Слайд 2ПЕРИОДИЗАЦИЯ (этапы культуры)
Крито-микенский, или эгейский 3-2 тыс.до н.э.
Гомеровский 11-8 вв. до н.э.
Архаика
7-6 вв. до н.э.
Классика 5-4 вв. до н.э.
Эллинизм 3-1 вв. до н.э.
Слайд 3КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ
Термин античный возник в 15 веке. В переводе с латинского antiguus
означает «древний» и употребляется по отношению к истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима.
Античная культура просуществовала 15 веков.
Слайд 6Возникновение минойской цивилизации
Первыми обитателями Крита, которые оставили о себе материальные свидетельства, были
пользовавшиеся каменными орудиями земледельцы, появившиеся здесь задолго до 3000 до н.э.
Первые дворцы на Крите вместе с новой культурой внезапно возникли ок. 1950 до н.э., в отсутствие каких-либо следов постепенного развития на Крите городской культуры. Поэтому у археологов есть основания считать, что мы можем говорить о «минойцах» лишь после 1950 до н.э., насчет же т.н. ранней минойской культуры можно сомневаться, была ли она вообще минойской.
Слайд 7Уже в эпоху бронзового века на острове Крит и др.островах Эгейского моря
появились первые государства – Кносс, Микены, Тиринф, Пилос. Но наиболее развитая цивилизация возникла на острове Крит, где уже в III тысяч-ии до н.э. существовало развитое хозяйство и торговля. Столицей ее был город Кносс.
В середине II тысяч-ия до н.э. примерно в 1470 году до н.э. вблизи острова Крит произошло землетрясение которое разрушило цивилизацию на острове Крит.
Катастрофа на Крите не привела к полному уничтожению созданной на нем культуры. Во II тысяч-ии до н.э. здесь получила развитие связанная с ней культура на Балканском полуострове.
Слайд 8Возникновение минойской цивилизации
Минойская держава была образована конфедерацией городов-государств, таких, как Кносс, Маллия
и Фест. Мы знаем имена нескольких царей, самым известным из которых был Минос. Это имя носили по крайней мере два царя, и возможно, что слово «минос» сделалось общим обозначением правителя.
Слайд 9Географическое положение
Остров Крит
Города Кносс, Фест
Материковая Греция
Города Микены, Тиринф
Малая Азия, город Троя
Слайд 11Быт
Длинные волосы носили и мужчины, и женщины, но женщины оформляли их особенно
разнообразно, укладывая локонами и завитками. Одежда мужчин состояла практически лишь в широком кожаном поясном ремне и кожаном же гульфике. Женщины носили длинные и пестрые юбки с оборками.
Слайд 13Быт
Городскую общину составляли высший класс (куда входили царское семейство, знать и жрецы),
средний класс и рабы. Как можно предполагать, по положению в обществе женщины были во всем равны мужчинам, они участвовали во всех видах деятельности, включая наиболее опасные виды атлетических занятий.
Слайд 15Религия
Общей чертой, характерной для минойской религии, было поклонение природе – священным деревьям,
источникам и каменным столбам.
В отличие от многих древних обитателей Ближнего Востока, минойцы не воздвигали своим богам величественных храмов. Совместные культовые действия совершались ими на дворцовых площадках, в пещерных святилищах, в домовых храмах, в часовенках, построенных над истоками ручьев, но в первую очередь в святилищах на вершинах.
Слайд 16Архитектура
Наиболее примечательные образцы минойской архитектуры мы находим среди остатков дворцовых городов, таких,
как Кносс и Маллия на севере, Фест и Агиа-Триада на юге Крита. Городской планировкой минойцы, по сути, не занимались. Глава общины выбирал для своего дворца лучшее место, а его родичи и свита отстраивали дома вокруг дворца. По этой причине города имели радиальную планировку, с улицами, берущими начало от дворца в центре и связанными между собой более или менее концентрическими переулками.
Дворцовые города обычно располагались в глубине суши, а с портовыми городами соединялись мощеными дорогами. Примечательным исключением из этого правила является Маллия: прибрежная равнина здесь такая узкая, что Маллия была также и портом.
Слайд 17Архитектура
Светский характер
Крепостной характер
Слайд 18Свободная живописная планировка
Регулярная планировка, наличие мощных крепостных стен
лабиринт
Слайд 20Центральное помещение дворца
Открытый двор
Мегарон
Слайд 21КНОССКИЙ ДВОРЕЦ
Колонны дворца имели необычную форму –
они сужались книзу
Слайд 22Внутренние лестницы связывали между собой этажи и соединялись с большими открытыми верандами
Слайд 23МИКЕНСКИЙ АКРОПОЛЬ
При строительстве крепостных и оборонительных сооружений ахейских владык использовались камни огромных
размеров. Такую кладку эллины назовут «циклопической»
Слайд 26
Гомер в своей «Илиаде» назвал
Микены «златообильными»,
а Тиринф – «крепкостенным».
Крепость возвышалась над
огромными просторами,
где раскинулись равнины и склоны невысоких холмов
Слайд 27Генрих Шлиман верил гомеровскому повествованию о Троянской войне. В 1873 он обнаружил
в Малой Азии развалины Трои как раз на том месте, где помещал Трою Гомер, а в 1876 повторил то же самое в Микенах, городе, где правил царь Агамемнон, который повел объединенную греческую армию против Трои. Престиж Гомера был восстановлен.
Открытия Шлимана вдохновили состоятельного английского любителя древностей и журналиста Артура Эванса, который решил, что раз Троя действительно существовала, то существовать мог и Кносс. В 1900 Эванс начал на острове раскопки. В результате был обнаружен колоссальный дворец и обилие росписей, керамики, драгоценностей и текстов. Однако обнаруженная цивилизация явно не была греческой, и Эванс назвал ее минойской, по имени легендарного царя Миноса.
Слайд 28Археологи
Артур Джон Эванс
(1851-1941)
Генрих Шлиман
(1822-1890)
Слайд 35Гробницы ахейских царей
Шахтная гробница
Толос – купольная гробница
Слайд 36Живопись
Фреска – роспись
по сырой штукатурке
Слайд 40"Дельфины"
Новодворцовый период (1500 г. до н.э.)
Фреска с восточной стены "мегарона царицы"
Кносского дворца с изображениями дельфинов, рыб и морских ежей в воде.
Слайд 41Парижанка. Фреска. Середина II тысячелетия до н.э. Кносский дворец.
Слайд 42Боксирующие мальчики (фреска с острова Санторин)
Слайд 43Тем не менее изображений игр с быками на Крите немало. Учёные сходятся
во мнении, что перед нами сцены некоего религиозного действа, ведь эта древняя цивилизация поклонялась быку. Прыгунами были и юноши, и девушки, их стройные, лёгкие тела различаются на фресках по цвету: мужчины изображались красновато-коричневыми, женщины — белыми.
Вероятно, он был одним из любимых развлечений минойцев.
Слайд 45«Синие обезьяны»
Фреска с Санторини
Собиратель шафрана
1700-1600 гг. до н.э. Фрагмент фрески Кносского
дворца. Хранится в музее Гераклиона
Слайд 46Фреска Кносского дворца Принц с лилиями, датированная примерно 1550 г. до н.
э.
Слайд 49Скульптура
Богиня со змеями
Рельеф Львиных ворот
Слайд 50Богатства гробниц ахейских царей
Погребальная маска
царя Агамемнона
Слайд 51Линейное письмо Б
Линейное письмо Б — позднейшая форма критского письма (XV—XII вв.
до н. э.). Использовалась для записи текстов на древнегреческом языке в эпоху микенской культуры. Линейное письмо Б было открыто в начале XX века Артуром Эвансом, который, однако, не смог его дешифровать. Безуспешные попытки дешифровать письмо предприняли Бедржих Грозный (1942), Владимир Георгиев (1949) — оба использовали метод сравнения со знаками других письменностей, а также Эрнст Зиттиг (1950)
Слайд 52Микенцы и упадок минойской цивилизации
Около 1400 до н.э. микенцы овладели Кноссом, и
начиная с этого момента Крит был родиной объединенной минойско-микенской культуры. С этой датой и последующими двумя или тремя столетиями у нас прежде всего ассоциируется линейное письмо Б: микенские греки приспособили критскую письменность к собственному языку.
Слайд 53Микенцы и упадок минойской цивилизации
Микенская культура продолжала процветать. Троянская война произошла ок.
1200 до н.э., и Гомер упоминает, что царь Идоменей с Крита прибыл с отрядом микенцев, чтобы помочь грекам. Крушение микенцев произошло ок.1200 до н.э., когда они были разгромлены вторгшимися дорийцами, последним грекоязычным народом, явившимся в Грецию с севера, после чего сама Греция и Крит вошли в период т.н. «Темных веков», который длился свыше 300 лет.
Слайд 54Идеалом красоты считались хрупкие фигуры
с тонкими «осиными» талиями
Слайд 55Символы Кносского дворца
Лабрис – двусторонний топор
Слайд 57Вазопись стиля Камарес (1450 г.до н.э.)