Содержание
- 2. Утопический социализм и его основные черты. Трудно сказать точно ,когда и кем впервые было употреблено слово
- 3. Утописты Учение Роберта Оуэна Учение А.Cен-Симона Учение Шарля Фурье Вывод
- 4. Назад Будущее “рациональное” общество Оуэн представлял себе в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин, включающих
- 5. Сен-Симон принадлежал к высшей французской аристок- ратии.Целью своей жизни он считал создание учения,научно объясняющего общественное развитие
- 6. Из всех социалистических учений первой половины 19 в. наиболее попу- лярным в России было учение француза
- 8. Скачать презентацию
Слайд 2Утопический социализм и его основные черты.
Трудно сказать точно ,когда и кем впервые
Утопический социализм и его основные черты.
Трудно сказать точно ,когда и кем впервые
"социализм".Принято считать,что это произошло в 1834 г.,когда увидела
свет книга французского писателя Пьера Леру "Об индивидуализме и соци-
ализме".Тогда же воспользовался этим термином и один из "героев" дан-
ной темы Роберт Оуэн.
Слово социализм не имело тогда строго определенного содержания.Оно
обозначало весьма пеструю совокупность убеждения и надежд на установ-
ление справедливого общественного порядка,в котором эгоизм и своеко-
рыстие владельческих классов будут преодолены на началах,исключающих
неравенство в распределении собственности и доходов ,- порядка ,в ко-
тором интересы общества и личности чудесным образом совпадут.
Эту совокупность социалистических теорий принято определять понятием
"утопических".Слово утопия впервые было произнесено автором одноимен-
ной книги Томасам Мором в 16 в.,он придумал это слово, в буквальном пе-
реводе с греческого оно означает - "место ,которого нет".Словом "уто-
пический" характеризуют идеи и представления ,осуществление которых
либо невозможно,либо крайне затруднено.
В чем причины появления этих идей и их популярности ? Историки объ-
ясняют факт рождения социалистического идеала историческими условиями
19 века: в экономике развитых государств Европы утверждался капита-
лизм.Его первые шаги сопровождались разрушением традиционных основ
жизни многих слоев населения (крестьянства,мелких торговцев,дворянс-
тва).Рождался рабочий класс,положение которого в те годы было чрезвы-
чайно тяжелым.Погоня за прибылью исключала саму мысль о необходимости
социальной поддержки обездоленных слоев населения.Социалистический
идеал возникал как реакция на трудности и лишения значительных масс
европейского населения,из желания создать общество,в котором гарантии
благополучия были представлены всем.
Слайд 3Утописты
Учение Роберта Оуэна
Учение А.Cен-Симона
Учение Шарля Фурье
Вывод
Утописты
Учение Роберта Оуэна
Учение А.Cен-Симона
Учение Шарля Фурье
Вывод
Слайд 4Назад
Будущее “рациональное” общество Оуэн представлял себе в виде свободной федерации небольших
Назад
Будущее “рациональное” общество Оуэн представлял себе в виде свободной федерации небольших
Главный вид занятий в общине - земледелие; но Оуэн был против отделения промышленного труда от сельскохозяйственного (община организует у себя также и промышленное производство). При общности владения и общем труде не может быть ни эксплуатации, ни классов. Работа распределяется между гражданами в соответствии с потребностями. Считая, вслед за французскими материалистами 18 в., что человеческий характер является продуктом общественной среды, окружающей человека, Оуэн был убежден, что в его новом обществе родится новый человек. Правильное воспитание и здоровая среда научат его чувствовать и мыслить рационально, искоренят в нем эгоистичные привычки. Суды, тюрьмы, наказания станут не нужны. Оуэн был убежден, что достаточно основать одну общину, и ее преимущества неизбежно вызовут стремление к организации других. Стремясь показать практическую осуществимость и преимущества трудовых коммун, Оуэн отправился в 1824 в США, чтобы организовать там опытную колонию на началах общности владения. Однако все опыты Оуэна в США послужили лишь доказательством утопичности его планов. После ряда неудач Оуэн вернулся в Англию, где принял активное участие в кооперативном и профессиональном движении.
Роберт Оуэн (1771-1858)
Слайд 5Сен-Симон принадлежал к высшей французской аристок-
ратии.Целью своей жизни он считал создание учения,научно
Сен-Симон принадлежал к высшей французской аристок-
ратии.Целью своей жизни он считал создание учения,научно
общественное развитие и предлагающего справедливые формы общественного
устройства.
А.Сен-Симон первым употребил понятие "индустриального общества",под-
метив то обстоятельство,что промышленное машинное производство стано-
вится основой экономической системы капитализма.Все общество он делил
на 3 класса - "бесплодных" (дворянство,духовенство),бесполезных для
общественного прогресса,- и "индустриалов" (предпринимателей,рабочих
крестьян,ремесленников), производителей материальных благ.
Коренными недостатками индустриальной системы он считал конкурен-
цию,обнищание широких масс населения ,бедственное положение рабо-
чих.Этой системе был противопоставлен проект так называемый "новой
промышленной системы", в которой :люди будут трудиться сообща,в тесном
взаимодействии,на основе плановой организации производства и распреде-
ления материальных благ по потребностям.
А.Сен-Симон полагал,что путь к "новой промышленной системе" лежит
через осознание предпринимателями необходимости опекать ,поддерживать
рабочих,выделять на их социальное обустройство часть прибыли.Частную
собственность А.Сен-Симон считал необходимым сохранить.
Назад
Анри Сен-Симон
(1760-1825)
Слайд 6Из всех социалистических учений первой половины 19 в. наиболее попу-
лярным в России
лярным в России
знаменитого кружка Петрашевского пытались пропагандировать его идеи в
России.
Главный порок капитализма он видел в том,что капитализм извратил че-
ловеческие способности и влечения.Он считал необходимым построить та-
кое общество,в котором труд будет организован на началах соревнова-
тельности,привлекательности,перемене занятий по потребностям людей.
Он выдвинул проект создания производственно-трудового объединения . -"фаланги".Люди в нем будут совместно заниматься сельскохозяйственным и промышленным трудом,свободно выбирать себе занятия,меняя время от времени.Так исчезнут различия между умственным и физическим трудом,городом и деревней.Материальные блага он предлагал распределять по труду,талантам и вложенному капиталу.
Высказывал догадки о построении коммунистического общества (о труде как потребности и наслаждении человека , об уничтожении противоположности между умственным и физическим трудом ).Осуществление своего идеала связывал с перевоспитанием людей ,с утопической надеждой на организацию “фаланг” при помощи средств ,получаемых от филантропов .
Назад
Шарль Фурье (1772-1837)