Европа в эпоху возрождения и реформации

Содержание

Слайд 2

В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ НАЧАЛСЯ ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ

В конце XIV–XVII вв. начался

В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ НАЧАЛСЯ ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ В конце XIV–XVII вв. начался
процесс перехода от аграрной экономики с преобладанием натурального хозяйства к более высокому укладу хозяйственной жизни — промышленной экономике с развитыми товарно-денежными отношениями и соответствующей сменой социальной, политической и духовной сфер общественных отношений.

Слайд 3

ДЛЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ ХАРАКТЕРНЫ НОВАЦИИ В МЫШЛЕНИЯИ И ЦЕННОСТНЫХ

ДЛЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ ХАРАКТЕРНЫ НОВАЦИИ В МЫШЛЕНИЯИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРАХ
ОРИЕНТИРАХ

Появление раннего средневекового
производства в городах Италии,
зарождение буржуазии

Новые представления о мире,
предприимчивость и энергия людей
нового времени

Потребность общества в
образованных людях,
появление интеллигенции

ПРЕДПОСЫЛКИ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ
КУЛЬТУРЫ
ВОЗРОЖДЕНИЯ

Слайд 4

Истоки
культуры
Возрождения

Интерес к
античной
культуре,
изучение
ее
наследия

Использование
лучших
достижений
средневекового
искусства
Источником
новой
культуры
стало
народное
творчество

Истоки культуры Возрождения Интерес к античной культуре, изучение ее наследия Использование лучших

Слайд 5

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ –
обожествление человека-творца
как существа, подобного богу

РЕАЛИЗМ –
правдивое,

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – обожествление человека-творца как существа, подобного богу РЕАЛИЗМ
жизненное
отражение действительности
в произведениях искусства

ЭМПИРИЗМ –
теория познания, основанная
на постижении мира
на базе опыта, а не веры в
сверхъестественные силы

АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ И
АНТИФЕОДАЛИЗМ –
критика католицизма и
феодальной общественной
системы

ГУМАНИЗМ –
направление общественной жизни, для которого
характерна защита достоинства и свободы человека,
идея всестороннего развития личности человека

Слайд 6

ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ГУМАНИЗМ (от латинского слова «homo» — «человек»)

ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ ГУМАНИЗМ (от латинского слова «homo» —
— квинтэссенция ренессансной мысли и ее философия. В центре мирового устройства появилась личность человека.
На первый план вышла человеческая индивидуальность, которая мыслится физически, телесно, объемно и трехмерно.
1-е проявление индивидуальности — самопознание человека;
2-е проявление индивидуальности — неделимость и отдельность от общества;
обновление образа человека: молодая личность, которая находит счастье и живет в ладу с окружающей средой и собой;
любовь как священное обновляющее чувство, дарующее мудрость человеку.
ИДЕИ АТРОПОЦЕНТРИЗМА :
отвергал идею предопределенности судьбы человека;
реабилитировал природное начало человека;
труд ставится выше религиозного деяния.

Рафаэль Санти «Три грации»

Слайд 7

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ – («РЕНЕССАНС») —
период исторического времени конца XIV – начала

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ – («РЕНЕССАНС») — период исторического времени конца XIV – начала
XVII вв., в рамках которого произошел величайший прогрессивный переворот в истории человечества в сфере науки, образования и искусства, а также рождение нового человека, имеющего иное представление о мире.
Эта эпоха породила титанов по силе мысли, страсти, характеру, многосторонности и учености.
Понятие утвердил историк искусства Д. Вазари в работе «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев.

Слайд 8

КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ
В РАЗВИТИИ НАУКИ

Новые методы
научного
исследования

Научные открытия-
фундамент
естествознания

МЕДИЦИНА
Возникновение
теории о природе и
методах лечения

КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В РАЗВИТИИ НАУКИ Новые методы научного исследования Научные открытия- фундамент

(Д. Фракостро);
2. Определены способы
распространения
инфекции;
3. Создание научной
анатомии.

МАТЕМАТИКА
Создание основ
алгебры;
2. Формирование
логарифметических
таблиц (с 1614 г.);
3. Развитие
тригонометрии (Рене
Декарт).


АСТРОНОМИЯ
Гелиоцентрическая
система (Н. Коперник);
2.Идея безмерности
и бесконечности
мира (Д. Бруно);
3. Концепция
множественности
небесных тел –
Галактик (Г. Галилео).

Слайд 9

ФИЛОСОФСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ Новые открытия поставили под сомнение выводы теологии относительно картины мира.

ФИЛОСОФСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ Новые открытия поставили под сомнение выводы теологии относительно картины мира.

Философ Р. Бэкон считал, что наука должна дать человеку власть над природой.
Ученый выдвинул тезис: «Знание – сила!».
Эпохе Возрождения принадлежит неологизм «Утопия» (греч. «то, что нигде не существует»).
Автор идеи Томас Мор в начале XVI в. предложил программу идеального государства, населенного идеальными гуманистическими личностями.

Портрет Р. Бэкона

Томас Мор

Слайд 10

РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Библейское представление о мире отражает геоцентрическую систему («Гео» - Земля)
Библия

РАЗВИТИЕ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Библейское представление о мире отражает геоцентрическую систему («Гео» -
указывает, что мир сотворен по Слову Божьему:
вначале Бог создал Землю в виде полушария, которую расположил на 3-х китах, стоящих на черепахе. Вокруг Земли на невидимой сфере разместились Солнце и звезды.

Слайд 11

НА ПРОТЯЖЕНИИ АНТИЧНОГО ВРЕМЕНИ И В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ГОСПОДСТВОВАЛА ПТОЛЕМЕЕВСКАЯ КАРТИНА

НА ПРОТЯЖЕНИИ АНТИЧНОГО ВРЕМЕНИ И В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ГОСПОДСТВОВАЛА ПТОЛЕМЕЕВСКАЯ КАРТИНА
МИРА

Клавдий Птолемей (около 90–160 гг.) считал, что центром мира является Земля, а вокруг нее по видимым «идеальным кривым» движутся Луна и 5 небесных тел

Земля
Сфера неподвижных звезд

Солнце

Луна

Марс

Венера

Сатурн

Юпитер

Слайд 12

Концепция гелиоцентрической картины мира (Гелиос - солнце)

Солнце

Земля

Луна

Солнце

Солнце

Солнце

Солнце

Солнце

Концепция гелиоцентрической картины мира (Гелиос - солнце) Солнце Земля Луна Солнце Солнце Солнце Солнце Солнце

Слайд 13

ИСКУССТВО ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ИТАЛИИ

ТВОРЧЕСТВО ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519 ГГ.)
Натура этого представителя

ИСКУССТВО ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ИТАЛИИ ТВОРЧЕСТВО ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519 ГГ.) Натура этого
эпохи являет яркий пример «универсального человека» — идеал итальянского Ренессанса. Самые блистательные и многосторонне одаренные из его современников не мог с ним сравниться.
ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ЕГО ИНТЕРЕСОВ КАЖЕТСЯ НЕВЕРОЯТНЫМ:
живописец,
архитектор,
писатель,
музыкант,
теоретик искусства,
военный инженер (парашют, винт для
летательного аппарата),
математик,
анатом (анатомические атласы);
физиолог;
ботаник.
Жизненное кредо: «Счастье приходит к тому,
кто много трудится…»

Слайд 14

Мадонна Бенуа, 1478 г.

Мадонна Дрейфус, 1470-1475 гг.


Иоанн Креститель,  1515-1516

Мадонна Бенуа, 1478 г. Мадонна Дрейфус, 1470-1475 гг. Иоанн Креститель, 1515-1516 гг.
гг.

Мадонна Литта, 1480 г.

Мадонна с веретеном, 1501 г.

Мадонна в гроте

Слайд 15

Мона Лиза (Джоконда), 1503 г. 

Благовещение, 1497 г.

Дама с горностаем, 1490

Мона Лиза (Джоконда), 1503 г. Благовещение, 1497 г. Дама с горностаем, 1490
г.

Святая Анна с Марией и младенцем
Христом, 1510. 

Слайд 16

Стена трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие, 1495-1498 гг.

Творческим шедевром

Стена трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие, 1495-1498 гг. Творческим шедевром
художника является фреска «Тайная вечеря»

Слайд 17

ТВОРЧЕСТВО РАФАЭЛЯ САНТИ (1483-1520 ГГ.)

ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА –
личность, сочетающая телесную красоту с

ТВОРЧЕСТВО РАФАЭЛЯ САНТИ (1483-1520 ГГ.) ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА – личность, сочетающая телесную красоту
высокой духовностью
живописец (создатель дивных Мадонн);
монументалист;
портретист;
мастер декора, архитектор.

Алтарь семейства

Мадонна ди Фолинио 

Мадонна

Слайд 18

Творчество Рафаэля широко представляет библейские сюжеты

Адам и Ева

Диспута

Обручение Марии

Преображение Христово

Творчество Рафаэля широко представляет библейские сюжеты Адам и Ева Диспута Обручение Марии Преображение Христово

Слайд 19

ПОРТРЕТЫ КИСТИ РАФАЭЛЯ

Портрет молодой женщины.
Форнарина – возлюбленная
Рафаэля

Портрет молодого человека

Портрет кардинала

ПОРТРЕТЫ КИСТИ РАФАЭЛЯ Портрет молодой женщины. Форнарина – возлюбленная Рафаэля Портрет молодого человека Портрет кардинала

Слайд 20

ТВОРЧЕСТВО МИКЕЛАНДЖЕЛО БУАНАРОТТИ (1475-1564 гг.)

Жизненное кредо:
«Не родился еще человек, который как

ТВОРЧЕСТВО МИКЕЛАНДЖЕЛО БУАНАРОТТИ (1475-1564 гг.) Жизненное кредо: «Не родился еще человек, который
я, был бы так склонен любить людей»
живописец;
скульптор;
поэт;
военный инженер;
как архитектор создал новый стиль, для которого характерны:
-горизонтальные линии,
-пропорциональность частей здания,
-возврат к купольным формам,
-использование архитектурных деталей античности – фронтонов, портиков, колонн.

Сотворение Адама (1508-1512 гг.)

Фреска «История творения. Грехопадение и Изгнание из рая.  
1508-1512 гг.

Слайд 21

Фрески Сикстинской капеллы

Фреску «Страшный суд» 1539 г. Микеланджело писал в 87

Фрески Сикстинской капеллы Фреску «Страшный суд» 1539 г. Микеланджело писал в 87 лет
лет

Слайд 22

СКУЛЬПТУРЫ МИКЕЛАНДЖЕЛО

СКУЛЬПТУРЫ МИКЕЛАНДЖЕЛО

Слайд 23

ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

ИСКУССТВО
ВОЗРОЖДЕНИЯ ИТАЛИИ

ИСКУССТВО СТРАН
ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

влияние

Нидерланды:
развитие

ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ ИТАЛИИ ИСКУССТВО СТРАН ЗАПАДНОЙ

буржуазных
отношений.
Заказчики:
богатые
горожане-
буржуа
Германия:
Крестьянская
война
(1524-1525 гг.)
и
Реформация

Испания:
завершение
Реконкисты.
Заказчики:
король,
придворная
знать,
католическая
церковь

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

Слайд 24

ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

ХАРАКТЕРНЫЕ
ЧЕРТЫ
ЖИВОПИСИ:

Высокое мастерство
рисунка

Появление новых
жанров: портрет, пейзаж,
натюрморт, тематические

ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЖИВОПИСИ: Высокое мастерство рисунка

картины

Разработка техники
светотени

Правдивое отображение
жизни, реализм образов

Проникновение
в духовный мир
человека

Слайд 25

ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКОВ НИДЕРЛАНДОВ ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС (1577-1640 гг.) – портретист и пейзажист

Объединение

ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКОВ НИДЕРЛАНДОВ ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС (1577-1640 гг.) – портретист и пейзажист
Земли и Воды 1618 г.

Четыре философа
1611-1612 гг.

Возвращение блудного сына 1669 г.

Слайд 26

РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН (1606-1669 гг.)

Портретист (написал более 100 автопортретов),
Картины на библейские

РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН (1606-1669 гг.) Портретист (написал более 100 автопортретов), Картины
и мифологические сюжеты

Ночной дозор 1642 г.

Автопортрет 1642 г.

Святое семейство с ангелами" 1645 г.

Слайд 27

ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКОВ ГЕРМАНИИ

Альбрехт Дюрер (1471-1528 гг.)
инженер,
архитектор,
живописец (пейзаж, натюрморт, портрет,
библейские сюжеты, гравюра),
поэт,
знаток

ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКОВ ГЕРМАНИИ Альбрехт Дюрер (1471-1528 гг.) инженер, архитектор, живописец (пейзаж, натюрморт,
древних языков.

Портрет Альбрехта Дюрера

Слайд 28

ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКОВ ИСПАНИИ «Живописец правды» Диего де Сильва Веласкес (1599-1660 гг.)
Жанры живописи:

ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКОВ ИСПАНИИ «Живописец правды» Диего де Сильва Веласкес (1599-1660 гг.) Жанры
портрет, мифологические и библейские сюжеты, пейзаж, натюрморт

Слайд 29

РЕФОРМАЦИЯ – общественно-политическое и религиозное движение XVI-XVII ст. за реформирование христианского учения

РЕФОРМАЦИЯ – общественно-политическое и религиозное движение XVI-XVII ст. за реформирование христианского учения
и переустройство католической церкви. Значительно распространилась в странах Северной и Центральной Европы (Германия, Нидерланды, Англия). В результате образовалась особая конфессия — протестантизм

ЛИДЕРЫ РЕФОРМАЦИИ

Слайд 30

ПРИЧИНЫ
РЕФОРМАЦИИ

ПРИЧИНЫ
РЕФОРМАЦИИ

ЦЕЛИ
УЧАСТНИКОВ РЕФОРМАЦИИ

Недовольство вызывало
засилье догм католической церкви
в духовной жизни общества

Католическая

ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ ЦЕЛИ УЧАСТНИКОВ РЕФОРМАЦИИ Недовольство вызывало засилье догм католической
церковь, как крупный
феодал, являлась опорой феодального
строя. Этот фактор объективно
препятствовал развитию капитализма

Духовная власть Папы Римского
и Ватикана мешала созданию
национальных государств в
Европе

Богатые горожане:
«дешевая церковь», переход
к новым социальным отношениям

Часть князей и рыцарей:
подчинение церкви светской власти,
секуляризация – перевод земельных
владений и богатств из церковной
собственности в светскую
Крестьяне и городские бедняки:
установить «царство божие на земле»
на принципах равенства и
справедливости

Слайд 31

1. Душа человека спасается одной лишь верой.
2. Единственный источник религиозной истины –

1. Душа человека спасается одной лишь верой. 2. Единственный источник религиозной истины
Священное писание.
3. Отвергается пышный культ, таинства, решения церковных соборов и указы римских пап.
4. Между богом и человеком нет посредников.

31 октября 1517 г. профессор теологии города Виттенберг Мартин Лютер повесил на двери церкви «95 тезисов против продажи индульгенций», в которых сформулировал положения нового учения – лютеранства.

Слайд 32

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

Католическая
церковь

Протестантская
церковь

Лютеранская
церковь
в Северной
Германии

Королевская
Реформация
в Англии, Швеции
и Дании
Кальвинистская
церковь в

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ Католическая церковь Протестантская церковь Лютеранская церковь в
Швейцарии
и Нидерландах,
гугеноты во
Франции, пуритане
в Англии

Слайд 33

ВАЖНЕЙШЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАЛЬВИНИЗМА — человек спасается не своими силами, а только благодаря

ВАЖНЕЙШЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАЛЬВИНИЗМА — человек спасается не своими силами, а только благодаря
благодати, данной Богом избранным людям

Слайд 34

Кризис Католической Церкви породил явление, которое сыграло решающую роль в становлении нового

Кризис Католической Церкви породил явление, которое сыграло решающую роль в становлении нового
общества

Реформация, особенно учение «женевского папы» Ж.Кальвина сформировало протестантскую этику и породило новую трудовую этику.
постоянный труд з целью достижения загробного спасения путем накопления богатств, которые необходимо постоянно преумножать;
забота об общем благе, которое достигается трудом, т.к. деньги являются достоянием Бога и используются на Божье дело.
Разница в отношении к богатству католика і кальвиниста:
- католики собирали сокровища, использовали их для личного удовольствия или на благотворительность;
- кальвинисты рассматривали деньги в качестве капитала.
Широкое распространение кальвинизма в Европе (гугеноты во Франции, пуритане в Англии) способствовали росту рыночных отношений и породило принципиально новую форму производства.

Портрет Жана Кальвина
(1509-1564 гг.)

Слайд 35

ВЗГЛЯДЫ ДЕЯТЕЛЕЙ РЕФОРМАЦИИ ОКАЗАЛИСЬ ПРОТИВОПОЛОЖНЫ ВОЗЗРЕНИЯМ ГУМАНИСТОВ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Опирались не на идеи античного

ВЗГЛЯДЫ ДЕЯТЕЛЕЙ РЕФОРМАЦИИ ОКАЗАЛИСЬ ПРОТИВОПОЛОЖНЫ ВОЗЗРЕНИЯМ ГУМАНИСТОВ ВОЗРОЖДЕНИЯ Опирались не на идеи
наследия, а труды ранних отцов церкви - патристов, рассматривали природу человека как изначально порочную и греховную;
Человек не обладает свободой воли, бессилен перед лицом Бога, поэтому не может собственными усилиями достичь счастья;
Важным требованием к образу жизни человека являлась аскеза;
Вера ставилась выше знания!

Слайд 36

КАТОЛИЧЕСКАЯ КОНТРРЕФОРМАЦИЯ – БОРЬБА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ВО ГЛАВЕ С ПАПОЙ РИМСКИЙ ПРОТИВ

КАТОЛИЧЕСКАЯ КОНТРРЕФОРМАЦИЯ – БОРЬБА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ВО ГЛАВЕ С ПАПОЙ РИМСКИЙ ПРОТИВ
РЕФОРМАЦИИ

Создание ордена иезуитов (1540 г.). Первый пожизненный генерал ордена – Игнатий Лойола предложил принцип: «Для достижения цели все средства хороши»

Деятельность
инквизиционного
Трибунала, широкое применение аутодафе

Издание индексов – списков запрещенных для чтения католиков книг

Массовый избиения протестантов
(Варфоломее-вская ночь во Франции
1572 г.)

Имя файла: Европа-в-эпоху-возрождения-и-реформации-.pptx
Количество просмотров: 966
Количество скачиваний: 25