Слайд 2«Жизнь»» как ценность
Общие проблемы вмешательства в репродукцию человека.
Правовой статус эмбриона.
Этические
проблемы искусственного прерывания беременности
Этические проблемы искусственного оплодотворения и суррогатного материнства
Слайд 3Юридический статус плодоизгнания
В Древней Греции и Древнем Риме плодоизгнание не считалось преступлением.
Начиная со II века н. э. христианство распространяет заповедь «не убий» и на находящийся во чреве матери зародыш.
Такой подход становится типичным для европейского законодательства Средних веков и Нового времени. В 1649 г . смертная казнь за плодоизгнание была введена в России.
Подлинная революция в законодательстве относительно абортов происходит в России после 1917 года. 18 ноября 1920 года вступает в силу Постановление Наркомздрава и Наркомюста, которое полностью легализует искусственный аборт.
Слайд 4Динамика юридических санкций
от смертной казни до полной легализации (не только в России,
но и в Европе) ставит вопрос о причинах таких кардинальных перемен, происходящих в течение последних ста лет.
Ответ на этот вопрос предполагает выход на уровень социально-политических процессов.
Слайд 5Современные биоэтические проблемы, связанные с вмешательством в репродукцию человека, могут быть условно
объединены в шесть групп:
проблемы аборта;
проблемы пренатальной диагностики;
проблемы искусственного оплодотворения;
проблемы суррогатного материнства;
проблемы экспериментов над эмбрионами
проблемы фетальной терапии.
Слайд 6
Вопрос о правовом статусе эмбриона
Позиции:
гуманитарная (этико-философска), которая включает в себя несколько подходов
естественно-научная.
Слайд 7Гуманитарная позиция
В настоящее время существует несколько подходов к решению этой проблемы:
Теологический (зародыш
с момента зачатия здесь наделяется уникальной бессмертной душой, а его духовная ценность не только не меньше, чем у взрослого человека, но даже и более высока, поскольку он безгрешен)
Социологический (что человек, как личность, формируется лишь под воздействием общества, а следовательно до появления на свет и интеграции в эти отношения человеческий зародыш не может считаться полноценным человеком и не имеет его прав.
Антропологический (оплодотворенная яйцеклетка является концентрированным носителем всех базовых свойств человека, это выражает конкретный феномен целостности человека как его сущности)
Психоаналитический (пренатальный опыт имеет существенное значение для человека, влияет на его характер, жизненные установки, страхи, вкусы и преимущества)
Морально- интенциональный (признает уникальность формы отношений между будущими родителями и эмбрионом, основанной на его восприятии как одушевленного объекта, который вызывает специфические эмоции, эмбрион наделен всеми моральными правами, которыми владеет человек)
Градуалистический (утверждает идею постепенного одушевления эмбриона и приобретения им человеческих свойств поэтапно, в ходе эмбрионального развития, семимесячный плод имеет большую духовную ценностью, чем семинедельный эмбрион)
Слайд 8Естественно-научная позиция
Вопрос о человеческом статусе эмбриона решается путем определения момента эмбрионального развития,
в котором эмбрион приобретает главные физические свойства человека.
С этой точки зрения главным этическим заданием является поиск той фазы эмбрионального развития, после наступления которой обезличенный зародыш превращается в одушевленного или такого, который имеет базовые признаки человеческого индивида.
До настоящего времени было предложено несколько критериев, которые фиксируют начало биологической жизни человека:
формирование дыхательной системы,
формирование сердечно-сосудистой системы,
начало функционирования мозга,
образование первичной полоски,
вживление бластоцисты
момент слияния гамет (возникновение уникального генетического материала (генома) уже является критерием определения человека, индивидуальность человека, его биологический и гуманитарный потенциал закладывается именно в момент оплодотворения, и дальше эмбрион имеет все базовые человеческие права)
Слайд 9Подходы к этической оценке аборта
консервативный,
либеральный
умеренный.