Слайд 2Вахтангов Евгений Багратионович (1883-1922)
российский и советский актёр, театральный режиссёр, основатель и
руководитель (с 1913 года) Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 году стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 года — Театром им. Евгения Вахтангова.
Слайд 3Студийная юность и поступление в МХТ
Родился Вахтангов 1 (13) февраля 1883 во
Владикавказе в русско-армянской зажиточно-патриархальной семье табачного фабриканта. Отвергнув коммерческую карьеру и наследство отца-фабриканта, увлекся любительским театром.
В 1903–1909 учился вначале на естественном, далее на юридическом факультетах Московского университета, где в 1906 организовал студенческий драматический кружок.
Слайд 4В 1909 Вахтангов поступил на курсы драмы А.И.Адашева, названные по имени их
директора, где преподавали В.В.Лужский, В.И.Качалов, а также толстовец Л.А.Сулержицкий, оказавший серьезное влияние на становление творческой личности, мировоззрения и ранних театральных взглядов Вахтангова.
По окончании курсов в 1911 Вахтангов был зачислен в МХТ. Служение в театре воспитывало его в духе основополагающих принципов режиссуры МХТ, требующих от актера раскрытия «жизни человеческого духа», безупречного чувства ансамбля, понимания художественной целостности спектакля. Вахтангов стал помощником К.С.Станиславского в разработке и проверке нового актерского метода, вскоре названного «системой Станиславского».
Слайд 5«Изгнать из театра театр»
С 1911 Вахтангов вел экспериментальные занятия по «системе» с
группой молодежи театра, составившей ядро первой Студии МХТ. Вахтангов разделял и реализовывал эстетическую и этическую программу ее директора Сулержицкого, состоявшую в следующем:
цель служения искусству – нравственное самосовершенствование;
студийный коллектив – община единомышленников;
актерская игра – полная правда переживаний;
спектакль – проповедь добра и красоты.
Слайд 6Педагогическая деятельность
Одновременно с МХТ и его Первой студией Вахтангов вел педагогическую работу
в ряде московских театральных школ и продолжал руководить любительскими кружками.
Среди молодежных коллективов, где в 1912–1922 преподавал Вахтангов - курсы драмы С.В.Халютиной, еврейская студия «Габима», Вторая студия МХТ, студия А.О.Гунста, студия Ф.И.Шаляпина, Армянская студия, Киностудия Б.Чайковского и Студенческая драматическая студия (Мансуровская)
Слайд 7После революции
Время требовало укрупненных чувств и принципов выражения, способных выразить «музыку революции».
Для Вахтангова таким принципом становится «фантастический реализм», вбирающий в себя и гиперболу, и гротеск, и балаганное начало. Послереволюционный Вахтангов резко меняет свое отношение к форме. «Настало время вернуть театр в театр!» – провозглашает режиссер, ранее утверждавший прямо противоположное.
Слайд 8В 1919 году Вахтангов возглавил режиссёрскую секцию Театрального отдела (Тео) Наркомпроса. С
необычайной активностью развернулась после революции многообразная режиссёрская деятельность Вахтангова. Намеченная ещё в «Потопе» тема античеловечности буржуазно-мещанского общества получила развитие в сатирических образах «Свадьбы» Чехова (1920) и «Чуда святого Антония» Метерлинка, поставленных в его Студии.
Слайд 9Отказавшись от поэтики интимно-психологического и бытового театра, Вахтангов при этом сохранил законы
искусства переживания и органики актерского существования.
Вахтангов утверждал необходимость нового сценического языка, соответствующего времени. Своим творчеством режиссер доказывал, что искусство переживания, жизненная правда и истина страстей могут и должны воплощаться в формах надбытового, гротескного, ярко театрального спектакля.
Слайд 10«Принцесса Турандот», 1922
Свойственное натуре и творчеству Евгения Вахтангова гармоническое начало («веселый Мейерхольд»,
говорил о нем М. А. Чехов) воплотилось в искрящемся спектакле режиссера — «Принцессе Турандот» по К. Гоцци. Спектакль был задуман как эксперимент в области актерской техники: студийцы одновременно играли самих себя, артистов итальянской комедии дель арте, разыгрывающих сказку Гоцци, и, наконец, персонажей сказки. Спектакль строился и репетировался импровизационно (репризы на темы дня, интермедии-пантомимы, иронические «выходы из роли»), сознательно разрушал сценические иллюзии при сохранении максимальной актерской искренности и правды переживания.
Слайд 12Основополагающими для режиссёрского творчества Вахтангова были: идея неразрывного единства этического и эстетического
назначения театра, единство художника и народа, острое чувство современности, отвечающее содержанию драматического произведения, его художественным особенностям, определяющее неповторимую сценическую форму. Эти принципы нашли своё продолжение и развитие в искусстве учеников и последователей Вахтангова — режиссёров Р. Н. Симонова, Б. Е. Захавы, актёров Б. В. Щукина, М.А.Чехова и др.
Слайд 13Роли в театре:
«Живой труп» Л. Н. Толстого — Цыган
«Синяя птица» Метерлинка —
Сахар
«Гамлет» Шекспира — Второй актёр
«Двенадцатая ночь» Шекспира — Шут
пьеса «Усадьба Ланиных» Б. К. Зайцева, 1913
«Праздник мира» Гауптмана, 1913
«Николай Ставрогин», 1913
«Мысль» Андреева — Крафт, 1914
«Сверчок на печи» по Диккенсу — Текльтон, 1914
«Каменный гость» — Гость у Лауры, 1915
«Потоп» Бергера — Фрезер, 1915