Слайд 2На современном этапе можно выделить несколько основных деноминаций в протестантизме, которые играют
наиболее заметную роль. Особенно это те конфессии, которые возникли в XIX-начале XX веков.
Слайд 4Баптизм (от греч. baptizo – погружать в воду, крестить водой), одно из
наиболее крупных по численности последователей течений в протестантизме (бoльшая часть проживает в США). Возник в Англии в 1-й пол. XVII в.
Слайд 5Баптисты придерживаются конгрегационализма, когда церковь (поместная) — это самоуправляемая община «святых», независимая
в духовных вопросах от светских властей и каких-либо вышестоящих баптистских организаций. Баптистам важен принцип всеобщего священства, поэтому пресвитер (пастор) общины не обладает абсолютной властью, наиболее важные вопросы решаются на церковных («братских») советах либо общих собраниях членов церкви.
Слайд 6Первый баптистский пастор
Джон Смит
(1554-1612 гг.)
Слайд 7Основа вероучения баптистов – «Семь основных принципов веры», которые были приняты на
1-м Всемирном конгрессе баптистов в 1905.
Библия — единственный непогрешимый авторитет в делах веры и практической жизни (Sola Scriptura).
Церковь должна состоять только из духовно возрождённых людей. Баптисты разделяют общепротестантское мнение о единой вселенской (невидимой) церкви.
Крещение и Вечеря Господня преподаются только возрождённым людям.
Независимость поместных общин в духовных и практических вопросах (конгрегационализм).
Равноправие всех членов поместной общины, всеобщее священство.
Свобода совести для всех верующих и неверующих.
Отделение церкви от государства.
Слайд 8Первый баптистский дом молитвы, построен в 1774-1775 гг., Провиденс, США
Слайд 10Церковная жизнь
Главное еженедельное богослужение баптисты проводят в воскресенье, в будни могут
проходить собрания, специально посвящённые молитве, изучению и обсуждению Библии и другой религиозной деятельности. Богослужения состоят из проповеди, пения в сопровождении инструментальной музыки, импровизированных молитв (своими словами), чтения духовных поэм и стихотворени.
Крещение и причащение являются не таинствами, а обрядами. Баптистское богослужение обычно не носит литургического характера, основное внимание на молитвенных собраниях уделяется проповеди и чтению Священного Писания.
Слайд 11Церковная жизнь
Традиционное убранство баптистских молитвенных домов очень простое. В их «аудиториях» (залах)
находятся, как правило, лишь кафедры для проповеди и чтения Евангелия. Однако в последние десятилетия такая традиция претерпела определённые изменения: сейчас в некоторых баптистских молитвенных домах можно увидеть алтари, настенные росписи, витражи.
Слайд 12Дом молитвы евангельских христиан-баптистов внутри
Слайд 13Богослужение в баптистской церкви
Слайд 14Статистика
Большинство баптистов принадлежит к религиозным организациям, входящим во Всемирный баптистский альянс (ВБА).
Ряд
крупных баптистских объединений, в частности, Южная баптистская конвенция США, насчитывающая свыше 16 миллионов членов, посещающих более 44 тысяч церквей, не являются членами ВБА и не входят в составляемую им статистику. Также следует помнить, что в большинстве баптистских церквей членами общины можно стать не ранее достижения подросткового возраста. Таким образом, дети из баптистских семей также не учтены в статистике.
В мире есть три региона, где баптисты являются большинством населения: штаты Миссисипи и Техас в США и, особенно (более 75 %), штат Нагаленд в Индии.
Слайд 15Структура мирового баптизма
Единой мировой «Баптистской Церкви» не существует, что не противоречит баптистским
теологическим представлениям о единстве Церкви Христовой. Поскольку Вселенская Церковь Христова, как мистическое тело Христа, не представляется в виде единой иерархической земной организации.
Многие поместные баптистские церкви (общины) полностью автономны. Другие объединены в союзы (альянсы, ассоциации и т. д.). Значительная часть таких объединений (иногда их называют деноминациями) входит во Всемирный союз баптистов (Всемирный баптистский альянс), другие объединения — не входят (из них крупнейшее — Южная баптистская конвенция).
Слайд 16Данные Всемирного баптистского альянса на 31 декабря 2011 г.
Слайд 18Адвентизм – течение в протестантизме, возникшее в 1833 г. в США под
влиянием эсхатологических и милленаристических идей ривайвелизма. Основатель течения Уильям Миллер, исходя из пророческих книг Библии, предсказал второе пришествие Христа и последующий конец света сначала в 1843-1844 годах, а затем в 1847 г. Отсюда и название конфессии – от латинского adventus – пришествие.
Слайд 19Уильям Миллер (1772-1849) – Основоположником адвентистской церкви
Слайд 20Из различных направлений адвентизма наиболее распространены адвентисты седьмого дня (АСД), образованное в
1844 г. в Нью-Гемпшире (США). Она руководствуется «откровениями» американской проповедницы Елены Уайт (1827-1915 гг.) о седьмом дне недели – субботе как дне отдыха, о падении всех церквей, кроме адвентистской, о поручении адвентистам проповедовать заповеди бога и др.
Слайд 21Елена (Эллен)Уайт (1827-1915) – идейный реформатор адвентизма и соорганизатор Церкви адвентистов седьмого
дня.
Слайд 22Зал собраний в молитвенном доме адвентистов седьмого дня
Слайд 23Церковь Адвентистов седьмого дня г. Москва
Слайд 24Численность и организации
По состоянию на 2013 г. адвентистов в мире насчитывается около
25 000 000 человек Старейшим и крупнейшим международным объединением является «Церковь адвентистов седьмого дня» (общины в России включены в её Евро-Азиатский дивизион).
Представители отделившихся реформационных движений адвентистов также создали организации, во многом повторяющие организационные структуры основной ветви адвентистов. Самые многочисленные из них — «Международное миссионерское общество АСД реформационного движения» и «АСД реформационного движения». Численность адвентистов реформационного движения составляет приблизительно 50 тыс. человек. По данным самой церкви Международного миссионерского общества, она распространена более чем в 90 странах мира. Российские общины входят в «Церковь Адвентистов Седьмого Дня Реформационного Движения (АСДРД)» (Восточноевропейская уния).
Слайд 26Пятидесятники – течение в протестантизме, официально образовавшееся 1 января 1901 г. в
библейской школе в г. Топика (Канзас, США). Толчком к образованию течения явился случай, когда одна из учениц библейской школы внезапно заговорила на ранее незнакомом ей китайском языке. Основателем пятидесятничества традиционно считают бывшего методистского священника Чарлза Фокса.
Слайд 27Чарльз Фокс Парэм (1873-1929) – американский пятидесятнический евангелист, основатель «Миссии апостольской веры»,
редактор издания «Апостольская вера».
Слайд 28Церковь пятидесятников Нижний Новгород
Слайд 29Численность
Общее число пятидесятников на конец XX века (не считая харизматов) –
около 84 миллионов человек, преимущественно пятидесятники двух благословений (около 48 миллионов человек). Пятидесятничество распространено во всех странах мира, особенно много пятидесятников в Бразилии и США.
В посвящённой мировому христианству работе Pew Forum 2011 года численность классических пятидесятников указывалась в 279 млн.
Слайд 31К пятидесятникам примыкают перфекционисты. Как и пятидесятники, перфекционисты считают возможным достигнуть и
поддерживать состояние личной святости, верят во второе пришествие.
Перфекционизм имеет исторические корни в некоторых учениях раннего христианства. Современный перфекционизм возник из методистской среды в середине XIX в.
Основные догматы перфекционизма: обращение, освящение и тысячелетний приход Христа. Перфекционизм ставит во главу вероучения духовное совершенствование, допуская критику Библии, ослабление ригоризма в правилах поведения. Перфекционизм близок к пятидесятничеству, однако, в отличие от пятидесятников, не принимает глоссолалию.
Слайд 32В отличие от других протестантских церквей, молитвенные собрания перфекционистов посещают не только
формальные члены, но и те верующие, которые не причисляют себя к формальным членам церкви, т.к. не чувствуют себя "святыми".
Члены перфекционистских церквей обязаны жертвовать церкви не менее десятой части своего дохода.
Как и большинство протестантов, перфекционисты признают крещение и причащение, но при этом считают, что ни таинства, ни церковь не способны дать спасение.
Слайд 33Численность
В целом перфекционистов можно назвать умеренными пятидесятниками (иногда перфекционистов и пятидесятников объединяют
под названием «церкви святости»).
Число перфекционистских церквей различной направленности очень велико, и их культовая практика может существенно различаться. Крупнейшая организация перфекционистов – Назарянская церковь. Общая численность перфекционистов на конец XX в – около 6 миллионов человек, преимущественно в США (более 2 миллионов человек).
Слайд 35Свидетели Иеговы (иногда в русскоязычной научной и публицистической литературе встречается наименование «иеговисты»)
— это дно из поздних течений в протестантизме, основанное Чарлзом Расселом. Вследствие некоторых особенностей вероисповедания считается сектантским и еретическим движением как католиками и православными, так и ортодоксальными протестантскими конфессиями
До 1931 г. назывались «Исследователями Библии».
Слайд 36Чарльз Тейз Расселл (1852-1916) – американский религиозный деятель, один из основателей религиозного
движения «Исследователи Библии» (позднее — свидетели Иеговы).
Слайд 38Международный конгресс свидетелей Иеговы в Катовице (Польша), 2006 г.
Слайд 39Бывшее здание Руководящего центра в Нью-Йоркe (с 1969 по 2016 гг.)
Слайд 40Распространение и численность
Согласно данным «Ежегодника Свидетелей Иеговы 2016», в 2015 г. наибольшее
число активных возвещателей в мире достигало 8 220 105 человек, которые составляли 118 016 собраний свидетелей Иеговы; численность новообращённых в свидетели Иеговы в 2015 году насчитывала 260 273 человека; число стран и территорий, где свидетели Иеговы осуществляли свою деятельность и где были сданы соответствующие отчёты, составило 240.
В России насчитывается 175 тысяч активных верующих данной организации, объединённых в 2 547 общин (собраний); на территории Украины — 151 тысяча верующих.
Слайд 41Красным цветом показаны страны, в которых деятельность Свидетелей Иеговы запрещена или сильно
ограничена
Слайд 43Мормонизм – обобщённое название религиозной культуры, возникшей в результате распространения и развития
Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (ЦИХСПД, ЦСПД или СПД), созданной в первой половине XIX в. Джозефом Смитом в США.
Слайд 44Джозеф Смит-младший (1805-1844) — американский религиозный лидер, первый пророк Церкви Иисуса Христа
Святых Последних Дней.
Слайд 48Численность
Общее число мормонов на конец XX века – 5 миллионов человек, преимущественно
в США.
Слайд 50Армия Спасения – международная христианская и благотворительная организация, основанная в 1865 г.
в Великобритании для оказания помощи нуждающимся. Штаб-квартира находится в Лондоне. Организация работает в 130 странах мира.
В 1865 г. методистским проповедником У. Бутсом в Лондоне было начато движение за нравственное возрождение общества. В 1870 г. это движение получило название «Христианская миссия», а с 1878 г., когда оно приняло специфические организационные формы, было названо Армией спасения. Эта международная религиозно-филантропическая организация, сочетаетя проповедь евангелия с практической социальной службой. Проповедует облегчение положения нуждающихся, прежде всего, материально.
Слайд 53«Христианская наука» – это название протестантского маргинального религиозно-этического учения. Оно возникло в
США во второй половине XIX века под влиянием кризиса ортодоксального христианства и в результате синтеза сведенборгианства, месмеризма и спиритуализма, родившего идею духовной науки, дающей ключ к постижению тайн мироздания, в том числе человеческой души и загробной жизни.
Слайд 54Руководителями местных церквей являются чтец, учитель и практикующий врач. Они организуют воскресные
чтения Библии, отрывков из книги Эдди и дают сеансы духовного лечения прихожан.
В настоящее время «Христианская наука» имеет разветвленную сеть, включающую около 3000 церквей, которая управляется Советом директоров во главе с президентом. Согласно предписаниям, установленным еще при жизни Эдди, церковь не публикует данных о числе своих прихожан. По приблизительным оценкам, на конец XX в. число приверженцев Христианской науки составляло 350 тысяч человек.