Федоскинская лаковая миниатюра

Содержание

Слайд 2

Производство изделий из папье-маше возникло в 1795 году, когда купец П. И.

Производство изделий из папье-маше возникло в 1795 году, когда купец П. И.
Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (в настоящее время входит в состав Федоскина) козырёчное производство. Коробов побывал на фабрике Штобвассера, в Брауншвейге, перенял там технологию изделий из папье-маше и завёл на своей фабрике изготовление табакерок, украшенных наклеенными на крышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком. Во второй четверти XIX века табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере.

Федоскинская миниатюра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Слайд 3

Расцвет производства приходится на вторую половину XIX века, когда фабрикой владел А.

Расцвет производства приходится на вторую половину XIX века, когда фабрикой владел А.
П. Лукутин. Изделия этого времени называют «лукутинскими». Мастера работали на фабрике по найму, многие из них были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в Строгановском училище. Известны имена некоторых из них — С. И. Бородкин, А. А. Шаврин, А. В. Тихомиров, Д. А. Крылов и др.

Слайд 4

Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки»,

Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки»,
«чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.

Слайд 9

Неизвестный мастер. Табакерка «Две девочки с собачкой». Фабрика П. и А. Лукутиных.

Неизвестный мастер. Табакерка «Две девочки с собачкой». Фабрика П. и А. Лукутиных.
Середина XIX века

В 1828г. за высокое качество продукции П.В. Лукутин получает право клеймения своей продукции. В 1831 г. на художественно-промышленной выставке в Москве за представленные изделия П.В. Лукутин был награжден золотой медалью на Анненской ленте, а в 1839г. на выставке в Петербурге- золотой медалью на Владимирской ленте.
В последней четверти 19 в., в связи с широким распространением художественной фотографии, жанр миниатюры приходит в упадок.
В 1904г., лукутинская фабрика была закрыта, мастера распущены по домам.

Слайд 10

В мае 1910 года десять мастеров учредили «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров

В мае 1910 года десять мастеров учредили «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров
фабрики Лукутиных». Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея.

В 1912 году в артели работало 14 мастеров и девять учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований изделий, которые по своему качеству не уступали знаменитым лукутинским. Уже в 1913 году изделия артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве.

Слайд 11

В первые послереволюционные годы артель пережила большие сложности, обусловленные не только

В первые послереволюционные годы артель пережила большие сложности, обусловленные не только резким
резким падением спроса на свою продукцию, но и негативным отношением новых властей, облагавших мастеров непосильным налогом и даже предпринимавших неоднократные попытки закрыть мастерские. Перелом в отношении к федоскинской миниатюре наступил после 1923 года, когда эти изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве.

Слайд 12

В 1930—1950-х годах художники Федоскина преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи. Для

В 1930—1950-х годах художники Федоскина преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи. Для
расширения ассортимента изделий и обогащения творческого начала в деятельности артели в 1945 году при ней была создана экспериментальная мастерская, научное и творческое руководство которой осуществлял НИИ художественной промышленности

Слайд 13

В 1960-х годах артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи.

В 1960-х годах артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи.

Слайд 14

Корпус шкатулки выполняется из папье-маше, в основе которого - чистый древесный картон.

Корпус шкатулки выполняется из папье-маше, в основе которого - чистый древесный картон.
Изделие пропитывается горячим льняным маслом, затем высушивается в печи при большой температуре. Шкатулку грунтуют и шлифуют до получения абсолютно гладкой поверхности. Покрывают несколько раз чёрным, а внутри - красным лаком. В общей сложности весь процесс занимает от 4 до 6 месяцев!!!

Слайд 15

Особенности
Масляная лаковая миниатюра традиционно выполняется в три живописных слоя. Перед тем

Особенности Масляная лаковая миниатюра традиционно выполняется в три живописных слоя. Перед тем
как приступить к живописи художник готовит коробочку, покрывая её грунтом (бронзовым или алюминиевым порошком). После того как на грунт нанесён рисунок, он приступает к живописи. Каждый живописный слой хорошо просушивается и покрывается лаком. Готовая коробочка с живописью и оформлением лакируется несколькими слоями лака, а затем полируется на специальном полировочном станке или вручную. Это последний этап, после чего лаковое изделие приобретает законченный вид.
Имя файла: Федоскинская-лаковая-миниатюра.pptx
Количество просмотров: 317
Количество скачиваний: 7