Этапы формирования культурологических учений. Тема 4

Содержание

Слайд 2

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В КУЛЬТУРОЛОГИИ.

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В КУЛЬТУРОЛОГИИ.

Слайд 3

Социологическая школа объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры не

Социологическая школа объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры не
в истории и самопроизвольном, «божественном» развитии человеческого духа, не в психике и не в биологической предыстории человечества, а в его общественной природе и организации. Социологический подход в изучении культуры видит корни культуры в обществе людей. Его представители: Томас Элиот, Макс Вебер, Толкотт Парсонс. В центре их культурологического внимания находится само общество, его структура и социальные институты.

Слайд 4

Одним из видных представителей социологической школы был Томас Стернз Элиот (1888—1965) —

Одним из видных представителей социологической школы был Томас Стернз Элиот (1888—1965) —
англо-американский поэт и критик модернистского направления, автор книги «Заметки к определению культуры» (1948).

Слайд 5

«Под культурой, — писал он, — я понимаю, прежде всего то, что

«Под культурой, — писал он, — я понимаю, прежде всего то, что
имеют в виду антропологи: образ жизни данного народа, живущего в одном месте.
Мы видим проявления этой культуры в его социальной системе, его привычках и обычаях, его религии. Но все эти вещи, вместе взятые, не составляют культуры, хотя мы часто ради удобства выражаемся так, будто это имеет место. Эти вещи — лишь части организма, на которые культура может быть рассечена — как человеческое тело в анатомическом театре. Но также как человек есть нечто большее, чем собрание различных составных частей его тела, так и культура есть большее, чем собрание искусств, обычаев и религиозных верований».

Слайд 6

Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) наш бывший соотечественник - выдающийся представитель социологической школы,

Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) наш бывший соотечественник - выдающийся представитель социологической школы,
русско-американский социолог и историк культуры. Сорокин подчеркивал неразрывную связь социальных процессов с развитием культуры. При этом вслед за древними греками он считал пружинами культурного развития врожденное стремление людей к Истине, Добру и Красоте в сочетании с общественно значимым критерием Пользы.
В четырехтомнике «Социальная и культурная динамика» автор системно излагает историю культуры с древнейших времен до сер. ХХ в.

Слайд 7

Сорокин выделял три типа культуры:
а) чувственный тип, в котором преобладает эмпирически-чувственное

Сорокин выделял три типа культуры: а) чувственный тип, в котором преобладает эмпирически-чувственное
восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения, т.е. преобладает «истина чувств» и истина наслаждения; Он относил сюда греко-римскую цивилизацию III—IV вв. н.э., т.е. периода ее разложения и упадка, и западную культуру последних пяти веков, с эпохи Возрождения до нашего времени.

Слайд 8

б) идеациональный тип, где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу

б) идеациональный тип, где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу
или Идее, т.е. «истина веры» и истина самоотречения; Например русский тип культуры, раннесредневековая культура христианского Запада (с VI по XIII век).
в) идеалистический тип, представляющий некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера — наукой, эмпирическое восприятие — интуицией, т.е., по выражению Сорокина, «человеческими умами будет руководить истина разума». Например великая культура эпохи Возрождения.

Слайд 9

Своеобразие каждого из предложенных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке,

Своеобразие каждого из предложенных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке,
религии, структуре общественных отношений и определенном типе личности. Их радикальное преобразование и смена обычно сопровождаются кризисами, войнами и революциями.

Слайд 10

Кризис современной культуры, лишенной абсолютных идеалов, т.е. веры в Бога, и устремленной

Кризис современной культуры, лишенной абсолютных идеалов, т.е. веры в Бога, и устремленной
к чувственному наслаждению и потребительству, П. Сорокин связывал с развитием материалистической идеологии и экспериментальной науки. Кризис в ущерб духовным ценностям, что довольно четко ощущается многими людьми в сегодняшнем «расколдованном» мире. Будучи человеком верующим, Сорокин видел выход из нынешнего кризиса в неизбежном восстановлении «идеациональной» культуры с ее абсолютными религиозными идеалами.

Слайд 11

В отличие от Гегеля, который рассматривал исторический процесс, как прямое поступательное движение,

В отличие от Гегеля, который рассматривал исторический процесс, как прямое поступательное движение,
Сорокин трактовал его как «циклическую флуктуацию», т.е. идущую законченными циклами смену перетекающих друг в друга типов культурных общностей, каждая из которых имеет в основе собственное отношение к действительности и методам ее познания.
В своих многочисленных трудах (например, «Динамика общества и культуры» (1937—1941), «Общество, культура и личность» (1947), «Власть и нравственность» (1959) и др.) он рассматривал историю человечества как последовательную смену неких социокультурных суперсистем, сцементированных периодически меняющимся единством ценностей, норм и значений.

Слайд 12

В соответствии с видами мировоззрения Сорокин выделяет три типа суперсистем:
Чувственная суперсистема признает

В соответствии с видами мировоззрения Сорокин выделяет три типа суперсистем: Чувственная суперсистема
реальным мир чувств. Человек ценит чувства, уют, комфорт. Его идеал – личное счастье. Все направлено на то, чтобы разбудить и удовлетворить чувства: в искусстве – наслаждение цветом, формой, линией;
в живописи – господство пейзажа, портрета, натюрморта;
в науке – опыты развитие биологии, медицины, техники.
Например, греко-римская цивилизация; эпоха Возрождения – ХVIII в.
Идеальная суперсистема опирается на интуицию и признает реальным мир веры в Бога. (Например, Европейское средневековье IХ-ХI вв.)
Идеалистическая суперсистема признает реальным бесконечно многообразный мир, наполненной в равной степени чувствами и идеями, признающий разумное и интуитивное. Искусство изображает реальных людей. Наука хочет быть полезной обществу. Идеал – ответственный духовный человек.

Слайд 13

Свое главное пророчество в отношении будущего человечества П. Сорокин сформулировал так: «Мы

Свое главное пророчество в отношении будущего человечества П. Сорокин сформулировал так: «Мы
живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступивших сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различаем расцвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение — людей будущего».

Слайд 14

В своих трудах он представил историю человечества как смену целостных социокультурных сверхобщностей,

В своих трудах он представил историю человечества как смену целостных социокультурных сверхобщностей,
внутренне связанных определенным единством ценностей и значений. Кризис современной культуры связан, по его мнению, с утратой духовных ценностей в угоду материализму, рационализму, техницизму

Слайд 15

Социологические теории Сорокина.

Как социолог, искавший в фактах общественной жизни объяснения многим явлениям

Социологические теории Сорокина. Как социолог, искавший в фактах общественной жизни объяснения многим
культуры, Сорокин был одним из создателей теорий «социальной мобильности» и «социальной стратификации».
Согласно теории социальной мобильности, в высоко развитом обществе постоянно происходит движение отдельных людей и групп из одного слоя в другой, с низшего социального уровня в высший, и наоборот. В этом случае говорят о восходящей или нисходящей вертикальной мобильности, однако есть и мобильность горизонтальная, т.е. передвижение индивидуов на одном и том же социальном уровне, например при смене места жительства или характера работы. Различают также интергенерациональную (между поколениями) и интрагенерациональную (внутри поколения) мобильность. Понятие социальной мобильности характеризует степень цивилизованности, открытости или закрытое, свободы и демократизма того или иного общества и является важным показателем уровня его культуры.
Что касается теории социальной стратификации, то она рассматривает общество не как жесткую и антагонистическую классовую структуру, как это делают марксисты, а как живую систему многочисленных взаимопроникающих общественных слоев, выделяемых по признакам образования, обеспеченности, психологии, бытовых условий, возраста, пола и находящихся в состоянии не борьбы, а равновесия и сотрудничества.

Слайд 16

Альфред Вебер (1868—1958) — немецкий экономист и социолог, автор труда «Принципы социологии,

Альфред Вебер (1868—1958) — немецкий экономист и социолог, автор труда «Принципы социологии,
истории и культуры» (1951) выдвинул оригинальную теорию расчленения истории на три взаимосвязанных, но протекающих по разным законам процесса: социальный (формирование социальных институтов), цивилизационный (поступательное развитие науки и техники, ведущее к унификации цивилизации) и культурный (творчество, искусство, религия и философия). Правильно определить общий уровень той или иной национальной культуры можно только при рассмотрении ее по этим отдельным отраслям. Народ страны, в которой отлажена система государственно-правовых отношений и экономически процветающей, нередко оказывается с точки зрения культуры, особенно духовной и эстетической, на сравнительно низком уровне.

Слайд 17

Пример, который очень часто приводится культурологами. Так в XVIII—XIX веках в условиях

Пример, который очень часто приводится культурологами. Так в XVIII—XIX веках в условиях
феодальной раздробленности и хозяйственной бедности германские земли дали миру величайшую классическую философию и непревзойденные образцы художественного творчества. В большинстве европейских стран сохранялось определенное равновесие между тремя процессами, а в Японии и других экономически развитых государствах Юго-Восточной Азии цивилизационный процесс получил неслыханно бурное развитие лишь после второй мировой войны.
Специфический облик той или иной страны или эпохи А. Вебер связывал с культурными факторами, а не с социальными или цивилизационными, которые, по существу, интернациональны. Движение культуры, по Веберу, иррационально, а его творцом является духовно-интеллектуальная элита.

Слайд 18

Толкотт Парсонс (1902—1979) — американский социолог, один из создателей так называемого структурно-функционального

Толкотт Парсонс (1902—1979) — американский социолог, один из создателей так называемого структурно-функционального
направления в социологии. Упрощенно его теория культуры сводится к следующему: все духовные и материальные достижения людей, которые мы объединяем понятием «культура», являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем: социальной и собственно культурной.

Слайд 19

В основе первой и более «низкой» из них — социальной — лежат

В основе первой и более «низкой» из них — социальной — лежат
совместные действия людей, движимых не в последнюю очередь целями своего биологического самосохранения в условиях определенной общественной среды. Здесь каждый индивид стремится:
а) адаптироваться (приспособиться) к ней;
б) достичь поставленных перед собою задач;
в) интегрироваться, т.е. объединиться с другими индивидами;
г) воспроизводить уже найденные социальные структуры; д) снимать постоянно возникающее нервное и физическое напряжение.
По Парсонсу, каждой из этих целей в обществе соответствуют исторически сложившиеся социальные институты: адаптации — экономические, достижения целей — политические, интеграции — правовые институты и обычаи, воспроизводства структуры — система верований, мораль и органы социализации, снятия напряжений — индустрия отдыха.

Слайд 20

Для второй, более высокой — культурной — системы, которая уже лишена биологической

Для второй, более высокой — культурной — системы, которая уже лишена биологической
обусловленности и по отношению к социальной является направляющей и регулирующей, при ее функционировании характерны символичность (наличие таких механизмов, как язык и системы других символов), нормативность (зависимость человека от общепринятых ценностей и норм) и, наконец, волюнтаристичность, или известная иррациональность и независимость действий человека от диктата окружающей среды.

Слайд 21

Культура, таким образом, предстает перед нами как сложная система символов и норм,

Культура, таким образом, предстает перед нами как сложная система символов и норм,
которые постоянно совершенствуются. Даже из этого, весьма схематичного и неполного изложения взглядов Парсонса видно, что он претендовал на создание некой всеобъемлющей теории общества, важнейшим регулятором которого является культура с ее нормативностью и символичностью.

Слайд 22

СИМВОЛИЧЕСКАЯ ШКОЛА В КУЛЬТУРОЛОГИИ.

СИМВОЛИЧЕСКАЯ ШКОЛА В КУЛЬТУРОЛОГИИ.

Слайд 23

Символическая школа объединяет лингвистов, специалистов по семиотике, некоторых искусствоведов и специалистов по

Символическая школа объединяет лингвистов, специалистов по семиотике, некоторых искусствоведов и специалистов по информатике.
информатике.

Слайд 24

Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются представителями символической школы как чисто коммуникационные.

Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются представителями символической школы как чисто коммуникационные.

Слайд 25

Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только

Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только
ему способности к символизации, а через нее — и к взаимной информации.

Слайд 26

Фердинанд де Соссюр (1857—1913)

Швейцарский лингвист, дал первый толчок такому пониманию культуры.

Фердинанд де Соссюр (1857—1913) Швейцарский лингвист, дал первый толчок такому пониманию культуры.

Слайд 27

Он выдвинул идею о том, что наряду с лингвистикой изучающей лишь языковую

Он выдвинул идею о том, что наряду с лингвистикой изучающей лишь языковую
систему знаков, можно представить себе более всеобъемлющую науку, которая охватила бы все знаковые системы в их совокупности и соотнесенности с окружающим миром.

Слайд 28

Культура стала рассматриваться как сложнейший и строго иерархизированный «текст», несущей опорой которого

Культура стала рассматриваться как сложнейший и строго иерархизированный «текст», несущей опорой которого
является естественный язык, органически взаимодействующий с другими «языками».

Слайд 29

Символический подход в изучении культуры пытается решить проблему связи между реальным миром

Символический подход в изучении культуры пытается решить проблему связи между реальным миром и его символическим удвоением.
и его символическим удвоением.

Слайд 30

Эрнст Кассирер (1874-1945)

Основатель символической школы, автор работы «Философия символических форм»

Эрнст Кассирер (1874-1945) Основатель символической школы, автор работы «Философия символических форм»

Слайд 31

Ученый полагает, что культура – символическая вселенная.

Ученый полагает, что культура – символическая вселенная.

Слайд 32

Человек пользуется символами повсюду:
в науке
в языке
в религии
в мифе
в искусстве.

Человек пользуется символами повсюду: в науке в языке в религии в мифе в искусстве.

Слайд 33

Символы формируют видение мира, развивают мышление. Среди форм мировоззрения, сформированных символами, нет

Символы формируют видение мира, развивают мышление. Среди форм мировоззрения, сформированных символами, нет
доминирующего или «правильного»; они все равнозначны.

Слайд 34

Через символы человек самореализуется

Современный человек живет уже не в реальном мире, а

Через символы человек самореализуется Современный человек живет уже не в реальном мире, а в воображаемом.
в воображаемом.

Слайд 35

Весь мир напоминает покрывало «символических форм».

Весь мир напоминает покрывало «символических форм».

Слайд 36

Лесли Алвин Уайт (1900-1975)

Американский культуролог,
развил теорию Эрнста Кассирера.

Лесли Алвин Уайт (1900-1975) Американский культуролог, развил теорию Эрнста Кассирера.

Слайд 37

К культуре он относит класс предметов и явлений, имеющих символическое значение.

Уайт

К культуре он относит класс предметов и явлений, имеющих символическое значение. Уайт
указывает, что человеку свойственна уникальная способность к символизации – способность придавать вещам, явлениям, процессам значение, смысл.

Слайд 38

Юрий Михайлович Лотман (1922-1973)

Петербургский учёный, последователь символизма.

Юрий Михайлович Лотман (1922-1973) Петербургский учёный, последователь символизма.

Слайд 39

В работах
«Несколько мыслей о типологии культур»,
«Технический прогресс как культурологическая проблема»

В работах «Несколько мыслей о типологии культур», «Технический прогресс как культурологическая проблема»

Лотман указывает на то, что смена коммуникации влечет изменения глобальных культурных типов в истории.

Слайд 40

первая смена – переход от бесписьменных культур к письменным,
вторая смена –

первая смена – переход от бесписьменных культур к письменным, вторая смена –
появление печатного станка,
третья смена – распространение новых современных информационных технологий,
четвертая смена – эра «новые информационные технологии»: расширяется информационное пространство, углубляется диалог культур, появляются новые виды искусства и творчества. Но большой размах преобладает массовая культура.

Слайд 41

КОНЦЕПЦИИ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
(Й. ХЁЙЗИНГА, Х. ОРТЕГА-И-ГАССЕТ,
Г. ГЕССЕ)

КОНЦЕПЦИИ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ (Й. ХЁЙЗИНГА, Х. ОРТЕГА-И-ГАССЕТ, Г. ГЕССЕ)

Слайд 42

Йохан Хёйзинг
(1872-1945)

Хосе Ортега-и-Гассет
(1883-1955)

Герман Гессе
(1877-1962)

Йохан Хёйзинг (1872-1945) Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) Герман Гессе (1877-1962)

Слайд 43

Ханс-Георг Гадамер
(1900-2002)

Эуген (Ойген) Финк
(1905-1975)

Многие культурологи и философы ХХ века видят источник не

Ханс-Георг Гадамер (1900-2002) Эуген (Ойген) Финк (1905-1975) Многие культурологи и философы ХХ
только современной культуры, но и культуры в целом, в игре. Они усматривают само происхождение культуры как игру.

Слайд 44

Игра старше культуры, игра предшествует культуре, игра творит культуру – таков лейтмотив

Игра старше культуры, игра предшествует культуре, игра творит культуру – таков лейтмотив
концепции Хейзинга.

Хейзинга известен своей работой “ Человек играющий ”. В ней он защищает тезис об игровом характере культуры.

Слайд 45

Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и

Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и
танец были сплошь игрой. Мудрость и знание находили своё выражение в освящённых состязаниях. Право выделилось из обычаев социальной игры. На игровых формах базировались улаживание споров с помощью оружия и условности аристократической жизни.

Слайд 46

“Игровая теория”
Общие черты игры и культуры:
Свободный характер деятельности.
Наличие систем и правил, которые

“Игровая теория” Общие черты игры и культуры: Свободный характер деятельности. Наличие систем
если они надоедают или устаревают можно отменить.
Возможность сочетать два мира: реальный и вымышленный.
И игра, и культура не имеют иных целей кроме самих себя, и не являются жизненной необходимостью.

Слайд 47

“Действительность полна страстей, трудна и жестока, - пишет он, - её возводят

“Действительность полна страстей, трудна и жестока, - пишет он, - её возводят
до прекрасной мечты о рыцарском идеале, и жизнь строится как игра”. И далее. “Стремление к более прекрасной жизни наполняет общество элементами игры”.

Слайд 48

В культурологии И. Хейзинги можно выделить три аспекта.
Во-первых, историографический анализ эпохи позднего

В культурологии И. Хейзинги можно выделить три аспекта. Во-первых, историографический анализ эпохи
Средневековья в Нидерландах, европейской культуры XV в.
Во-вторых, роль Игры в возникновении и развитии культуры всех времен и народов.
В-третьих, анализ духовного кризиса западной культуры, Духовной трагедии человечества, связанной с фашизмом и тоталитаризмом.

Слайд 49

Его работы: "В тени завтра. Диагноз культурного недуга нашего времени", гуманистические идеи

Его работы: "В тени завтра. Диагноз культурного недуга нашего времени", гуманистические идеи
были изложены в книгах "Эразмус" (1942), посвященной биографии Эразма Роттердамского, а также в работе "Голландская культура XVII века" (1933), в работе Homo Ludens (1938), отличающаяся новым подходом в освещении сущности, происхождения и эволюции культуры, энциклопедической эрудицией, блеском литературного стиля. В ней изложена культурологическая концепция Й.Хейзинги.

Слайд 50

Й. Хейзинга ставит в исследовании мировой культуры задачу особой сложности: увидеть средневековую

Й. Хейзинга ставит в исследовании мировой культуры задачу особой сложности: увидеть средневековую
культуру на последней жизненной фазе и Представить новые побеги, постепенно набирающие силу. "Закат" и "Восход" - вот общий контур этой концепции истории культуры. Это две картины мира, существующие в целостной системе культуры. Они вступают в диалог между собой.

Слайд 51

Трудно представить, как можно передать психологическую атмосферу эпохи, создать образ века рыцарской

Трудно представить, как можно передать психологическую атмосферу эпохи, создать образ века рыцарской
любви и роскоши, великих доблестей и мерзких пороков, надежд и утопий, благочестия и жестокости Жизнь была столь неистова и контрастна, что она распространяла смешанный запах "крови и роз". Люди этой эпохи - гиганты с головами детей, мечутся между страхом и наивными радостями, между жестокостью и нежностью.

Слайд 52

В противовес Любви, воплощающей витальную силу, в средневековой культуре возникает образ Смерти.

В противовес Любви, воплощающей витальную силу, в средневековой культуре возникает образ Смерти.

Ни одна эпоха, - пишет И Хейзинга, - не навязывает человеку мысль о смерти с такой настойчивостью, как XV столетие.

Слайд 54

Христианская вера почитается там как главная духовная ценность. "Нет ни одной вещи,

Христианская вера почитается там как главная духовная ценность. "Нет ни одной вещи,
ни одного суждения, которые не приводи­лись бы постоянно в связь с Христом, с христианской верой", - пишет Й.Хейзинга.

Слайд 56

"Игра старше культуры", а животные вовсе не "ждали" человека, чтобы он научил

"Игра старше культуры", а животные вовсе не "ждали" человека, чтобы он научил
их играть - утверждает Й.Хейзинга. Все основные черты игры можно наблюдать у животных. Всякая игра имеет определенные правила, выполняет определенные функции, приносит удовольствие и радость.

Слайд 57

Всякая игра есть прежде всего свободная деятельность.
В повседневной жизни игра возникает как

Всякая игра есть прежде всего свободная деятельность. В повседневной жизни игра возникает
временный перерыв.
Игра обособляется от обыденной жизни местом действия и продолжительностью.
Любая игра протекает внутри определенного пространства, которое должно быть обозначено.

Слайд 58

«Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и

«Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и
времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам, с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознание "иного бытия", нежели "обыденная жизнь"».

Слайд 59

Поскольку Игра обнаруживается во всех культурах, всех времен и народов, это позволяет

Поскольку Игра обнаруживается во всех культурах, всех времен и народов, это позволяет
Й.Хейзинга сделать вывод, что "игровая деятельность коренится в глубинных основах душевной жизни человека и жизни человеческого общества".

Слайд 60

Смысл и назначение культуры.
В главе "Основные условия культуры" Хейзинга называет три

Смысл и назначение культуры. В главе "Основные условия культуры" Хейзинга называет три
важнейшие черты, которые необходимы для формирования феномена, именуемого культурой.
Во-первых, культура требует известного равновесия духовных и материальных ценностей.
Во-вторых, всякая культура содержит некое стремление. Культура есть направленность на идеал общества.
В-третьих, культура означает господство над природой; использование природных сил для изготовления инструментов, защиты себя и своих ближних. Тем самым она меняет ход природной жизни.

Слайд 61

Существуют две разновидности рода человеческого: ”народ”, или масса, являющаяся “косной материей исторического

Существуют две разновидности рода человеческого: ”народ”, или масса, являющаяся “косной материей исторического
процесса”; элита – особо одарённое меньшинство, творцы подлинной культуры. Предназначение ”лучших” – быть в меньшинстве и сражаться с большинством.

Слайд 62

СТРУКТУРАЛИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИИ.

СТРУКТУРАЛИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИИ.

Слайд 63

Структурализм как направление в культурологии исходит из убеждения, что культура – система

Структурализм как направление в культурологии исходит из убеждения, что культура – система
знаков, символов и культурных текстов. В этой системе существуют универсальные психические структуры, скрытые от сознания и определяющие поведение человека в обществе.

Слайд 64

Изучением структур занимались Ролан Барт (1915-1980), Мишель Фуко (1926-1984), Клод Леви-Строс (род.1908).

Изучением структур занимались Ролан Барт (1915-1980), Мишель Фуко (1926-1984), Клод Леви-Строс (род.1908).
Возникло такое направление в философии — структурализм.

Ролан Барт

Клод Леви-Строс

Слайд 65

Структура – совокупность отношений между элементами некоторого целого, которые сохраняют свою устойчивость

Структура – совокупность отношений между элементами некоторого целого, которые сохраняют свою устойчивость
при различных внешних и внутренних изменениях.
Структура — это комплекс законов, определяющих и устанавливающих предметную сферу и связи с объектами, выстраивающих их эволюцию. Структурализм предложил применить структурный анализ к социокультурным проблемам, и к проблемам метафизическим.

Слайд 66

Структурализм — аналитический и объективный метод описывающий не просто элементы некого целого

Структурализм — аналитический и объективный метод описывающий не просто элементы некого целого
сами по себе, но в контексте их взаимосвязи с целым, со структурой.
Он используется рядом наук и позволяет воспринимать человека как практику, а не как объект или понятие, как некую целостность — или структуру, с ее внутренним смыслом.

Слайд 67

Общими для структурализма можно назвать следующие теоретико-методологические положения:
1) представление о культуре как

Общими для структурализма можно назвать следующие теоретико-методологические положения: 1) представление о культуре
совокупности знаковых систем и культурных текстов, и о культурном творчестве как символотворчестве, языкотворчестве; представление о наличии универсальных инвариантных психических структур, скрытых от сознания, но определяющих механизм реакции человека на весь комплекс воздействий внешней среды (как природной, так и культурной);

Слайд 68

2) представление о культурной динамике как следствии постоянного изменения принципов и форм

2) представление о культурной динамике как следствии постоянного изменения принципов и форм
представлений человека об окружающем мире, и, как следствие, постоянное изменение принципов комбинаций этих представлений;
3) представление о возможности выявления и научного познания этих структур путем сравнительного структурного анализа знаковых систем культурных текстов.

Слайд 69

Мишель Фуко

Задача структурализма состояла в широком применении структурных методов (выработанных первоначально в

Мишель Фуко Задача структурализма состояла в широком применении структурных методов (выработанных первоначально
лингвистике) в исследовании самых различных продуктов человеческой деятельности с целью выявления логики порождения, строения и функционирования сложных объектов духовной культуры. Наибольшее распространение структурализм (как комплекс научных и философских идей, связанных с применением структурного метода) получил во Франции в 60 70 гг. XX в. Наиболее видные его представители французские ученые К. Леви Строе, М. Фуко, Ж. Лакан, Р. Барт.

Слайд 70

Основная специфика структурализма: все явления, доступные чувственному восприятию - "эпифеномены", т. е.

Основная специфика структурализма: все явления, доступные чувственному восприятию - "эпифеномены", т. е.
внешнее проявление ("манифестация") внутренних, глубинных и поэтому "неявных" устойчивых структур, вскрыть которые они и считали своей задачей, решение этой задачи - придание гуманитарным наукам статуса наук точных. Отсюда его стремление к созданию строго выверенного, точно обозначенного и формализованного понятийного аппарата, широкое использование лингвистических категорий, тяга к формальной логике и математическим формулам, объяснительным схемам и таблицам.

Слайд 71

Структура выступает не просто в виде устойчивого "скелета" объекта, а как совокупность

Структура выступает не просто в виде устойчивого "скелета" объекта, а как совокупность
правил, следуя которым можно из одного объекта получить второй, третий и т. д. При этом обнаружение единых структурных закономерностей объектов достигается не за счет отбрасывания отличий этих объектов, а путем анализа взаимопревращений различий в качестве вариантов единого абстрактного инварианта. Из этого общего инварианта структуралисты и стремились вывести логические структуры - языковые, речевые, культурные.

Слайд 72

Основными процедурами структурного метода являются следующие:

1. выделение первичного множества объектов (например, текстов),

Основными процедурами структурного метода являются следующие: 1. выделение первичного множества объектов (например,
в которых можно предполагать наличие одинаковой или сходной структур;
2. расчленение объектов (текстов) на элементарные части (сегменты), в которых типичные повторяющиеся отношения связывают разнородные элементы;
3. раскрытие отношений преобразования между сегментами, их систематизация и построение абстрактной структуры путем синтезирования или математического и формально логического моделирования;
4. выведение из структуры всех возможных теоретических следствий (конкретных вариантов) и проверка их на практике.

Слайд 73

С помощью структурного анализа были изучены структуры сознания, психики, мышления, языка, а

С помощью структурного анализа были изучены структуры сознания, психики, мышления, языка, а
также струк туры человеческих действий. Такому же объяснению подвергалась человеческая культура, история, современное общество.

Слайд 74

Структурализм — крайне неоднородное направление в гуманитарных науках, делающее своим предметом устойчивые

Структурализм — крайне неоднородное направление в гуманитарных науках, делающее своим предметом устойчивые
структуры различных систем (языка, искусства, литературы и др.)

Его можно рассматривать как неорационализм (возрождение на новом уровне).
Общее для структурализма:
1. обращение внимания на устойчивые структуры, которые возможно описать.
2. Одна из центральных проблем — проблема языка (рассмотрение всего разнообразия культурных феноменов сквозь призму языка как формообразующего принципа).

Слайд 75

Этапы:

1) Родоначальник структурализма – Ф. де Соссюр (1857-1913): рассматривал язык как упорядоченную

Этапы: 1) Родоначальник структурализма – Ф. де Соссюр (1857-1913): рассматривал язык как
систему знаков, которая может выражать что бы то ни было только во взаимосвязи с другими элементами системы.
Различал:
- язык как знаковую систему
- речь как реализацию (интерпретацию) этой системы, как последовательность "правильно построенных высказываний".

Слайд 76

Выделил 2 подхода к языку: синхрония (изучает статику языка), диахрония (изуч. эволюцию

Выделил 2 подхода к языку: синхрония (изучает статику языка), диахрония (изуч. эволюцию
языка).
Также выделил:
1) синтагматику (науку о последовательности букв/звуков) — англ. и японск. типы построения предложений (англ — в начале стоит существительное, японск. — наоборот).
2) парадигматику (науку о классах смысловых категорий) – о глаголах, существит. и т.д.

Слайд 77

Отсюда – структурная лингвистика (занималась сначала изучением языка как системы) 20-е гг.

Отсюда – структурная лингвистика (занималась сначала изучением языка как системы) 20-е гг.
20 века:
1. протест против психологизма (неважно, в каком психологическом состоянии говорит субъект),
стремление отвлечься от динамики языка («синхрония важнее диахронии»),

Слайд 78

3. стремление отвлечься от географических, социальных и др. условий его функционирования («внутренние

3. стремление отвлечься от географических, социальных и др. условий его функционирования («внутренние
элементы языка важнее внешних»)
4. в 60-е гг. — (уже не Соссюр) — экспансия методов структурной лингвистики в другие области.

Слайд 79

2) 50-60гг.: философское осмысление структурной лингвистики, включение ее в культурный и социальный

2) 50-60гг.: философское осмысление структурной лингвистики, включение ее в культурный и социальный
контекст, экспансия методов структурной лингвистики на др.области исследования.
Итак, новый компонент, появившийся, как способ мышления, и как нечто, что можно положить в структуру — вещь. Вещь, как главный элемент структуры. Мыслить вещами, как фактами, как самыми главными элементами структуры, предложил французский философ Клод Леви-Строс (1908—1960).

Слайд 80

Свою концепцию Леви-Строс излагает в работе «Структурная антропология». Ученый говорит о двух

Свою концепцию Леви-Строс излагает в работе «Структурная антропология». Ученый говорит о двух
структурах:
1. структура человеческого разума,
2. структура окружающей физической реальности.
«Структурная антропология» - (синтез языка, психоанализа и культуры). Автор выводит два базисных допущения:
- о существовании "другого плана" действительности, лежащего в основании наблюдаемой реальности,
- о структурном сходстве феноменов культуры и явлений языка. (Концепция «универсальной структуры», базирующаяся на понимании бессознательного как формальной матрицы для организации всех уровней соц. жизни).

Слайд 81

Жак Лакан (1901-1981)
Структурный психоанализ. Говорил о его связи с геологией (исследование пластов

Жак Лакан (1901-1981) Структурный психоанализ. Говорил о его связи с геологией (исследование
бессознательного) и оптикой (зеркало). Считал, что главное — слово. Всё надо проговаривать, тогда открываем путь к бессознательному.

Слайд 82

2. Реальное, воображаемое, символическое как три уровня психики.
- реальное (сфера биологических потребностей)

2. Реальное, воображаемое, символическое как три уровня психики. - реальное (сфера биологических
= Оно ,
- воображаемое = Я,
- символическое (связано с культурой) = сверх-Я.
Причем «символическое первично по отношению к реальному и воображаемому, вытекающим из него», определяет структуру мышления. Все человеческие желания вписываются в уже существующий символический порядок, главной формой которого является язык. Любая культура всегда символична (артефакт значит больше, чем слово).

 Борромеев узел: Символического(S), 
Реального(R) и Воображаемого(I).

Слайд 83

2. Реальное, воображаемое, символическое как три уровня психики.
- реальное (сфера биологических потребностей)

2. Реальное, воображаемое, символическое как три уровня психики. - реальное (сфера биологических
= Оно ,
- воображаемое = Я,
символическое (связано с культурой) = сверх-Я.
Причем «символическое первично по отношению к реальному и воображаемому, вытекающим из него», определяет структуру мышления. Все человеческие желания вписываются в уже существующий символический порядок, главной формой которого является язык. Любая культура всегда символична (артефакт значит больше, чем слово).

Слайд 84

Ролан Барт(1915-1980)

1. Структурализм как деятельность. «Целью любой структуралистской деятельности… является воссоздание «объекта»

Ролан Барт(1915-1980) 1. Структурализм как деятельность. «Целью любой структуралистской деятельности… является воссоздание
таким образом, чтобы в подобной реконструкции обнаружились правила функционирования («функции») этого объекта». Для этого человек берет действительность, расчленяет ее, а затем воссоединяет расчлененное . Но «смонтированная» действительность никогда не совпадает с той, что подвергалась членению – всегда другая, несет на себе отпечаток человека. «Объектом структурализма является не человек-носитель бесконечного множества смыслов, а человек-производитель смыслов».

Слайд 85

2. Метаязык. Нет жесткой грани между языком-объектом исследования и языком, с помощью

2. Метаязык. Нет жесткой грани между языком-объектом исследования и языком, с помощью
которого это научное исследование осуществляется (метаязыком). Метаязык гуманитарных наук сливается с языком-объектом. Для гуманитарных наук надо двигаться «от науки к литературе». Взаимосвязь научного, позитивистского подхода и герменевтики.

Слайд 86

3. Произведение/текст как явное сознание/ неявное сознание. Произведение – явное сознание, лицевая

3. Произведение/текст как явное сознание/ неявное сознание. Произведение – явное сознание, лицевая
сторона «покрывала», рисунок на котором создается «изнанкой» – культурными, идеологическими стереотипами (неявным сознанием). С научными текстами – таким же образом.

Слайд 87

Если текст сам себя производит, то наррация основывается на чем-то внешнем, она

Если текст сам себя производит, то наррация основывается на чем-то внешнем, она
стремится к отражению. Поэтому она «правдива». Для науки наррация – в фактуальном базисе.

4.«Наррация» = повествование, рассказ, подоснова всех литературных жанров.

Слайд 88

Мишель Фуко (1926-1984)

Фуко развивает установки структурного анализа на материале истории знания.

Мишель Фуко (1926-1984) Фуко развивает установки структурного анализа на материале истории знания.
Он анализирует синхронные срезы культурной «почвы», пространственные очертания позитивных «полей» в отвлечении от динамики развития познания, исследует специфику познавательных установок как различного рода означающих механизмов, преобладающих в тот или иной культурный период.

Слайд 89

Анализ познавательных практик позволяет вычленить основные категориальные элементы его построений, а именно:

Анализ познавательных практик позволяет вычленить основные категориальные элементы его построений, а именно:
структуру, языки, бессознательное.
- Структура «объективнее» истории, ибо история - это «мифология прометеевских обществ», а ее претензии на особый уникальный контакт с реальностью беспочвенны, ибо она не опирается на «действительные» факты, а отбирает их сообразно той или иной схеме и доступна осмыслению лишь в той мере, в какой умопостигаемы ее синхронные срезы.

Слайд 90

- Предпочтение языка субъекту - следствие той же установки на объективность познания,

- Предпочтение языка субъекту - следствие той же установки на объективность познания,
ибо структуры языка трактуются как пример объективных структур, отвлеченных от сознания и переживаний говорящего, от специфики конкретных речевых актов.
- Бессознательное - это также необходимое условие объективного познания : бессознательное есть то, что, находясь вне сознания, дает доступ к сознанию, не приводя к порочному кругу определений сознания через сознание.
Концепция предполагает, что человеческий субъект либо вообще выносится за рамки рассмотрения в сознании, либо трактуется как нечто зависимое, производное от функционирования объективных структур.