Древнеримский костюм, прическа и украшения

Содержание

Слайд 2

КОСТЮМ ДРЕВНЕГО РИМА

VIII в. до н. э. - V в. н. э.

IV-I

КОСТЮМ ДРЕВНЕГО РИМА VIII в. до н. э. - V в. н.
вв. до н. э. – искусство периода Республики

I-V вв. н. э. – искусство периода Империи

VIII-IV вв. до н. э. – искусство Рима отражало простой и суровый уклад жизни и было проникнуто духом практичности – время царей.

Весна.
Фреска из г. Стабий близ Помпей. I в. до н. э.

На женщине хитон и палла (шарф)

Слайд 3

Римский костюм, как и всё остальное римское искусство находилось под влиянием традиций

Римский костюм, как и всё остальное римское искусство находилось под влиянием традиций
Греции. Но, несмотря на это, то, что носили римляне, кардинальным образом отличалось от одежды греческого народа. Одежда в Древнем Риме изготавливалась из овечьей шерсти и льна, или шелка, который привозили с Востока. Эти ткани позволяли создавать одеяния, напоминавшие греческие туники и тоги, драпированные многочисленными складками.

Слайд 4

Основные орнаменты римской одежды— это листья дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты,

Основные орнаменты римской одежды— это листья дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты,
цветы, фигурки людей и зверей, маски, черепа, сфинксы, грифоны. Орнаментика несла в себе и определенные символы,: дуб считался символом высшего небесного божества, орел — символом Юпитера. Греки ценили искусство из любви к прекрасному, римляне — из любви к роскоши. Позднее в орнаменте постепенно усиливаются восточные влияния. В нем появляются черты будущего стиля византийской культуры, преемницы античности.

Слайд 5

Мужская одежда

Мужская одежда в Древнем Риме была представлена туниками различных покроев, некоторые из

Мужская одежда Мужская одежда в Древнем Риме была представлена туниками различных покроев,
которых очень напоминали греческие одежды. Длина их доходила до колен, а изготавливались они изо льна или шерсти. Как правило, туники представляли собой просторные рубахи и подпоясывались на талии. Одевались они через голову, для чего на груди имелся разрез. 

Слайд 6

Туника – это рубаха, чаще всего шерстяная, с короткими рукавами или вовсе

Туника – это рубаха, чаще всего шерстяная, с короткими рукавами или вовсе
без них. Внешне туника напоминала греческий хитон, но, в отличие от него, была сшитой и надевалась через голову.



Облик туники зависел от социального положения ее владельца. У крестьян и рабов одежда должна была быть темных цветов. Обычно это был коричневый цвет. Аристократы же носили белый цвет и украшали свою одежду вышивками и разнообразными драгоценными камнями. По тунике можно было отличить сенатора от полководца.

Слайд 7

Туника и тога — основа древнеримского мужского костюма.

Тогу из белой шерсти

Туника и тога — основа древнеримского мужского костюма. Тогу из белой шерсти
с широкой полосой пурпурного (или алого) цвета носили представители высшего сословия

Слайд 8

Древние римляне называли себя «gens togata» — «людьми в тоге». Тога — одежда этрусского происхождения, в

Древние римляне называли себя «gens togata» — «людьми в тоге». Тога —
буквальном переводе означает «покрытие». Тога являлась знаком принадлежности к римскому обществу, знак римского гражданства. Но тоги были достаточно громоздкими

Слайд 9

Тога была одеждой дорогой и торжественной. Ее надевали, когда отправлялись в цирк

Тога была одеждой дорогой и торжественной. Ее надевали, когда отправлялись в цирк
и театр, в суд или на встречу триумфатора.

Слайд 10

Тога представляла собой кусок ткани в форме овала

Тога представляла собой кусок ткани в форме овала

Слайд 11

Отметим, что тога, хотя и драпировалась подобно греческому гиматию, уже выкраивалась и

Отметим, что тога, хотя и драпировалась подобно греческому гиматию, уже выкраивалась и подрубалась по краю.
подрубалась по краю.

Слайд 12

Туника и тога

Алтарь мира. I в. до н. э.
Тоги надеты на

Туника и тога Алтарь мира. I в. до н. э. Тоги надеты
туники, и все драпированы абсолютно различно.

Слайд 13

Знаменательно, что в римском праве существовал закон, устанавливающий штраф «за нарушение складок

Знаменательно, что в римском праве существовал закон, устанавливающий штраф «за нарушение складок
тоги».

Цифровая реконструкция портретной статуи императора Калигулы в белой тоге с пурпурной каймой, которую носили дети полноправных римлян и высшие сановники. Сделана в Виргинском музее изобразительных искусств.

Слайд 14

В день 16-летия (официальное совершеннолетие) мальчики знатных фамилий надевали чисто белую тогу.

В день 16-летия (официальное совершеннолетие) мальчики знатных фамилий надевали чисто белую тогу.
Это символизировало веру отечества в то, что они, когда вырастут, станут значительными в обществе людьми. Дальше следовало добиваться славы не в мечтах, а на деле.

Слайд 15

Тога, украшенная несколькими продольными пурпуровыми полосами. Ее носили в торжественных случаях римские

Тога, украшенная несколькими продольными пурпуровыми полосами. Ее носили в торжественных случаях римские
цари, императоры, всадники (воины) и авгуры (жрецы)

Слайд 16

ОДЕЖДА ВОИНОВ
Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми.

ОДЕЖДА ВОИНОВ Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми
Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота — таковы основные черты идеала, сформировавшиеся на ранних стадиях римского государства.


Слайд 17

Реконструкция Лорики сегментата – римского пластинчатого доспеха

Реконструкция Лорики сегментата – римского пластинчатого доспеха

Слайд 18

Реконструкция гладиаторского доспеха

Реконструкция гладиаторского доспеха

Слайд 19

Женская одежда

Ежедневной одеждой римлянок поначалу была более длинная, разновидность туники. Позже ее

Женская одежда Ежедневной одеждой римлянок поначалу была более длинная, разновидность туники. Позже
заменила стола – широкая туника с множеством складок и короткими рукавами. Доходило это одеяние до ступней, низ его украшался лентами или оборками, талия скреплялась поясом.  В Древнем Риме очень любили изящные драпировки, спускающиеся вниз. Этот элемент присутствует почти во всех женских костюмах. Таким образом и стола подпоясывалась с напуском, специально для создания нужных пропорций.
Верхней женской одеждой служил драпирующийся плащ – палла, который иногда заменялся пенулой.

Слайд 20

Пейто с Эротом. Настенная живопись из «Дома наказанного Амура» в Помпеях, около

Пейто с Эротом. Настенная живопись из «Дома наказанного Амура» в Помпеях, около
25 г. н. э. Национальный музей, Неаполь.
На богине серьги и браслет, одета она в ниспадающую по щиколотку столу голубого цвета, которая на плече скреплена фибулой. Волосы богини прикрыты тканью.

Слайд 21

Фреска из Помпей. Музыкантша, приглашённая на пир, скромно задрапирована в паллу, чтобы

Фреска из Помпей. Музыкантша, приглашённая на пир, скромно задрапирована в паллу, чтобы
не отвлекать гостей от музыки.

Слайд 22

Фреска, Помпеи

Фреска, Помпеи

Слайд 24

Эстетический идеал римлян

Блондинки – идеал античности


В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность

Эстетический идеал римлян Блондинки – идеал античности В идеале римлянки воплотились величественность,
и определенная статичность.
Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью.
Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции.

Слайд 25

Так же римлянам были известны своего рода «бикини», как видно на мозаике

Так же римлянам были известны своего рода «бикини», как видно на мозаике
с пьяцца Армерина (Сицилия), однако они служили женской спортивной одеждой, а не для купания

Слайд 26


Обувь

Обувь делилась на сандалии, ботинки и сапоги. Мужчины носили по большей части башмаки из

Обувь Обувь делилась на сандалии, ботинки и сапоги. Мужчины носили по большей
кожи натурального цвета, женские башмаки мало отличались по форме, были однако разнообразных цветов и из более мягкой кожи. Богатые женщины носили обувь, украшенную жемчугом, золотом и драгоценными камнями. Крепкие калиги, по данным современных экспериментов, могли прослужить для маршей в 500—1000 км, надевание таких сапог занимало около 3-4 минут.

Слайд 27

Калиги

Калиги

Слайд 28

Прически мужские


Предполагается, что до конца IV века до н. э. большинство мужчин отращивали

Прически мужские Предполагается, что до конца IV века до н. э. большинство
бороды и волосы на голове, однако уже III век до н. э. стал «триумфом бритвы». После римского завоевания Греции в Риме в моду вошёл эллинистический обычай бритья бород. Бриться начинали в возрасте 21 года; первое бритьё сопровождалось вечеринкой, во время которой молодому мужчине преподносили подарки. Сбритые волосы приносили в жертву богам, а часть их оставляли дома и хранили в шкатулке как дорогой сувенир, напоминающий о совершеннолетии.

Слайд 29

Мода поздней республики: гладко выбритые лица и короткие нерасчёсываемые волосы

Мода поздней республики: гладко выбритые лица и короткие нерасчёсываемые волосы

Слайд 30

Мода ранней империи: бритые лица и длинные нерасчёсываемые волосы

Мода ранней империи: бритые лица и длинные нерасчёсываемые волосы

Слайд 31

Усы и бороду гладко брили, хотя при тогдашней технике бритья (без применения мыла и

Усы и бороду гладко брили, хотя при тогдашней технике бритья (без применения
горячей воды) это было очень неприятно (сатирик Марциал даже утверждал, что самым мудрым существом является козёл, который «носит бороду всю жизнь»). Мужчины с неухоженной длинной бородой могли относиться к трём категориям: мужчины, которые тратили мало средств на собственную внешность или из-за своего низкого социального положения не имели на это денег (например крестьяне); демонстративно показывающие свой траур, горе или несчастье (император Август после поражения Вара несколько месяцев отращивал волосы на голове и бороду); а также философы как знак мудрости и презрения ко всему материальному. В период Империи, во II в. н. э., в моду вошли короткие завитые бородки. Начало такой моде положил император Адриан, который скрывал под бородой шрамы и родимые пятна

Слайд 32

"Греческая" мода времён Антонинов и Северов: завитые волосы и бороды

"Греческая" мода времён Антонинов и Северов: завитые волосы и бороды

Слайд 33

Мода времён "солдатских императоров": короткая военная стрижка и щетина

Мода времён "солдатских императоров": короткая военная стрижка и щетина

Слайд 34

В причёсках римлянин обычно следовал моде. До V века до н. э. волосы просто

В причёсках римлянин обычно следовал моде. До V века до н. э.
отращивали и носили длинными; incompti capilli («нечёсаные волосы») считались типичной «причёской» в те времена. Затем с около 300 года до н. э., стали носить простые короткие причёски. Во II веке при Антонинах модными стали более длинные волнистые волосы; в III веке — очень короткие причёски, которые создавали впечатление почти лысой головы, что считалось признаком мужественности и строгости

Слайд 35

Мода поздней империи: бритые лица и стрижка "горшок"

Мода поздней империи: бритые лица и стрижка "горшок"

Слайд 36

Причёски женские

Женские причёски во времена римской республики также были довольно простыми: волосы расчёсывались на

Причёски женские Женские причёски во времена римской республики также были довольно простыми:
прямой пробор (или без пробора) назад и туго затягивались в узел на затылке, а надо лбом делался валик — нодус («узелок»).

Слайд 37

Во времена империи в обиход женщин стали входить высокие причёски, в которых в самых

Во времена империи в обиход женщин стали входить высокие причёски, в которых
разных сочетаниях применяли плетение из кос, а также различные виды завивок. Очень популярна была причёска под названием тутулус: волосы, завитые в многочисленные крутые локоны, закреплялись надо лбом на проволочном каркасе наподобие кокошника, а на затылке заплетались в мелкие косички и укладывались в виде корзинки. При Флавиях и до Траяна популярными были высокие прически в виде «башни»; локоны, ленты и части парика собирались над лбом. При Адриане в моду вошли снова простые причёски.

Слайд 38

Причёски меняли по нескольку раз в день; эта страсть доходила до того,

Причёски меняли по нескольку раз в день; эта страсть доходила до того,
что даже на мраморных бюстах делали съёмные детали для перемены причёсок. Во времена Республики женщинам запрещалось красить волосы, но со временем запрет перестал соблюдаться. Для окраски волос использовали хну, пепел и травы. Особенно популярны были красные оттенки, иногда очень яркие (про императрицу Мессалину говорили, что «красный цвет её волос виден на берегах Рейна»), а также голубые и блонд.

Слайд 39

Парики носили по большей части женщины, скрывавшие тем самым плохой рост волос,

Парики носили по большей части женщины, скрывавшие тем самым плохой рост волос,
неудавшееся окрашивание или чрезмерное использование щипцов для завивки. Широко использовались искусственные волосы, придававшие причёске форму. Мужчины также иногда использовали парики, чтобы оставаться неузнанными, например, императоры Калигула и Нерон, или скрывали лысину (император Отон). Изготовители париков и искусственных бровей жили в Риме в отдельном районе вблизи цирка Фламиния. Парики делали из натуральных волос. Больше всего ценились белокурые волосы галльских женщин.

Слайд 40

Косметика и украшения

Ювелирные украшения должны быть достойны красавицы и также достойно украшать

Косметика и украшения Ювелирные украшения должны быть достойны красавицы и также достойно
её туалеты. Первое – это венок, сначала их плели из цветов и листьев, затем стали отливать из золота. Он должен быть к лицу по размеру и высоте. Жемчужные нити и повязки, вышитые шёлком и золотыми нитями для причёски. Купить модные серьги в виде небольших полушарий или в форме больших капель. Заказать мастеру браслеты на запястья и щиколотки, найти достойное украшение для шеи – ожерелье из золота с жемчугом.

Слайд 43

Портреты римлянок в украшениях

Портреты римлянок в украшениях

Слайд 45

Simeon Solomon (1840–1905), Toilet of a Roman Lady. 1869

Забота о себе в

Simeon Solomon (1840–1905), Toilet of a Roman Lady. 1869 Забота о себе
Древнем Риме достигла небывалых высот: культ здоровья и красоты заставлял в каждом богатом доме держать специальных слуг – косметов, которые занимались проведением оздоровительных процедур и нанесением макияжа. 

Слайд 46

Древнеримский историк и писатель Плиний сообщает, что в его время (I век

Древнеримский историк и писатель Плиний сообщает, что в его время (I век
н. э.) мыло уже было хорошо известно и производилось в промышленных масштабах из золы и животного жира. Наилучшим сырьем считались жир козы и зола бука. К мысли вводить в мыло ароматические добавки пришли значительно позже и можно только себе представить, как пахло древнеримское мыло! По всей видимости это одна из причин активного использования всевозможных ароматических масел, смесей, мазей, притираний и духов, которыми пользовались и мужчины, и женщины. Древней Греции, римская матрона древнего периода была невыразитеньна и краснолица, т.к. ещё не были приняты в обиход белила и румяна. Зато римская красавица эпохи Империи уже была полностью вооружена всевозможными кремами, красками, притираниями и благовониями.