философия древней индии

Содержание

Слайд 2

Возникновение философии в Древней Индии относится примерно к середине I тысячелетия до

Возникновение философии в Древней Индии относится примерно к середине I тысячелетия до
н. э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства.

Слайд 3

Во главе каждого такого государства стоял раджа, власть которого опиралась на власть

Во главе каждого такого государства стоял раджа, власть которого опиралась на власть
землевладельческой аристократии и родовой жреческой знати (брахманы). Сильны были пережитки патриархальных отношений между господствующими классами и угнетенными.

Слайд 4

Этапы

В философии Индии выделяют три основных этапа: 1) ведийский период 2) классический,

Этапы В философии Индии выделяют три основных этапа: 1) ведийский период 2)
или брахмано-буддийский 3) период послеклассический, или индуистский

Слайд 5

● Ведийский период (1500—500 до н. э.)

Ведийская цивилизация  послужила основой для индуизма и других

● Ведийский период (1500—500 до н. э.) Ведийская цивилизация послужила основой для
культурных аспектов раннего индийского общества.

Слайд 6

● Брахмано-буддийский период (500 до н. э. — 1000 н. э.)

В течение

● Брахмано-буддийский период (500 до н. э. — 1000 н. э.) В
этого периода проявляется интерес к этическим проблемам. Агностики,  материалисты и  фаталисты выступают против брахманов и реформистов. Наряду с брахманизмом выступают теперь атеистическая локаята и вероучения. Развиваются школы философии под названием даршаны..

Слайд 7

● Индуистский период (с 1000г.)

Буддизм в Индии угасает, джайнизм теряет свое значение.

● Индуистский период (с 1000г.) Буддизм в Индии угасает, джайнизм теряет свое
Веданта и ньяя-вайшешика ещё продолжают развиваться; характерно прежде всего возникновение реалистических вишнуитской и шиваитской систем, которые в схоластической форме пытались доказать, что Брахман брахманистских сутр и есть Бог Вишну, или Шива.

Слайд 8

Веды

Древнейший памятник индийской литературы — Веды. Они делятся на 4 группы

Веды Древнейший памятник индийской литературы — Веды. Они делятся на 4 группы
◊ Самхиты ◊ Брахманы ◊ Араньяки ◊ Упанишады

Слайд 9

Самхиты

Самхиты - собрания гимнов, молитв, заклинаний, благословений, жертвенных формул

Самхиты Самхиты - собрания гимнов, молитв, заклинаний, благословений, жертвенных формул

Слайд 10

Брахманы

 Брахманы - социальная группа, существующая во всех штатах Индии. Аналог европейского духовенства.

Брахманы Брахманы - социальная группа, существующая во всех штатах Индии. Аналог европейского духовенства.

Слайд 11

Араньяки

Араньяки - Священные писания индуизма, относятся к категории богооткровенных писаний шрути и являются частью Вед

Араньяки Араньяки - Священные писания индуизма, относятся к категории богооткровенных писаний шрути и являются частью Вед

Слайд 12

Упанишады

Упанишады - являются частью Вед и относятся к священным писаниям индуизмакатегории шрути. В них в

Упанишады Упанишады - являются частью Вед и относятся к священным писаниям индуизмакатегории
основном обсуждается философия, медитация и природа Бога

Слайд 13

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и
деление их на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие авторитета Вед)

Ортодоксальные школы:

Веданта

Миманса

Санкхья

Неортодоксанальные школы

Джайнизм

Буддизм

Чарваки

Слайд 14

Неортодоксальные школы. Учение Локаята (Чарвака)

Школы – Локаяты – считают что мировая религия

Неортодоксальные школы. Учение Локаята (Чарвака) Школы – Локаяты – считают что мировая
не нужна, существует только то что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия)

Слайд 15

Неортодоксальные школы. Буддизм

 Буддизм. Четыре благородных истины Будды:  1) Жизнь исполнена страданий; 2) Существует причина

Неортодоксальные школы. Буддизм Буддизм. Четыре благородных истины Будды: 1) Жизнь исполнена страданий;
возникновения страданий 3) Имеется возможность прекращения страданий 4) Существует путь, идя по которому можно избавиться от страданий.

Слайд 16

Неортодоксальные школы. Буддизм

Цель познания — освобождение человека от страданий. В основе этики

Неортодоксальные школы. Буддизм Цель познания — освобождение человека от страданий. В основе
буддизма лежит убеждение в том, что избавление от страданий достижимо не в загробной, а в настоящей жизни. Такое прекращение страданий называется у буддистов нирваной. Буквальное значение этого слова «угашенный». Под нирваной буддисты понимают состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира, а также от мира мыслей.

Слайд 17

Неортодоксальные школы. Джайнизм

Джайнизм («победитель») — религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в

Неортодоксальные школы. Джайнизм Джайнизм («победитель») — религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно
VI веке до н. э. Основатель - Вардхамана или Джина Махавира. Насчитывает примерно 8 млн приверженцев, из которых 4 млн в Индии.

 Цель философии джайнизма — «святость», особый образ поведения, при помощи которого достигается указанное освобождение. Источником мудрости в джайнизме считается не бог, а особые святые, достигшие силы и счастья на основе совершенного знания и посредством поведения, вытекающего из этого знания.Джайнизм как этическое учение опирается на особое учение о бытии. Согласно этому учению, существует множество вещей, наделенных реальностью и обладающих, с одной стороны, постоянными, или субстанциальными, с другой — случайными, или преходящими свойствами.

Слайд 18

Неортодоксальные школы. Джайнизм

Объекты почитания -24 пророка .Последний - 24-й пророк (Тиртханкара).Джайнизм ,

Неортодоксальные школы. Джайнизм Объекты почитания -24 пророка .Последний - 24-й пророк (Тиртханкара).Джайнизм
как и буддизм ,отверг догмат о непогрешимости вед (древнейших сборников религиозных текстов , придающих авторитет жрецам) .Основополагающим моментом доктрины джайнизма является положение о том , что причинение вреда живым существам является величайшим грехом , а строгий аскетизм и отказ от бренной собственности – величайшей добродетелью.
Основополагающим моментом доктрины джайнизма является положение о том , что причинение вреда живым существам является величайшим грехом , а строгий аскетизм и отказ от бренной собственности – величайшей добродетелью.

Одеты джайны в белые тоги .Мужчины с непокрытой головой , женщины в белых платках . У каждого на шее белый шарф. Джайны постоянно закрывают им рот и снимают лишь во время молитвы или еды.

Слайд 19

Джайны

одна из самых “приятных” и “спокойных” Индийских религий

Джайны одна из самых “приятных” и “спокойных” Индийских религий

Слайд 20

Джайнизм

В основе джайнистского учения лежат 4 принципа: Ахисма – ненасилие и непротивление

Джайнизм В основе джайнистского учения лежат 4 принципа: Ахисма – ненасилие и
злу насилием , Сатья – правдивость мысли и речи, Астейя – запрет воровства (“не укради”) и Апариграха (аскетизм) – отвращение от мирской суеты. Джайнисты соблюдают строжайший запрет на употребление в пищу мяса. Они никогда не прикасаются к мясу или к телу убитого животного, не участвуют в делах или действиях , могущих повлечь за собой насилие или убийство какой-либо жизни (будь это человек, животное, насекомое или микроб).

Слайд 21

Вывод

Весь ход экономического, политического и культурного развития древней Индии определялся существованием сложившегося

Вывод Весь ход экономического, политического и культурного развития древней Индии определялся существованием
на развалинах первобытно-родового строя классового общества с его кастовым строем. Несмотря на заявление авторов о взаимной «терпимости» школ индийской философии, из книги можно получить представление о борьбе материализма с идеализмом, о преследованиях господствующей религией древнеиндийских материалистов-чарваков, о борьбе между последователями раннего буддизма и брахманистами и т. д. Считая современную индийскую философию наиболее всеобъемлющей, охватывающей все направления западной и восточной теоретической мысли, авторы иногда подменяют терминологию индийской философии понятиями, употребляемыми современными западными идеалистическими школами, проводят неудачные параллели между западными и индийскими системами философии, дают оценки индийским школам с позиций некоторых современных реакционных философов (так, например, школу ньяи они называют «системой логического реализма»).
Имя файла: философия-древней-индии.pptx
Количество просмотров: 472
Количество скачиваний: 8