Слайд 2ЭДИСОН ВАСИЛЬЕВИЧ ДЕНИСОВ
Назван в честь американского изобретателя Томаса Эдисона.
Годы жизни: 6 апреля
1929, Томск — 24 ноября 1996, Париж.
Советский и российский композитор, музыковед, общественный деятель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1989), народный артист Российской Федерации (1995).
Серьёзно заниматься музыкой начал в 16 лет.
Имел талант к математике.
В 1951 г блестяще окончил физико-математический факультет Томского государственного университета по специальности «Функциональный анализ».
В 1959г окончил теоретико-композиторский факультет по специальности композиция Московской консерватории и аспирантуру там же, класс В. Я. Шебалина.
Слайд 3ПАУЛЬ КЛЕЕ (НЕМ. PAUL KLEE)
Годы жизни: 18 декабря 1879, Мюнхенбухзее, под
Берном — 29 июня 1940, Локарно.
Немецкий и швейцарский художник, график, теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда.
Будучи гражданином Германии, Клее родился, провёл значительную часть жизни и умер в Швейцарии.
В наследие Клее входят около 9000 работ.
Связанный с экспрессионистами, он тем не менее был близок таким мастерам, как Гойя, Блейк, Энсор, Мунк, французские сюрреалисты.
Слайд 4«По существу, работа художника и композитора в чем-то является очень близкой, несмотря
на физическое различие элементов, которыми им приходится оперировать»
«Пожалуй, никто из более поздних художников не стоял в своих работах так близко к музыке, как П. Клее и П. Мондриан»
Слайд 5Э. ДЕНИСОВ И ЖИВОПИСЬ
Композиции Денисов учился больше у живописцев, чем у композиторов,
считая законы живописи идентичными музыкальным.
В статье «Музыка и живопись» он писал о возможности синтеза этих двух искусств ещё в Х1Х веке, напоминая о стремлении к этому Ф. Листа, написавшего фортепианные пьесы под воздействием работ художников Возрождения.
«Живописный» стиль музыки называют сонорным. В звуковой палитре возникает «стереофоничность» тембровых красок. Для них используются определения: «колыхание», «переливы», «капли», «россыпи», «уколы», «шорохи», «гладкие нити» и т.п.
Слайд 6Э. ДЕНИСОВ И ЖИВОПИСЬ
Один из самых близких друзей композитора - художник Б.
Биргер. По его картине «Красная комната» Денисов написал оркестровое произведение «Живопись» (1970).
В 80-е годы этот тандем совместно с актёром и режиссёром И. Квашой сделали три спектакля в театре «Современник»: «Кабала святош» и «Дни Турбиных» по М. Булгакову и «Кот домашний средней пушистости» по В. Войновичу.
Работы другого художника – швейцарского живописца и графика начала ХХ века П. Клее – послужили прообразом цикла пьес для альта и камерного ансамбля «Три картины Пауля Клее», а фортепианная пьеса «Знаки на белом» – это отклик на картину этого художника «Знаки на жёлтом».
«Женщина и птицы» для фортепиано и двух квартетов – струнного и деревянных духовых инструментов – создано под впечатлением от картин испанского живописца и скульптора Х. Миро.
Слайд 7Э. ДЕНИСОВ И ЖИВОПИСЬ
Живописные образы встречаются и в других произведениях композитора:
«Акварели» для
24 струнных инструментов,
«Зимний пейзаж» для арфы,
«Перед закатом» для альтовой флейты и вибрафона.
Другие же напоминают импрессионистические образы Дебюсси:
«Колокола в тумане» для оркестра,
«Пейзаж в лунном свете» для кларнета и фортепиано,
«Мёртвые листья» для клавесина,
«Отражения» для клавесина и ударных,
«На пелене застывшего пруда» для девяти инструментов и магнитофонной плёнки,
«Лучи далёких звёзд в искривлённом пространстве» для ударных инструментов.
Целый цветовой спектр содержат такие опусы, как «Жизнь в красном цвете», «Знаки на белом», «Чёрные облака», «Голубая тетрадь» и другие.
Слайд 8«Для Клее, немецкого классического художника кубизма, музыка стала его спутником, возможно даже
частью его искусства»
Вильгельм Гаузенштайн,
историк искусств
Слайд 9П. КЛЕЕ И МУЗЫКА
В жизни швейцарского художника-модерниста Пауля Клее музыка играла достаточно
важную роль. Он родился в семье швейцарских музыкантов. С детства играл на скрипке и был настолько талантлив, что в 11-летнем возрасте получил приглашение играть на скрипке в качестве специального участника Бернской музыкальной ассоциации.
Профессиональным музыкантом он не стал, потому что искренне считал: музыка уже достигла своего апогея в творчестве Генделя, Баха и Моцарта.
Наряду с использованием широкого спектра цветных палитр, графическим базисом многих его работ являются разнообразные геометрические фигуры, которые некоторые исследователи связывают с музыкальной нотацией, создающей цветовую гармонию, аналогичную музыкальной композиции.
Слайд 10«ТРИ КАРТИНЫ ПАУЛЯ КЛЕЕ ДЛЯ АЛЬТА И АНСАМБЛЯ» (1985)
Сочинение для альта-соло и
ансамбля из пяти инструментов: гобоя, валторны, вибрафона, фортепиано и контрабаса.
Написано по просьбе альтиста из Большого театра, концертмейстера альтов Игоря Богуславского, и ему же посвящено.
Идея самого цикла возникла не сразу. Вначале Богуславский попросил Э. Денисова написать пьесу с несколькими инструментами для его сольного концерта. Так появилась «Диана в осеннем ветре» для концертирующего альта, вибрафона, контрабаса и фортепиано. Через год у И. Богуславского и Э. Денисова одновременно возникла идея продолжить материал – сделать сочинение многочастным. Для следующего концерта альтиста создан цикл из трех пьес.
«Диана в осеннем ветре» осталась первой пьесой.
Второй стала «Senecio» — пьеса для альта соло — это своего рода развернутая виртуозная большая и очень технически трудная каденция для солирующего альта.
Третьей частью стала пьеса «Ребёнок на перроне». Здесь добавлены ещё два инструмента: гобой и валторна.
Слайд 11«Цикл, в принципе, лежит в нити тех моих сочинений, которые так или
иначе связаны с живописью. Пауль Клее — это очень оригинальный и большой художник. Один из тех, которые прекрасно чувствуют музыку. И поэтому почти вся его живопись очень музыкальна. Моя реализация его трех картин — это не музыкальное описание, а прежде всего мои собственные музыкальные аллюзии на его живопись — иногда это только краска какая-то, близкая картине, а иногда это только какой-то момент общего движения, которое возникает тоже как аллюзия на движения в картине…»
Слайд 12«ДИАНА В ОСЕННЕМ ВЕТРЕ»
Одно из мягких полотен Клее. У него есть жесткие
и трагические, и просто страшные полотна, но есть и очень поэтичные и полные воздуха. Эта картина именно такая: в очень мягкой, слегка зеленоватой, краске угадывается изогнутый силуэт очень красивой женщины. Здесь же есть и любимый образ Э. Денисова — осенние, летящие по ветру листья. Название картины удивительно музыкально само по себе.
Пауль Клее, 1934
Слайд 13«ДИАНА В ОСЕННЕМ ВЕТРЕ»
В первой части (не говоря о второй части, которая
целиком выстроена на сложнейшем соло альта) у альта есть довольно большая сольная каденция и дуэт с вибрафоном, там же есть и каденция самого вибрафона (здесь некоторые моменты письма немного предвосхищают то, что сделал Э. Денисов позже в большой пьесе «Черные облака» для вибрафона соло), и довольно развернутая партия контрабаса в очень длинной коде (здесь используются интересные краски натуральных флажолет контрабаса в глиссандо и не глиссандо). Следовательно, в первой пьесе акцент делается в равной степени и на смешанных красках, то есть на ансамблевой манере высказывания, и на сольных выступлениях отдельных инструментов.
Слайд 15«SENECIO» («СТАРИК»)
Вторая часть — очень странный портрет человека, составленный из квадратов разного
цвета: разноцветные глаза, которые смотрят в разные стороны, разноцветные части лица — во всем этом есть что-то очень тревожное, очень напряженное, неприятное — это, как лицо «живой куклы». Поэтому и в музыке пьесы есть определенная жёсткость, определенная нервность, и даже иногда как бы накапливается и при этом совсем не находит выхода какая-то загадочная внутренняя напряженность.
Пауль Клее, 1922
Слайд 17«РЕБЕНОК НА ПЕРРОНЕ»
Последняя пьеса — наиболее сюрреалистическая и страшная. Это пустой, чёрный,
мёртвый город и маленький ребёнок на железнодорожном перроне. Он в страхе, в ужасе, потому что весь город вокруг деформирован: все здания искажены, сдвинуты, сломаны — страшное состояние одиночества брошенного, забытого ребёнка.
Пауль Клее, 1923
Слайд 18«РЕБЕНОК НА ПЕРРОНЕ»
Эта пьеса по языку наиболее жесткая и нервная; много элементов
серийности - гораздо больше, чем в двух других пьесах; и здесь же возникают частые и большие отстранения от звуков музыкальных — появляются звуки «неживые», то есть намеренно искаженные, деформированные. Здесь альт не солирует — он равноправен со всеми остальными инструментами, он только часть ансамбля. Тембр альта как бы растворяется в общей краске, теряется среди других тембров. Поэтому автор даже предпочитает, чтобы в третьей части альтист не стоял, а сидел, как и все остальные музыканты.
Слайд 20«ТРИ КАРТИНЫ ПАУЛЯ КЛЕЕ»
Э. Денисов увидел подлинники только через несколько лет после
премьеры своего сочинения. Когда писал, то видел перед собой только репродукции.
Э. Денисов подчеркивал один момент: в произведении нет никакой иллюстративности, это всё время только образ-состояние, только образ-аллюзия. Если это, например, образ ветра, то в этой пьесе он совсем не такой, каким иногда бывает в других его сочинениях — он уже не сухой и жёсткий, как, например, в интермеццо «Улица» из оперы «Пена дней», и не леденящий душу, как в цикле «На снежном костре». Здесь он мягкий и как бы обволакивающий вас.