Слайд 2Чудеса Ветхого и Нового Заветов
Слайд 3Способы вмешательства чудес
Прямое вмешательство Бога может проявляться тремя способами: действие не имеет
ничего общего с силами и законами природы — тогда богословы говорят о чуде quoad substantiam (пo существу), т. е. по отношению к сущности, к самой природе факта (например, прославление воскресших тел); или действие доступно силам природы, но не в данном определенном субъекте (чудеса quoad subiectum) (по субъекту): например, природа способна наделить человека даром зрения, но не слепого, у которого орган зрения непоправимо поврежден; она может дать жизнь, но не мертвому); дело касается действия, возможного для природы, но не таким именно способом,— голод, продлеваемый силой пророчества, буря, землетрясение или другое явление, происходящее точно тогда, когда его предвещает пророк, и т. д.; в таком случае говорят о чуде quoad modum (по способу).
Слайд 5Исторический период, представленный в книгах Ветхого Завета, охватывает около 1700 лет. Чудеса,
о которых там рассказано, относительно немногочисленны для такого долгого периода и не распределяются равномерно по разным эпохам. Они почти отсутствуют в истории патриархов (кроме гибели Содома и Гоморры, Быт 19, 24—28 и рождения сына-первенца у Сарры в старости, Быт 21, 1—7), но изобилуют в книге Исход и в начале книги Иисуса Навина; очень редки в истории Илии и Елисея (3 и 4 Цар), а затем почти совсем исчезают.
Слайд 7 Превращение воды в кровь
Нашествие саранчи
Трехдневная тьма
Град
Нашествие жаб, змей
Моровая язва
Поражение
первенцев
Слайд 16Манна по способу возникновения обладает чертами, которые никак нельзя свести к известному
природному явлению (растения тамарикса совершенно не способны выделить такое огромное количество манны) ; она портится, когда ее собирают в количествах, превышающих потребность; выделяется в течение всего года, тогда как естественная манна появляется только в течение примерно трех месяцев; в пятницу выпадает в двойном количестве, а в субботу не выпадает совсем. Очевидно, чудо состоит именно в способе возникновения; точно также, когда происходит умножение хлебов, совершенное Христом, чудо заключается не в качестве хлеба (это был обыкновенный хлеб), а в его происхождении.
Слайд 27Переход евреев через
Красное море
(Исх. 14)
Слайд 31Чудо с солнцем
гл. 10 книги Иисуса Навина
Слайд 32Вот знаменитый рассказ Библии о чуде с солнцем в книге Иисуса Навина.
12. Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю... и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна над долиной Аиалонскою!».
13. И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «Стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день?»
14. И не было такого дня прежде и после того, в который Господь (так) слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля.
Слайд 34В Ветхом Завете мы сталкиваемся с рядом таких чудес: расступается море, движется
в стане Столп Огненный, останавливается течение Иордана, замирает солнце по повелению Иисуса Навина... Демонстративность и внешняя доказательность этих чудес не раз приводили к мнению, что «чудес теперь не бывает» и что «они случались лишь в древности». А между тем душа, открытая миру священной тайны, видит чудеса и сегодня и повседневно живет под знаком непрекращающихся чудес. Эти чудеса потрясают больше, чем остановка солнца, но протекают они внешне ненавязчиво, как бы призывая угадать их величие под покровом обыденности. Несомненно, такими же были и чудеса библейские.
Слайд 36Чудесные явления никогда не посягают на человеческую свободу. Они не носят характера
эффектно-театрального. Такие чудеса-демонстрации, совершаемые для «доказательства», были отвергнуты Христом, когда фарисеи требовали от него «знамения».
Слайд 37Св. апостол Павел называет Иисуса «наша Пасха» (I Кор 5, 7) и
отождествляет Его с пасхальным агнцем Евангелия от Иоанна 19, 36. В переходе через море апостол Павел видит «прототип» Крещения, в манне и воде, брызнувшей из скалы — «прототип» Евхаристии, в странствии Израиля по пустыне — прообраз Церкви, странствующей к небесной родине (Т Кор 10, 1—11; см. также Евр 3, 7 — 4, 11).