Слайд 2Родителями Цветаевой были Иван Владимирович Цветаев и Мария Александровна Цветаева (урожденная Мейн).
![Родителями Цветаевой были Иван Владимирович Цветаев и Мария Александровна Цветаева (урожденная Мейн).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/443719/slide-1.jpg)
Отец, филолог-классик, профессор, возглавлял кафедру истории и теории искусств Московского университета, был хранителем отделения изящных искусств и классических древностей в Московском Публичном и в Румянцевском музеях. В отце Цветаева ценила преданность собственным стремлениям и подвижнический труд, которые, как утверждала, унаследовала именно от него. Огромное влияние на Марину, на формирование её характера оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом. Несмотря на духовно близкие отношения с матерью, Цветаева ощущала себя в родительском доме одиноко и отчужденно. Юная Марина жила в мире прочитанных книг, возвышенных романтических образов.
Слайд 3 Зимнее время года семья проводила в Москве, лето — в городе Тарусе
![Зимнее время года семья проводила в Москве, лето — в городе Тарусе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/443719/slide-2.jpg)
Калужской губернии. Ездили Цветаевы и за границу. В 1903 Цветаева училась во французском интернате в Лозанне (Швейцария), осенью 1904 — весной 1905 обучалась вместе с сестрой в немецком пансионе во Фрейбурге (Германия), летом 1909 одна отправилась в Париж, где слушала курс старинной французской литературы в Сорбонне.
Слайд 4Зимнее время года семья проводила в Москве, лето — в городе Тарусе
![Зимнее время года семья проводила в Москве, лето — в городе Тарусе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/443719/slide-3.jpg)
Калужской губернии. Ездили Цветаевы и за границу. В 1903 Цветаева училась во французском интернате в Лозанне (Швейцария), осенью 1904 — весной 1905 обучалась вместе с сестрой в немецком пансионе во Фрейбурге (Германия), летом 1909 одна отправилась в Париж, где слушала курс старинной французской литературы в Сорбонне.
Слайд 5Марина Цветаева начала писать стихи в шестилетнем возрасте, причем не только на
![Марина Цветаева начала писать стихи в шестилетнем возрасте, причем не только на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/443719/slide-4.jpg)
русском, но и на французском и немецком языках. В 1906-1907 написала повесть (или рассказ) «Четвертые», в 1906 перевела на русский язык драму французского писателя Э. Ростана «Орленок», посвященную трагической судьбе сына Наполеона (ни повесть, ни перевод драмы не сохранились). В литературе ей были особенно дороги произведения А.С. Пушкина и творения немецких романтиков, переведенные В.А. Жуковским.
Слайд 6В печати произведения Марины Цветаевой появились в 1910, когда она издала на
![В печати произведения Марины Цветаевой появились в 1910, когда она издала на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/443719/slide-5.jpg)
собственные средства свою первую книгу стихов – «Вечерний альбом». «Вечерний альбом» был очень доброжелательно встречен критикой: новизну тона, эмоциональную достоверность книги отметили В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, М.С. Шагинян. Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет». Также на раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (который стал одним из самых близких ее друзей).
Слайд 7Зимой 1910-1911 Волошин пригласил Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию (Асю) провести
![Зимой 1910-1911 Волошин пригласил Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию (Асю) провести](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/443719/slide-6.jpg)
лето 1911 в Коктебеле, где он жил. Там Цветаева познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном. В Сергее Эфроне Цветаева увидела воплощенный идеал благородства, рыцарства и вместе с тем беззащитность. Любовь к Эфрону была для нее и преклонением, и духовным союзом, и почти материнской заботой. Встречу с ним Цветаева восприняла как начало новой, взрослой жизни и как обретение счастья: В январе 1912 произошло венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. 5 сентября у них родилась дочь Ариадна (Аля).
Слайд 8Вторая книга Цветаевой «Волшебный фонарь» (1912) был воспринят как относительная неудача, как
![Вторая книга Цветаевой «Волшебный фонарь» (1912) был воспринят как относительная неудача, как](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/443719/slide-7.jpg)
повторение оригинальных черт первой книги, лишенное поэтической новизны. Сама Цветаева также чувствовала, что начинает повторяться и, выпуская новый сборник стихов, — «Из двух книг» (1913), она очень строго отбирала тексты: из двухсот тридцати девяти стихотворений, входивших в «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь», были перепечатаны только сорок.
Слайд 9На протяжении 1913-1915 совершается постепенная смена цветаевской поэтической манеры: место трогательно-уютного детского
![На протяжении 1913-1915 совершается постепенная смена цветаевской поэтической манеры: место трогательно-уютного детского](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/443719/slide-8.jpg)
быта занимают эстетизация повседневных деталей (например, в цикле «Подруга», 1914-1915, обращенном к поэтессе С.Я. Парнок), и идеальное, возвышенное изображение старины (стихотворения «Генералам двенадцатого года» (1913) «Бабушке» (1914) и др.). Начиная с этого времени, стихотворения Цветаевой становятся более разнообразными в метрическом и ритмическом отношении (она осваивает дольник и тонический стих, отступает от принципа равноударности строк); поэтический словарь расширяется за счет включения просторечной лексики, подражания слогу народной поэзии и неологизмов. В 1915-1916 складывается индивидуальная поэтическая символика Цветаевой, ее «личная мифология». Эти особенности поэтики сохранятся и в стихотворениях Цветаевой позднейшего времени.
Слайд 10Свойственные Цветаевой демонстративная независимость и резкое неприятие общепринятых представлений и поведенческих норм
![Свойственные Цветаевой демонстративная независимость и резкое неприятие общепринятых представлений и поведенческих норм](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/443719/slide-9.jpg)
проявлялись не только в общении с другими людьми, но и в оценках и действиях, относящихся к политике. Первую мировую войну Цветаева восприняла как взрыв ненависти против дорогой с детства ее сердцу Германии. Она откликнулась на войну стихами, резко диссонировавшими с патриотическими и шовинистическими настроениями конца 1914. Февральскую революцию 1917 она приветствовала, как и ее муж, чьи родители (умершие до революции) были революционерами-народовольцами. Октябрьскую революцию восприняла как торжество губительного деспотизма. Известие о ней застало Цветаеву в Крыму, в гостях у Волошина.
Слайд 11Вскоре сюда приехал и ее муж. 25 ноября 1917 она выехала из
![Вскоре сюда приехал и ее муж. 25 ноября 1917 она выехала из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/443719/slide-10.jpg)
Крыма в Москву, чтобы забрать детей — Алю и маленькую Ирину, родившуюся в апреле этого года. Цветаева намеревалась вернуться с детьми в Коктебель, к Волошину, Сергей Эфрон, вставший на сторону Временного правительства, решил отправиться на Дон, чтобы там продолжить борьбу с большевиками. Вернуться в Крым не удалось: непреодолимые обстоятельства, фронты Гражданской войны разлучили Цветаеву с мужем и с Волошиным. С Волошиным она больше никогда не увиделась. Сергей Эфрон сражался в рядах Белой армии, и оставшаяся в Москве Цветаева не имела о нем никаких известий. В голодной и нищей Москве в 1917-1920 она пишет стихи, воспевающие жертвенный подвиг Белой армии. К концу 1921 эти стихотворения были объединены в сборник «Лебединый стан», подготовленный к изданию. (При жизни Цветаевой сборник напечатан не был, впервые опубликован на Западе в1957). Цветаева публично и дерзко читала эти стихотворения в большевистской Москве.
Слайд 12Она и дети с трудом сводили концы с концами, голодали. В начале
![Она и дети с трудом сводили концы с концами, голодали. В начале](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/443719/slide-11.jpg)
зимы 1919-1920 Цветаева отдала дочерей в детский приют в Кунцеве. Вскоре она узнала о тяжелом состоянии дочерей и забрала домой старшую, Алю, к которой была привязана как к другу и которую исступленно любила. Выбор Цветаевой объяснялся и невозможностью прокормить обеих, и равнодушным отношением к Ирине. В начале февраля 1920 Ирина умерла. Ее смерть отражена в стихотворении «Две руки, легко опущенные…» (1920) и в лирическом цикле «Разлука» (1921), обращенном к мужу.
Слайд 1311 июля 1921 она получила письмо от мужа, эвакуировавшегося с остатками Добровольческой
![11 июля 1921 она получила письмо от мужа, эвакуировавшегося с остатками Добровольческой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/443719/slide-12.jpg)
армии из Крыма в Константинополь. Вскоре он перебрался в Чехию, в Прагу. После нескольких изнурительных попыток Цветаева получила разрешение на выезд из Советской России и 11 мая 1922 вместе с дочерью Алей покинула родину.
Слайд 1415 мая 1922 Марина Ивановна и Аля приехали в Берлин. Там Цветаева
![15 мая 1922 Марина Ивановна и Аля приехали в Берлин. Там Цветаева](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/443719/slide-13.jpg)
оставалась до конца июля, где подружилась с временно жившим здесь писателем-символистом Андреем Белым. В Берлине она отдает в печать новый сборник стихотворений — «Ремесло» (опубл. в 1923) — и поэму «Царь-Девица». Сергей Эфрон приехал к жене и дочери в Берлин, но вскоре вернулся в Чехию, в Прагу, где учился в Карловом университете и получал стипендию. Цветаева с дочерью приехала к мужу в Прагу 1 августа 1922. В Чехии они провела более четырех лет. 1 февраля 1925 у них родился долгожданный сын, названный Георгием (домашнее имя — Мур). Цветаева его обожала. Стремление сделать всё возможное для счастья и благополучия сына воспринимались взрослевшим Муром отчужденно и эгоистично; вольно и невольно он сыграл трагическую роль в судьбе матери.
Слайд 15Во второй половине 1925 Цветаева приняла окончательное решение покинуть Чехословакию и переселиться
![Во второй половине 1925 Цветаева приняла окончательное решение покинуть Чехословакию и переселиться](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/443719/slide-14.jpg)
во Францию. Ее поступок объяснялся тяжелым материальным положением семьи; она полагала, что сможет лучше устроить себя и близких в Париже, который тогда становился центром русской литературной эмиграции. 1 ноября 1925 Цветаева с детьми приехала во французскую столицу; к Рождеству туда перебрался и Сергей Эфрон.
Слайд 16Переезд во Францию не облегчил жизнь Цветаевой и ее семьи. Сергей Эфрон,
![Переезд во Францию не облегчил жизнь Цветаевой и ее семьи. Сергей Эфрон,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/443719/slide-15.jpg)
непрактичный и не приспособленный к тяготам жизни, зарабатывал немного. Цветаеву печатали мало, зачастую правили ее тексты. За все парижские годы она смогла выпустить лишь один сборник стихов – «После России» (1928). Эмигрантской литературной среде, преимущественно ориентированной на возрождение и продолжение классической традиции, были чужды эмоциональная экспрессия и гиперболизм Цветаевой, воспринимавшиеся как истеричность. Ведущие эмигрантские критики и литераторы (З.Н. Гиппиус, Г.В. Адамович, Г.В. Иванов и др.) оценивали ее творчество отрицательно. Высокая оценка цветаевских произведений поэтом и критиком В.Ф. Ходасевичем и критиком Д.П. Святополк-Мирским, а также симпатии молодого поколения литераторов не меняли общей ситуации.
Слайд 17Неприятие Цветаевой усугублялись ее сложным характером и репутацией мужа (Сергей Эфрон хлопотал
![Неприятие Цветаевой усугублялись ее сложным характером и репутацией мужа (Сергей Эфрон хлопотал](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/443719/slide-16.jpg)
с 1931 о советском паспорте, высказывал просоветские симпатии, работал в «Союзе возвращения на родину»). Он стал сотрудничать с советскими спецслужбами. Энтузиазм, с которым Цветаева приветствовала Маяковского, приехавшего в Париж в октябре 1928, было воспринято консервативными эмигрантскими кругами как свидетельство просоветских взглядов самой Цветаевой (на самом деле Цветаева, в отличие от мужа и детей, не питала никаких иллюзий в отношении режима в СССР и просоветски настроена не была).
Слайд 18Во второй половине 1930-х Цветаева испытала глубокий творческий кризис. Она почти перестала
![Во второй половине 1930-х Цветаева испытала глубокий творческий кризис. Она почти перестала](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/443719/slide-17.jpg)
писать стихи (одно из немногих исключений — цикл «Стихи к Чехии» (1938-1939) - поэтический протест против захвата Гитлером Чехословакии. Неприятие жизни и времени — лейтмотив нескольких стихотворений, созданных в середине 1930-х. У Цветаевой произошел тяжелый конфликт с дочерью, настаивавшей, вслед за своим отцом, на отъезде в СССР. В сентябре 1937 Сергей Эфрон оказался причастен к политическому убийству бывшего агента советских спецслужб и вскоре был вынужден скрыться и бежать в СССР. Вслед за ним на родину вернулась дочь Ариадна. Цветаева осталась в Париже вдвоем с сыном. Ее долгом и желанием было соединиться с мужем и дочерью и 18 июня 1939 Цветаева с сыном вернулись на родину.
Слайд 19На родине Цветаева с родными первое время жили на государственной даче НКВД
![На родине Цветаева с родными первое время жили на государственной даче НКВД](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/443719/slide-18.jpg)
предоставленной С. Эфрону. Однако вскоре и Эфрон, и Ариадна были арестованы. После этого Цветаева была вынуждена скитаться. Полгода, прежде чем получить временное (сроком на два года) жилье в Москве, она поселилась вместе с сыном в доме писателей в подмосковном поселке Голицыне. Функционеры Союза писателей отворачивались от нее, как от жены и матери «врагов народа». Подготовленный ею в 1940 сборник стихов напечатан не был. Денег катастрофически не хватало. Вскоре после начала Великой Отечественной войны, 8 августа 1941 Цветаева с сыном эвакуировались из Москвы и оказались в небольшом городке Елабуге. В Елабуге работы так же не было, у Цветаевой произошла ссора с сыном, который, по-видимому, упрекал ее в их тягостном положении. И 31 августа 1941, Марина Цветаева повесилась. Точное место ее захоронения неизвестно.