Слайд 2Религии нередко процветали в те времена, когда исчезали надежды, когда все остальные
![Религии нередко процветали в те времена, когда исчезали надежды, когда все остальные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/310057/slide-1.jpg)
типы социальных связей рушились, как раз это и происходит сейчас во многих частях планеты. Прежние социальные связи разрушаются, и люди перестают понимать, во что они верят, к какой общности принадлежат, кто их друзья, а кто – враги.
Слайд 3«Людям необходимы сообщества,
в которых они могли бы найти духовный приют и
![«Людям необходимы сообщества, в которых они могли бы найти духовный приют и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/310057/slide-2.jpg)
ощущение физической безопасности.
В результате мы сталкиваемся со странной ситуацией:
чем больше в мире социальных расколов и размежеваний,
тем сильнее в нем роль религий»
Д. Белл, В. Иноземцев
«Эпоха разобщенности»
Слайд 4Религия служила и служит очень важным инструментом самоопределения человека, формирования того, что
![Религия служила и служит очень важным инструментом самоопределения человека, формирования того, что нередко называют идентичностью.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/310057/slide-3.jpg)
нередко называют идентичностью.
Слайд 5Религия сегодня является мощным политическим ресурсом…
![Религия сегодня является мощным политическим ресурсом…](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/310057/slide-4.jpg)
Слайд 6Проект Института общественного проектирования и ВЦИОМ
«Мировоззрение и идеология современной российской элиты»,
![Проект Института общественного проектирования и ВЦИОМ «Мировоззрение и идеология современной российской элиты», 2010 г.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/310057/slide-5.jpg)
2010 г.
Слайд 7Юг России и Большой Кавказ –
трансграничные пространства
со сложными геополитическими процессами
![Юг России и Большой Кавказ – трансграничные пространства со сложными геополитическими процессами](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/310057/slide-6.jpg)
Слайд 8Факторы, влияющие на ситуацию на Юге России:
распад СССР и последовавший за этим
![Факторы, влияющие на ситуацию на Юге России: распад СССР и последовавший за](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/310057/slide-7.jpg)
глубокий системный кризис;
передел собственности, особенно в курортно-рекреационных зонах;
маргинализация населения;
отсутствие «общей» истории;
распространение сепаратистских настроений;
рост преступности;
низкий уровень эффективности региональных бюрократических систем;
моральная деградация общества, деформация правосознания, правовой нигилизм;
…
Слайд 9Напряжения и конфликты в:
Республике Адыгея;
Республике Дагестан;
Кабардино-Балкарской Республике;
Карачаево-Черкесской Республике;
Краснодарском крае;
Ставропольском крае.
![Напряжения и конфликты в: Республике Адыгея; Республике Дагестан; Кабардино-Балкарской Республике; Карачаево-Черкесской Республике; Краснодарском крае; Ставропольском крае.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/310057/slide-8.jpg)
Слайд 11Межконфессиональные отношения в республике бесконфликтны. В основном население исповедует православие (РПЦ) и
![Межконфессиональные отношения в республике бесконфликтны. В основном население исповедует православие (РПЦ) и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/310057/slide-10.jpg)
ислам. Православные церкви и мечети имеются в большинстве населенных пунктов. Лидеры традиционных конфессий входят в различные общественные советы и выступают в СМИ. По оценкам местных экспертов, активно верующими можно назвать примерно 10-15% населения.
Слайд 13В республике современный националистический (этнический) экстремизм тесно смыкается с конфессиональным экстремизмом. Для
![В республике современный националистический (этнический) экстремизм тесно смыкается с конфессиональным экстремизмом. Для](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/310057/slide-12.jpg)
привлечения на свою сторону сторонников этнические экстремисты широко используют религиозно-экстремистские идеи, нередко пытаются подменить национализм религией или синтезировать эти два понятия. Не случайно в последние годы наблюдается стойкая тенденция соединения религии и политики, которая по мнению многих экспертов, способствует развитию конфликтности в собственно межконфессиональных и межэтнических отношениях в регионе.
Слайд 15Современная ситуация в регионе далека от идеальной. Республика не кажется тихим уголком
![Современная ситуация в регионе далека от идеальной. Республика не кажется тихим уголком](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/310057/slide-14.jpg)
Кавказа. Имеется много нерешенных проблем, в т.ч. и тлеющие конфликты, значительная часть которых лежит в плоскости межгрупповых/межэтнических противоречий. Не стоит сбрасывать со счетов и религиозный фактор, который до сих пор значим в республике, обладающей значительным религиозно-экстремистским подпольем в виде сетевых джамаатов. Все эти проблемы усугубляются экономическими трудностями.
Слайд 17В республике имеет место этноконфессиональная напряженность. Так, 18 мая 2009 г. на
![В республике имеет место этноконфессиональная напряженность. Так, 18 мая 2009 г. на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/310057/slide-16.jpg)
заседании президиума регионального общественного движения «Русь» был рассмотрен вопрос об инциденте, произошедшем в Доме правительства на встрече представителей Общественного совета КЧР с группой членов Общественной палаты РФ. Тогда первый заместитель председателя правительства И.И. Алиев назвал предложения архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана по возобновлению богослужения в древних христианских храмах КЧР провокацией и «плохими играми», задевающими национальные интересы народов КЧР.
Слайд 19При внешнем благополучии в сфере конфессионального взаимодействия отношение молодых людей к различным
![При внешнем благополучии в сфере конфессионального взаимодействия отношение молодых людей к различным](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/310057/slide-18.jpg)
религиозным группам нельзя назвать однозначно уважительным. Скорее, можно говорить о некоем балансе между религиозной корректностью и ее отсутствием.
Однако самостоятельной проблемы религиозного экстремизма в крае нет.
Слайд 21По мнению многих экспертов, в настоящий момент в регионе формируются устойчивые этноконфессиональные
![По мнению многих экспертов, в настоящий момент в регионе формируются устойчивые этноконфессиональные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/310057/slide-20.jpg)
идентичности, которые приобретают политическую окраску. В частности, можно говорить о повышении конфликтогенной готовности молодежи и ее стремлении к объединению на основе сугубо этноконфессионального начала. Популярны ксенофобные настроения и среди русского населения.
Слайд 22Выводы:
необходимо развивать гражданский сектор Юга России;
вести активную просветительскую деятельность;
повышать уровень образованности населения
![Выводы: необходимо развивать гражданский сектор Юга России; вести активную просветительскую деятельность; повышать](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/310057/slide-21.jpg)
региона;
снижать уровень безработицы;
создавать качественные каналы трансляции важных и нужных смыслов (новые медиа);
формировать атмосферу добрососедства, используя межкультурную дипломатию;
формировать общегражданскую идентичность.