Факторы становления самосознания в Московской Руси

Содержание

Слайд 2

Вместе с закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный период в развитии русской

Вместе с закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный период в развитии русской
культуры, и с середины XIII в. в ее истории начался процесс становления и развития великорусской народности и ее духовных характеристик. Это был период формирования централизованного государства, его внутренней консолидации и укрепления международных позиций. В результате сложного и противоречивого взаимодействия этнического, исторического, политического и культурного факторов сложился новый этнокультурный комплекс, центром которого стали Северо-Восточная Русь и Москва. Естественным образом сложилась новая этнокультурная общность — великороссы, т.е. новая народность со специфическими чертами духовности и менталитета. После монгольского нашествия политика правящих кругов Руси была направлена на сохранение русской православной самобытности перед лицом внешних угроз и культурных экспансий. Это не привело к полной изоляции страны, она продолжала испытывать влияние как Востока, так и Запада, сохраняя при этом духовные связи с православными народами. В таких условиях произошло становление собственно русского культурного архетипа, получившего название Московской Руси.

Слайд 3

Теория
«Москва – третий Рим»

Теория «Москва – третий Рим»

Слайд 4

Рим

Константинополь

Москва
На рубеже XV – XVI в. В России появляется политическая теория "Москва

Рим Константинополь Москва На рубеже XV – XVI в. В России появляется
— третий Рим",
обосновывавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра.

Слайд 5

Она была изложена в посланиях Филофея Псковского. Суть теории сводится к тому,

Она была изложена в посланиях Филофея Псковского. Суть теории сводится к тому,
что после падения Рима и Константинополя истинная вера сохранилась только в Московской державе, поэтому отныне и до «скончания мира» Москва - третий Рим.

Согласно этой теории Русь является исторической наследницей и приемницей исторической миссии первого и второго Рима, а русский народ избран Богом.
Теория Филофея «Москва – третий Рим» определяла духовное и историческое предназначение России в контексте всей мировой истории. Эти идеи Филофея дают доступное объяснение возвышения Москвы, а также предрекают ей мессианскую роль в будущем.

Слайд 6

Необходимо отметить, что идеи Филофея объединили в себе элементы весьма распространенной в

Необходимо отметить, что идеи Филофея объединили в себе элементы весьма распространенной в
христианских странах так называемой теории «Длящегося Рима», согласно которой история Римской империи будет продолжаться вечно. Стремление заявить и подчеркнуть свою идентичность с Римской державой прослеживается в общественно-политической мысли разных стран восточной и западной Европы.
Теория Филофея «Москва – третий Рим» несет в себе две основные идеи: 1) миссионерскую (автор призывает Московского государя обратить в христианство все языческие народы в его царстве) 2) церковную (князь должен принять на себя управление церковными делами).

Слайд 7

Таким образом, в теории «Москва – третий Рим» выражена великодержавная идея русского

Таким образом, в теории «Москва – третий Рим» выражена великодержавная идея русского
народа, а также идея богоизбранности русского народа. Идеология «Москва – третий Рим» оказала существенное влияние на последующее развитие государственных форм самодержавия в России.

Слайд 8

Произведения
общественно-политической
публицистики в Московской Руси

Произведения общественно-политической публицистики в Московской Руси

Слайд 9

Темами публицистических посланий, отражающими общественное развитие, стали вопросы о власти царя и

Темами публицистических посланий, отражающими общественное развитие, стали вопросы о власти царя и
вообще об устройстве Русского государства. Ведущим направлением общественно-политической мысли XIV- XV вв., отразившейся в летописях и других литературных произведениях, была выраженная в религиозной форме идея общерусского единства и сильной княжеской власти в союзе с церковью. Это была феодальная идеология по своему классово-политическому содержанию, выражавшая прогрессивное в то время движение к созданию единой феодальной монархии. С наибольшей силой эта идеология развивалась в произведениях московской общественно-политической мысли.

Слайд 10

В конце 40 - начале 50-х годов XVI в. пишет свои челобитные

В конце 40 - начале 50-х годов XVI в. пишет свои челобитные
Ивану IV И.С.Пересветов (возможно, вымышленная личность). Для изложения своих взглядов Пересветов пользуется своеобразным литературным приемом. Он рисует несуществовавшего идеального монарха - Махмет-Салтана турецкого, который, сосредоточив в своих руках всю власть, сумел установить в своем государстве справедливые отношения и твердый правопорядок.

Слайд 11

В своей политике Махмет-Салтан опирался на «воинников». За усердную службу он хорошо

В своей политике Махмет-Салтан опирался на «воинников». За усердную службу он хорошо
оплачивал своих воинов из казны, в которую стекались все доходы его царства. Турецкому султану Пересветов противопоставляет византийского «царя» Константина, который «вельможам своим волю дал». Они же отстранили его от власти и злоупотреблениями довели страну до гибели. Поэтому образцом для Пересветова выступал сильный правитель, но не самовластец, ибо кроме прав у него были и обязанности перед «воинниками», которыми он и был «силен и славен». Пересветов, следовательно, обращал внимание на дворянство как государственную опору, а боярство обвинял в трусости и недостатке служебного рвения.

Слайд 12

Яростный спор по этим же проблемам мы наблюдаем в знаменитой переписке (1564-1577)

Яростный спор по этим же проблемам мы наблюдаем в знаменитой переписке (1564-1577)
Ивана Грозного с князем Андреем Курбским - одним из его сторонников в 50-е годы. Бежав с началом опричнины за рубеж, Курбский прислал царю послание, обвиняя его в тирании и жестокости. Грозный ответил. Вся переписка составляет два послания царя и три князя, которым был написан также памфлет «История о великом князе Московском». Таким образом, Курбский выступал за монархию, но ограниченную. Царь Иван же истинной монархией считал только монархию с неограниченной властью. Это он и доказывал - в данном случае с пером в руках. Аргументами служат прежде всего факты из прежней истории, согласно которым «самодержавство» существует в Русской земле «божиим соизволением».

Слайд 13

Борьба с церковью нашла свое выражение в таком публицистическом сочинении, как «Беседа

Борьба с церковью нашла свое выражение в таком публицистическом сочинении, как «Беседа
Валаамских старцев» (сер. XVI в.). Автор - сторонник сильной церковной власти - выступает против попыток духовенства вмешиваться в государственное управление и против монастырей, захватывающих черные крестьянские земли. Главное его требование - полное уничтожение монастырского землевладения.

Слайд 14

Большая часть грандиозных рукописных историко-литературных трудов связана с деятельностью митрополита Макария. Им

Большая часть грандиозных рукописных историко-литературных трудов связана с деятельностью митрополита Макария. Им
и его сотрудниками к 1554 г. были созданы «Великие Четьи Минеи» - 12-томное собрание всех книг, «чтомых» на Руси: житий и поучений, византийских законов и памятников церковного права, повестей и сказаний. Произведения были распределены по тем дням, в которые их рекомендовалось читать

Слайд 15

Другим крупным сочинением стала «Книга степенная царского родословия». Степенная книга располагает повествование

Другим крупным сочинением стала «Книга степенная царского родословия». Степенная книга располагает повествование
по «степеням». Каждой степени соответствует правление князя (от Владимира до Ивана IV) и митрополита. Этим подчеркивалась идея единства царской и церковной власти.

Слайд 16

В середине XVI в. летописцами был подготовлен новый летописный свод, получивший название

В середине XVI в. летописцами был подготовлен новый летописный свод, получивший название
Никоновской летописи (так как один из списков принадлежал в XVII в. патриарху Никону). Никоновская летопись вобрала в себя весь предшествующий летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов XVI в. Замечательной чертой этого свода является наличие в нем некоторых данных, относящихся в основном к древнему периоду русской истории, которые не встречаются в других летописях. Авторы Никоновской летописи сделали также попытку не простого изложения материала, а объяснения тех или иных событий.

Слайд 17

В 70-х годах XVI в. было закончено составление иллюстрированной всемирной истории -

В 70-х годах XVI в. было закончено составление иллюстрированной всемирной истории -
Лицевого летописного свода. Он представлял собой 12 фолиантов, из которых до нас дошли 10. В лицевом своде всемирная история излагается как смена великих царств - Древнееврейского, Вавилонского, Персидского, Александра Македонского, Римского, Византийского. Закономерным итогом этого процесса представляется образование Русского государства.

Слайд 18

Летописи XVI в. представлены также и локальными сочинениями. Например, «Летописец начала царства»

Летописи XVI в. представлены также и локальными сочинениями. Например, «Летописец начала царства»
описывает первые годы правления Ивана Грозного. В 60-х годах составляется «История о Казанском царстве», которая доказывала историческую справедливость завоевания Казанского ханства. К концу XVI в. относится и одна из редакций «Сказания о начале Москвы»

Слайд 19

К литературе бытового жанра относится такое оригинальное произведение, как «Домострой», автором которого,

К литературе бытового жанра относится такое оригинальное произведение, как «Домострой», автором которого,
вероятно, был протопоп Сильвестр. «Домострой» означает «домоводство», поэтому в нем можно найти самые различные советы и наставления: как воспитывать детей и обращаться с женой, хранить запасы и просушивать белье, когда покупать товары на рынке и как принимать гостей. Наставления, вместе с тем, освящаются авторитетом бога и священного писания.
Имя файла: Факторы-становления-самосознания-в-Московской-Руси.pptx
Количество просмотров: 272
Количество скачиваний: 1