Идея красоты мира проходит через всю античную эстетику. В
древнегреческих философов нет ни тени сомнения в объективном существовании мира и реальности его красоты. Для первых философов прекрасное — это всеобщая гармония и красота Вселенной. Во всеобщую картину мира включается представление о его гармонии, красоте.

Слайд 8

ЭСТЕТИКА ПЛАТОНА

В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного. При ответе на

ЭСТЕТИКА ПЛАТОНА В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного. При ответе
вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична. Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания.

Слайд 9

ЭСТЕТИКА АРИСТОТЕЛЯ

Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей «поэтому для ее

ЭСТЕТИКА АРИСТОТЕЛЯ Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей «поэтому для
постижения следует заниматься математикой. Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета. Красота у Аристотеля выступает как мера, а мерой всего является сам человек. В сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». В этих рассуждениях Аристотеля о подлинно прекрасном содержится тот же гуманистически и принцип, который выражен и в самом античном искусстве.

Слайд 10

ЭСТЕТИКА ПИФАГОРА

Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир — это

ЭСТЕТИКА ПИФАГОРА Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир —
стройный космос. Они связывают понятие прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с понятием блага.
Там, где основные противоположности находятся в «соразмерной смеси», там содержится благо, здоровье человека. Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается. Гармония выступает там, где есть неравенство, единство и взаимодополнение многообразного.

Слайд 11

ЭСТЕТИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ЭСТЕТИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Слайд 12

ЭСТЕТИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Новая средневековая интерпретация красоты состояла в том, что гармония, стройность, порядок

ЭСТЕТИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Новая средневековая интерпретация красоты состояла в том, что гармония, стройность,
предметов прекрасны не сами по себе, а как отражение высшего богоподобного единства. Понятие «единство» является одним из центральных в эстетике Августина. Он пишет, что форма всякой красоты – единство. Чем более совершенна вещь, тем больше в ней единства. Прекрасное едино, потому что и само бытие едино. Понятие эстетического единства не может возникнуть из чувственных восприятий. Напротив, оно само обуславливает восприятие красоты. Приступая к эстетической оценке, человек уже имеет в глубине души понятие единства, которое затем ищет в вещах.

Слайд 13

ЭСТЕТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Основной темой ренессансного искусства становится человек, человек в гармонии его

ЭСТЕТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Основной темой ренессансного искусства становится человек, человек в гармонии
духовных и физических сил. Искусство прославляет достоинство человеческой личности, бесконечные способности человека к познанию мира. Вера в человека, в возможность гармонического и всестороннего развития личности является отличительной особенностью искусства, философии и этики этого времени и делает её столь многогранной, широкой и интересной, что является актуальной до сих пор. Гуманизм и эстетика Ренессанса взаимосвязаны как философские основы нового миросозерцания и искусства. В начале XV века в Италии сильная и свободная человеческая индивидуальность выдвигается на первый план, и это как в сфере жизнетворчества, так и творчества. При этом человеческая личность воспринимается «физически, телесно, объемно и трехмерно», как и среда ее обитания.

Слайд 14

ФУНКЦИИ ЭСТЕТИКИ

Эстетика выполняет функции:
Познавательную
Коммуникативную
Гедонистическую

ФУНКЦИИ ЭСТЕТИКИ Эстетика выполняет функции: Познавательную Коммуникативную Гедонистическую
Имя файла: Что-такое-эстетика.pptx
Количество просмотров: 1284
Количество скачиваний: 33