Слайд 2«Этнопедагогика чувашского народа» - величественная энциклопедия духовной жизни чувашского народа», - отмечал
Педер Хузангай, народный поэт Чувашии (1967).
«Не думаю и не надеюсь, что после тебя у чувашей появится еще один педагог, равный И. Я. Яковлеву по силе влияния на народ» (Яков Ухсай, народный поэт Чувашии, 1971).
«Г. Н. Волков является достойным продолжателем дела великого чувашского педагога Ивана Яковлевича Яковлева. Этнопедагогика - весьма серьезный вклад в советскую педагогическую науку, значение которого, безусловно, выходит за пределы нашего Отечества» (академик Д. О. Лордкипанидзе, 1975, г. Тбилиси).
Слайд 3 «Почетным гражданином Республики Калмыкия стал Геннадий Никандрович Волков - за огромный
вклад в развитие этнопедагогики народов России, за многолетний труд по воспитанию подрастающего поколения на идеях гуманизма и толерантности» (Президент Республики Калмыкия К. Н. Илюмжинов, 2002).
«Геннадий Никандрович Волков - яркая личность России, сын чувашского народа... Своим мировоззрением, своей уникальной этнопедагогикой оказал огромное влияние на просвещение, воспитание якутов, переориентировав образование в республике на народность, демократизацию, гуманизм, на всесторонний национальный расцвет, тем самым коренным образом изменил сознание народа» (М. Е. Николаев, Президент Республики Саха Якутия)
Слайд 4Система воспитания чувашского народа:
Воспитание и развитие традиционного трудолюбия
Здоровье детей. Развитие их физических
сил и волевых качеств
Духовное обогащение личности. Умственное воспитание
Проблема формирования высокой нравственности
Народные традиции эстетического воспитания
Идеал гармонии и совершенства человеческой личности
Детская среда
Народный воспитатель-наставник
Слайд 5Воспитание и развитие традиционного трудолюбия
Детям внушалось, что труд – источник человеческого существования,
опора жизни, основа счастья. «Вут хутмасăр çăкăр пиçмест, ĕçлесе пиçмесĕр çурт-йĕр пулмасть» - «Не истопив печь, хлеба не испечешь». С малых лет дети слышали поговорки и пословицы о роли труда. Глубокий смысл в пословице, много веков назад ставшей девизом жизни чувашского крестьянина: «Ĕç – пурнăç тыткăчи» - «Труд – основа жизни».
Слайд 6Здоровье детей. Развитие их физических сил и волевых качеств
Сохранение здоровья и трудоспособности
до самой смерти считалось большим счастьем. «Пуян пуян мар, сывлăх пуянлăх» - «Богатство – не богатство, здоровье – богатство».
Слайд 7Духовное обогащение личности. Умственное воспитание
Трудящиеся призывали детей и молодежь к овладению знаниями,
особенным образом воспевая ум и раскрывая значение ума в жизни. «Чи хакли – ăс-пуç» - «Самое драгоценное- умная голова», «Ăслă çын – чаплă çын» - «Умный человек – славный человек».
Слайд 8Проблема формирования высокой нравственности
В нравственных идеалах чувашей на первом месте – любовь,
забота, ребенок, любовь к родине, доброта, честность и целомудрие. «Аçу-аннÿн çаранне нихçан та ан ман» - «Родительские нивы и луга никогда не забывай».
Слайд 9Народные традиции эстетического воспитания
К эффективнейшим средствам эстетического воспитания следует отнести устное народное
творчество, песни и пляски, красоту быта, одежды, труда, игр и досуга, особое место принадлежит национальному орнаменту.
Слайд 10Идеал гармонии и совершенства человеческой личности
Народ постоянно помнил о целях воспитания: и
в пожеланиях новорожденному, и в имянаречении, и в колыбельных песнях, потешках, частушках и т.п. «Çын пул!» - «Будь человеком!» являлось призывом к самовоспитанию.
Слайд 11Детская среда
Народная педагогика прилагала большие усилия к тому, чтобы у детей было
много радости и веселья: «Çамрăк чухне выльăр, кулăр, ÿкĕнмелле ан пултăр!» - «Пока молоды, играйте. Веселитесь, смейтесь, чтобы потом не раскаиваться!». Но в играх не только веселье и радость, они имеют важное значение в физическом, художественном и нравственном воспитании.
Слайд 12Народный воспитатель-наставник
В народе постоянно отмечалась общая ответственность родителей в воспитании детей, о
матери и отце часто говорилось вместе. Об их роли в формировании детей много говорится в сказках, поговорках, пословицах, поется в песнях. Так же значима дружная семья для рода. Без родных, родственников – нет народа, есть только население. Поэтому надо беречь не только семью и род. Семья и близкие родные – вечны, без них человек – одинокий волк в лесу.
Слайд 13Меня поражает гуманность, человечность педагогики чувашского народа, высокая культура духовной жизни народа.
Я не знаю близко жизни чувашского народа, но теперь в моем представлении он – творец самого прекрасного культа – культа ребенка. Мне кажется, чувашский народ, как редко кто из других народов, обладает даром мудрой любви к детям.
(В.А.Сухомлинский. 1967г.)