Экспрессионизм

Содержание

Слайд 2

экспрессионизм

направление в искусстве и литературе первых десятилетий 20 в., особенно ярко проявившееся

экспрессионизм направление в искусстве и литературе первых десятилетий 20 в., особенно ярко
в Германии и Австрии.

Слайд 3

Объединение художников «Мост» 1905

Локация:
Дрезден, Германия
Участники:
Эрнст Людвиг Кирхнер,
Эрих Хеккель,
Карл

Объединение художников «Мост» 1905 Локация: Дрезден, Германия Участники: Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих
Шмидт-Ротлуф
Фриц Блайль
Эмиль Нольде,
Макс Пехштайн,
Отто Мюллер,

Слайд 4

«С верой в развитие, в новое поколение творцов и ценителей искусства мы

«С верой в развитие, в новое поколение творцов и ценителей искусства мы
взываем ко всей молодежи. И как молодежь, несущая в себе будущее, мы хотим добиться свободы жить и творить вопреки закоснелым старым силам. Каждый, кто свободно и искренне выражает то, что его вынуждает к творчеству, должен быть с нами»

Манифест 1905

Слайд 5

Эмиль Нольде "Пляска вокруг золотого тельца", 1910

Макс Пехштейн "The Masked Woman", 1910

Эмиль Нольде "Пляска вокруг золотого тельца", 1910 Макс Пехштейн "The Masked Woman", 1910

Слайд 6

Характерные особенности:

ориентировались на африканскую пластику
искусство немецкой̆ готики
народное творчество
некоторые особенности ксилографии (угловатые,

Характерные особенности: ориентировались на африканскую пластику искусство немецкой̆ готики народное творчество некоторые
рубленые формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи
дерзкие ракурсы
«острые» ритмы
обращались к религиозной чувственности искусства

Слайд 7

Объединение художников «Синий Всадник» 1911

Локация:
Мюнхен, Германия
Участники:
Василий Кандинский – один из

Объединение художников «Синий Всадник» 1911 Локация: Мюнхен, Германия Участники: Василий Кандинский –
этапов его творчества – экспрессионизм и абстрактный экспрессионизм
Франц Марк
Аугуст Макке
Пуаль Клее
Алексей Ялвенкий
Генрих Кампендонк
Альфред Кубин

Слайд 8

Характерные особенности:

«О духовном в искусстве» 1910, 1912
Поворотным моментом в творчестве группы

Характерные особенности: «О духовном в искусстве» 1910, 1912 Поворотным моментом в творчестве
и работе В. Кандинского стало издание его книги «О духовном в искусстве» (1910), где на примере описания простейших форм, основных цветов и композиции художник теоретизирует духовную составляющую, которую видит за каждым движением кисти

Василии Кандинскии. Обложка альманаха "Синии всадник", 1912.

Слайд 9

Василий Кандинский "Композиция II. Этюд", 1910.

У каждого человека есть внутреннее и внешнее

Василий Кандинский "Композиция II. Этюд", 1910. У каждого человека есть внутреннее и
восприятие действительности, к-е следует объединить посредством искусства
Равноправие форм искусств

Слайд 10

Франц Марк "Большие синие лошади", 1911.

Франц Марк "Большие синие лошади", 1911.

Слайд 11

Эдвард Мунк

Эдвард Мунк

Слайд 12

Основным катализатором для возникновения экспрессионизма в Германии стали выставки Эдварда Мунка, который

Основным катализатором для возникновения экспрессионизма в Германии стали выставки Эдварда Мунка, который
благодаря особенному, волнообразному движению цвета и локальных живописных масс достигает в своих произведениях максимальной выразительности.
В живописи экспрессионистов натура деформируется, цвет приобретает экстатичность, краски ложатся тяжелыми массами.

Слайд 13

«Своим искусством я пытался объяснить жизнь и ее смысл самому себе — и хотел помочь разобраться

«Своим искусством я пытался объяснить жизнь и ее смысл самому себе —
в жизни другим»

Слайд 14

«Все должно быть написано с намерением и с чувством. Нет никакого проку привносить в картину вещи

«Все должно быть написано с намерением и с чувством. Нет никакого проку
непрочувствованные и ненамеренные»

Слайд 15

Эдвард Мунк "Больной ребенок", 1886

Эдвард Мунк "Больной ребенок", 1886

Слайд 16

Эдвард Мунк »Вампир", 1893-1995

Эдвард Мунк »Вампир", 1893-1995

Слайд 17

Эдвард Мунк »Крик",
1893-1910

Эдвард Мунк »Крик", 1893-1910

Слайд 18

Фриз жизни

«Фриз жизни задуман как цикл работ, создающих в контексте картину жизни.

Фриз жизни «Фриз жизни задуман как цикл работ, создающих в контексте картину
Для всего цикла характерна волнистая линия морского берега. За этой линией – волнообразное движение моря, а сзади, за деревьями, жизнь в ее полноте, разнообразии, радости и печали. Фриз – поэма жизни, любви и смерти... Картины с изображением берега и деревьев, написанные в той же цветовой гамме, заимствовали свой колорит у летней ночи. Горизонтали моря и вертикали деревьев повторяются во всех картинах, пляж и человеческие фигуры рождают ноту бурно пульсирующей жизни – и насыщенные цвета дают возможность картинам гармонично сочетаться друг с другом...»

- Цикл картин (1886-1900 гг.)

Слайд 19

Фриз жизни. Рождение любви

Голос Образ девушки смазан, лишен индивидуальных черт, она похожа

Фриз жизни. Рождение любви Голос Образ девушки смазан, лишен индивидуальных черт, она
на призрака. Исследователи видят в лунной дорожке на воде фаллический символ: девушка влюблена и думает о любимом или в предчувствии любви.
Поцелуй: Поцелуй показан как слияние: люди теряют индивидуальные черты, их лица превращаются в одно пятно. Влюбленные отделены от мира шторой, сосредоточены друг на друге. Существует несколько вариантов этой картины.
Мадонна. Мадонна (цветная литография) Здесь тоже есть несколько вариантов. Самый скандальный обрамлен рамкой, на которой нарисованы знаки в виде сперматозоидов, а в углу — младенец или плод. Сама Мадонна, написанная с Дагни Юль, не имеет ничего общего с классическим образом Девы Марии, скорее перед нами женщина в любовном экстазе. Даже красный нимб больше похож на французский берет. Мертвенная бледность женщины указывает на неразрывную связь жизни и смерти. Сам Мунк говорил об этой картине: «Жизнь и Смерть соединяют руки, и соединяется цепь, что связует тысячи поколений умерших с тысячами будущих поколений».
Глаза в глаза
Красное белое
Танец на берегу

Слайд 20

Глаза в глаза

Танец на берегу

Красное белое

Поцелуй

Мадонна. Мадонна (цветная литография)

Голос

Глаза в глаза Танец на берегу Красное белое Поцелуй Мадонна. Мадонна (цветная литография) Голос

Слайд 21

Фриз жизни. Расцвет и закат любви

Вампир : Эту работу можно трактовать по-разному.

Фриз жизни. Расцвет и закат любви Вампир : Эту работу можно трактовать
С одной стороны, уставший мужчина склонился к любимой женщине, а та его целует и успокаивает. С другой, ее рыжие волосы, похожие на потоки крови, бледное лицо, темнота вокруг наталкивают на мысль, что женщина доминирует над мужчиной, выпивает его жизненные соки, питается им, как вампир. Август Стринберг: «Кровавый дождь льется на безумца, ищущего несчастья, божественного несчастья быть любимым, то есть любить».
Сфинкс. Три возраста женщины: Классическая для европейского искусства аллегория. Слева направо идут юность — невинная девушка в белом платье, зрелость — обнаженная женщина в доминантной позе, а затем старость — бледная, одинокая, в черных одеждах. Фигура мужчины помещена справа, за деревом: мужской и женский миры разделены непреодолимой преградой.
Ревность: Перед нами жуткое мертвенно-бледное, испуганное и ожесточенное лицо мужчины. Он мучается от ревности: его любимая женщина в красном платье срывает яблоки, а рядом находится другой мужчина. Аллюзия на Еву у древа познания указывает на нарушение запретов, измену. Но не понятно, происходит ли эта сцена в реальности или это плод больной фантазии ревнивца. Образ главного героя списан Мунком с его друга, Станислава Пшибышевского, мужа Дагнии Юль.
Пепел
Меланхолия
Танец жизни

Слайд 22

Вампир

Ревность

Три возраста

Пепел

Танец жизни

Меланхолия

Вампир Ревность Три возраста Пепел Танец жизни Меланхолия

Слайд 23

Фриз жизни. Страх жизни

«Вечер на улице Карла Юхана». Жуткие люди с лицами

Фриз жизни. Страх жизни «Вечер на улице Карла Юхана». Жуткие люди с
мертвецов движутся в одну сторону, а одинокая фигура — в другую. В этом противостоянии толпе есть автобиографические нотки: Мунка тогда все еще не принимали в Норвегии. «Бледные трупы, они беспокойно, нервно-суетливо шли по извилистой дороге, и концом была могила», — так Мунк описывал впечатления, ставшие основой для этой картины. 
 «Голгофа». Толпа со страшными лицами распинает Христа. Мунк отходит от традиционной иконографии сцены распятия: часть лиц присутствующих обращена на нас. Они будто выясняют, не являемся ли и мы врагами, и от этого становится жутко. 
«Красный плющ». Дом покрыт красным плющем, похожим на потоки крови — будто сами стены кровоточат. Человек не выдерживает этого и в ужасе убегает. Даже родной дом не может стать надежной крепостью и укрытием от этого страшного мира. 

Слайд 24

«Вечер на улице Карла Юхана»

Голгофа

Красный плющ

Тревога

Крик

Голгофа

«Вечер на улице Карла Юхана» Голгофа Красный плющ Тревога Крик Голгофа

Слайд 25

Фриз жизни. Смерть

У смертного ложа: Картина решена в минималистичном ключе: преобладают красный

Фриз жизни. Смерть У смертного ложа: Картина решена в минималистичном ключе: преобладают
и черный цвета. Мунк изображает только контуры умершего человека, внутри которых — неокрашенный грунтованный холст. Это создает ощущение пустоты, где уже нет жизни.
Обмен веществ: Мунк подводит итог жизни человека с его разочарованием, концом страстей, одиночеством и смертью. Перед нами обнаженные мужчина и женщина возле дерева — аллюзия на Адама и Еву. Они опять разделены, не в силах соединиться. Картина продолжается на деревянной раме. Корни дерева уходят вниз, к черепам, символизируя связь с прошлыми поколениями. Крона поднимается до Града Небесного. Три мира рядом — своего рода эпилог к «Фризу жизни».
Смерть в комнате больного
Катафалк на Постдамской площади
Мертвая мать

Слайд 26

У смертного ложа (Агония)

Смерть в комнате больного

Катафалк на Потсдамской площади

Обмен веществ

Мертвая мать

У смертного ложа (Агония) Смерть в комнате больного Катафалк на Потсдамской площади Обмен веществ Мертвая мать