Школа коммуникативной дидактики

Содержание

Слайд 2

Родная литература. Учебник-хрестоматия для 5 класса. Т. С. Зепалова и др. 1977

Родная литература. Учебник-хрестоматия для 5 класса. Т. С. Зепалова и др. 1977

Слайд 4

Основы коммуникативной дидактики

Жизнь сознания – это коммуникация. Человеческая способность к коммуникации развивается

Основы коммуникативной дидактики Жизнь сознания – это коммуникация. Человеческая способность к коммуникации
стадиально, образуя на пути своей эволюции основные модусы сознания. Таких модусов история человечества знает четыре.
Роевое (ритуально-мифологические формы культуры)
Ролевое или авторитарное сознание (архаическая государственность - кризис авторитаризма в эпоху Просвещения)
Культура уединенного сознания (эпоха романтизма)
Конвергентное сознание

Слайд 5

Конвергентное сознание

Конвергенция (схождение) – это такой род коммуникации, содержанием которого является неслиянность

Конвергентное сознание Конвергенция (схождение) – это такой род коммуникации, содержанием которого является
и нераздельность самобытных личностных миров, внутренних «я». Наиболее древним феноменом культуры конвергентного сознания явилось учение Иисуса Христа (на фоне авторитарной религиозности Ветхого Завета). Мыслителями конвергентной ориентации в XX веке выступили П. Тейяр де Шарден и М.М. Бахтин, немецкие "диалогисты" (М. Бубер, Ф. Розенцвейг, Ф.Эбнер, О. Розеншток-Хюсси), а также Х.-Г. Гадамер и А. Швейцер, М.М. Пришвин и А.А. Ухтомский, такие психологи, как Л.С.Выготский и В.Штерн, Я.Л.Морено и В.Франкл (вопреки частным разногласиям их концепций). Исторически более молодой (относительно трех предшествующих) модус сознания окончательно проявляет, делает очевидной коммуникативную природу человеческого духа. Конвергентное сознание исходит из того, что "единая истина требует множественности сознаний, что она принципиально невместима в пределы одного сознания, что она, так сказать, по природе событийна и рождается в точке соприкосновения разных сознаний"

Слайд 6

Модусы сознания в онтогенезе человека и в образовании

Это фазы ментальности, своего

Модусы сознания в онтогенезе человека и в образовании Это фазы ментальности, своего
рода "этажи" индивидуального сознания, разновременные по своему происхождению уровни духовности, синхронная взаимосоотнесённость которых структурирует духовную деятельность ядра личности — нашего "я".
В ходе первых семи лет жизни в психике нормально развивающегося ребёнка закладываются основы всех четырёх модусов сознания.
Осознание естественной необходимости этого стадиального процесса крайне важно для педагогов при выборе той или иной дидактической модальности обучения. Этим термином мы обозначаем отношение взаимодействующих сознаний учителя и ученика к содержанию обучения, отношение, определяющее основной способ учебной коммуникации.

Слайд 7

Модусы сознания и модальности обучения

роевому модусу сознания соответствует модальность готового знания, предполагающего

Модусы сознания и модальности обучения роевому модусу сознания соответствует модальность готового знания,
запоминание в качестве основного способа учебной коммуникации;
авторитарному – модальность убеждения, предполагающая доказательное изложение познанного;
уединённому – модальность мнения, предполагающая дебатирование, дискуссионное столкновение позиций;
конвергентному – модальность понимания (поискового знания, откровения сущности), предполагающая интерсубъективное согласование субъективных мнений.

Слайд 8

Школа коммуникативной дидактики

Школа, ориентированная на последовательное приведение развивающегося сознания к модусу конвергентности,

Школа коммуникативной дидактики Школа, ориентированная на последовательное приведение развивающегося сознания к модусу
— это школа коммуникативной дидактики, которая, говоря словами Бахтина, есть «вера в возможность сочетания голосов, но не в один голос, в многоголосый хор, где индивидуальность голоса и индивидуальность его правды полностью сохраняются»
Коммуникативная дидактика… ориентирована на преодоление исходной авторитарности отношения Учитель—Ученик. Для этого на смену уроку-ритуалу должен прийти урок, являющийся коммуникативным событием для всех его участников: ученика, учителя и соученика. Иначе говоря, на смену информированию и управлению (процессом усвоения информации) должны прийти общение (неформальная коммуникация) и организация учителем эффективного контекста понимания

Слайд 9

Приоритеты ШКД

…на смену сообщению знания в готовых (авторитетных) формах должно прийти указание

Приоритеты ШКД …на смену сообщению знания в готовых (авторитетных) формах должно прийти
путей конвергенции сознаний, то есть приобщение учащегося к соответствующей культуре предметного мышления: исторического, математического, филологического и т.д.
Приоритет коммуникации над информацией (изучение иностранных языков)
Приоритет понимания над знанием
Приоритет диалога согласия над дебатами, дискуссией, спором.

Слайд 10

Драматургия урока (место, время, действие)

Школа конвергентного сознания нуждается в ином коммуникативном пространстве

Драматургия урока (место, время, действие) Школа конвергентного сознания нуждается в ином коммуникативном
— в таком, где «все хотят увидеть всех» (Мандельштам).
Коммуникативное время урока организовано сменой субъектов и способов высказывания…Естественный путь освоения учебного тематического материала открывается вопросом, а не ответом (так называемым «раскрытием темы»). Коммуникативное мастерство учителя состоит в постановке такого вопроса (или, скорее, серии «сократовских» вопросов), который бы инициировал потребность в ответе. Наиболее эффективны при этом вопросы такого рода, ответы на которые учителю действительно интересны как собеседнику.
…охарактеризованная выше организация коммуникативного времени требует от учителя подлинно творческой позиции на уроке — перманентной готовности к импровизации в постановке вопросов, в связывании прозвучавших реплик, в формулировании ответов на непредвиденные и нестандартные вопросы со стороны аудитории. А коммуникативное пространство «круглого стола» предполагает ответственное внимание каждого к каждой прозвучавшей реплике.

Слайд 11

Литературное образование в ШКД

Ситуация в литературном образовании (мало часов, много текстов).
Необходима новая

Литературное образование в ШКД Ситуация в литературном образовании (мало часов, много текстов).
образовательная стратегия, при которой ведущая роль в учебном процессе отводится самостоятельному чтению.
Задачей учителя оказывается не истолкование литературных произведений на уроке, а подготовка юных читателей к встрече с ними — обучение глубокому и эффективному чтению художественных текстов.
Нельзя упускать из виду, что литература принадлежит к числу школьных предметов эстетического цикла. Это означает, что основной дидактической направленностью этой дисциплины следует считать формирование читательской культуры понимания любых (не только программных) художественных произведений в единстве их формы и содержания, а не распространение научно-популярных сведений о литературе, почти не затрагивающих эмоциональной (нравственно-эстетической) сферы личности учащегося.

Слайд 12

Цели и задачи

Целью программы эстетически ориентированного преподавания литературы выступает формирование у школьников

Цели и задачи Целью программы эстетически ориентированного преподавания литературы выступает формирование у
среднего звена развитой культуры художественного мышления — на материале литературных произведений обязательного минимума.
Задачи:
= формирование представлений о художественном творчестве как жизненно важной и глубоко специфической духовной деятельности;
= освоение учащимися многообразия художественных языков различных жанров, эпох и традиций;
= овладение навыками литературного текстопорождения для более глубокого понимания художественных произведений;
= углубление эмоциональной рефлексии школьников, формирование у них эстетических потребностей и развитого эстетического вкуса;
= развитие творческих способностей воображения и интеллектуальных возможностей проникновения в смысл художественных творений;
= накопление читательского опыта восприятия, осмысления и оценки разнообразных литературных произведений;
= формирование обоснованных читательским опытом убеждений в эстетическом богатстве, нравственной глубине и исторической значимости русской художественной словесности в контексте мировой литературы.

Слайд 13

Стадиальность обучения и «культурный возраст» школьника
Сознание фольклорного типа (младшая школа)
Классицизм (нормативные основы

Стадиальность обучения и «культурный возраст» школьника Сознание фольклорного типа (младшая школа) Классицизм
и навыки литературного текстопорождения (сочинительства))
Сентиментализм (основы искусства чтения; героическое, комическое, идиллическое, трагическое; часть и целое; эмоциональная рефлексия как культура художественного сопереживания)
Романтизм (культура сотворчества)
Реализм (изучение литературы)

Слайд 14

Уточнения

Следование такой стратегии отнюдь не предполагает ограничения круга чтения пятиклассника классицистическими

Уточнения Следование такой стратегии отнюдь не предполагает ограничения круга чтения пятиклассника классицистическими
текстами, а семиклассника – сентименталистскими и т.д. Такое ограничение было бы в высшей степени искусственным. Принципиально важен не выбор текстов (относимый к компетенции конкретного учителя с его читательской индивидуальностью, которую ему предстоит раскрыть на уроках перед своими учениками), а выбор адекватной читательской установки и умение ее актуализировать в возглавляемой педагогом читательской аудитории.
Принцип организации познавательного процесса внутри каждого цикла – вопреки устоявшейся методической традиции – не индуктивный, а дедуктивный: «усвоение знаний общего и абстрактного характера предшествует знакомству с более частными и конкретными» (В. В. Давыдов). Как рекомендовал еще Гегель, обучение «разумно начинать... с самого абстрактного, что только может быть доступно духу ребенка». Например, с понятий о поэзии и прозе, условности и целостности,– вообще с понятия о художественности, однако в той его ипостаси, которая присуща соответствующей данному циклу исторической парадигме художественной культуры.
Теоретические понятия, системой которых организована вся тематическая структура предлагаемой программы,– это понятия самой художественной деятельности в ее креативно-рецептивном единстве, а не эмпирические обобщения рассудочной «теории литературы» в ее современном школьном истолковании.

Слайд 15

Учебники и пособия

5-6 классы МАСТЕРСКАЯ СТИХА; МАСТЕРСКАЯ ПРОЗЫ;
7-8 классы МАСТЕРСКАЯ ЧТЕНИЯ

Учебники и пособия 5-6 классы МАСТЕРСКАЯ СТИХА; МАСТЕРСКАЯ ПРОЗЫ; 7-8 классы МАСТЕРСКАЯ
(мастерская вкуса)
9-10 классы МАСТЕРСКАЯ СОТВОРЧЕСТВА
Методические руководства

Слайд 16

Мастерская стиха 1 часть

Введение. Литература как вид деятельности. Общее понятие о поэзии.
Тема

Мастерская стиха 1 часть Введение. Литература как вид деятельности. Общее понятие о
1: Элегический дистих.
Творческая имитация античных образцов. Гекзаметр. Пентаметр. Эпитет.
Симонид. «Путник, пойди возвести…».
Платон. «Небом желал бы я стать…».
А.С. Пушкин. «На перевод Илиады», «Царскосельская статуя».
А.К. Толстой. «Тщетно, художник, ты мнишь…»
Н.А. Кун. «Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях».
Гомер. «Одиссея» (отрывки).
Тема 2: Рифма.
Различение, поиск и употребление рифм разного типа.
А.С. Пушкин. «Рифма, звучная подруга…», «Вурдалак».
М.И. Цветаева. «В огромном городе моем — ночь…».
А.А. Ахматова. «Смуглый отрок бродил по аллеям…».
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
О.Э. Мандельштам. «Ах, ничего я не вижу, и бедное ухо оглохло…».

Слайд 17

Тема 3: Бейт.
Творческая имитация образцов. Метафора. Афоризм. Понятие о поэтической теме.
Фрагменты

Тема 3: Бейт. Творческая имитация образцов. Метафора. Афоризм. Понятие о поэтической теме.
персо-таджикской поэзии (по выбору).
Фирдоуси. «Шах-наме» (отрывки).
Шота Руставели. «Витязь в тигровой шкуре» (отрывки).
Тема 4: Хокку.
Творческая имитация образцов. Понятие о поэтическом переживании. Первоначальное понятие о форме и содержании. Первоначальное понятие о лирике.
Басе. Хокку (по выбору).
М.М. Пришвин. «Лесная капель».
Тема 5: Терцет.
Творческая имитация образцов. Понятие о символе. Понятие о лирическом герое.
Данте Алигьери. «Божественная комедия» (отрывки).
А.С. Пушкин. «В начале жизни школу помню я…».
В.Я. Брюсов. «В старом Париже», «Данте в Венеции», «На меже».

Слайд 18

Тема 6: Рубаи.
Творческая имитация образцов. Понятие о поэтической мысли. Парадокс.
Омар Хайям. Рубаи

Тема 6: Рубаи. Творческая имитация образцов. Понятие о поэтической мысли. Парадокс. Омар
(по выбору).
Тема 7: Катрен.
Творческое дописывание. Олицетворение. Понятие о строфе и жанре. Онегинская строфа.
М.Ю. Лермонтов. «Парус», «Утес», «Листок».
Н.С. Гумилев. «Попугай», «Крыса».
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» (отрывки).
Тема 8: Ритмические основы русского стиха.
Овладение основными размерами русского классического стихосложения. Творческое дописывание.
Н.С. Гумилев. «Капитаны».
Л. Кэрролл. «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье».
Имя файла: Школа-коммуникативной-дидактики.pptx
Количество просмотров: 43
Количество скачиваний: 0