Понятие истины

Содержание

Слайд 2

В лучах сознания истина предстает в собственной и живой форме знания. Извечна

В лучах сознания истина предстает в собственной и живой форме знания. Извечна
гармония истины и красоты. В глубокой древности египетские мудрецы в знак непогрешимости и мудрости носили золотую цепь с драгоценным камнем, называвшуюся истиной.

Слайд 3

- величайшая социальная и личная ценность. Она укоренена в жизни общества, играя

- величайшая социальная и личная ценность. Она укоренена в жизни общества, играя
в нем важную социальную и нравственно-психологическую роль. Ценность истины всегда неизмеримо велика, а время ее только увеличивает. Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.

Слайд 4

Таким образом

Истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная

Таким образом Истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность
реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания. Не только совпадение знания с предметом, но и предмета с познанием. Истина предметна, ее нужно не только постичь, но и осуществить. Нужно создать предметный мир, соответствующий нашим понятиям о нем, нашим моральным, эстетическим, социально-политическим, экономическим потребностям и идеалам. Такое понимание истины открывает более тонкие и адекватные ее связи с Красотой и Добром, превращая их единство во внутреннее дифференцированное тождество.

Слайд 5

Понятие истины

Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно

Понятие истины Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем.
находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни".
От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, - зависит зачастую и жизненная позиция человека, понимания им своего назначения.

Слайд 6

Имеются разные определения истины:

Имеются разные определения истины:

Слайд 7

Современная трактовка истины, которую, разделяют большинство философов, включает в себя следующие моменты:

·

Современная трактовка истины, которую, разделяют большинство философов, включает в себя следующие моменты:
Во-первых, понятие "действительность" трактуется как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся.

Слайд 8

 Во-вторых, в "действительность" входит также и субъективная действительность, познается, отражается в истине

Во-вторых, в "действительность" входит также и субъективная действительность, познается, отражается в истине также и духовная реальность.
также и духовная реальность.

Слайд 9

В-третьих, познание, его результат - истина, а также сам объект понимаются как

В-третьих, познание, его результат - истина, а также сам объект понимаются как
неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т.е. достоверное знание сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике.

Слайд 10

В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование;

В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс.
истина есть процесс.

Слайд 11

Эти моменты отграничивают диалектическо-реалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма.
Одно

Эти моменты отграничивают диалектическо-реалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма.
из определений объективной истины таково: истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания.

Слайд 15

Критика конвенционализма, релятивизма и догматизма в понимании истины.

Существуют две крайние позиции в

Критика конвенционализма, релятивизма и догматизма в понимании истины. Существуют две крайние позиции
понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм — изменчивой стороны каждой истины.

Слайд 16

(абсолютное в объективной истине) - это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое

(абсолютное в объективной истине) - это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое
в границах конкретного этапа развития науки не уточняется и не дополняется, это идеал, который не может быть достигнут, хотя познание и приближается к нему,это элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.

Абсолютная истина

Слайд 17

а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов, что не тождественно

а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов, что не тождественно
абсолютному знанию всего содержания данных фактов);
б) окончательное знание определенных аспектов действительности;
в) то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;
г) полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире и о сложноорганизованных системах.

Такая истина есть:

Слайд 18

В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина - это

В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина - это
полное, исчерпывающее знание о предмете (сложноорганизованной материальной системе или мире в целом); относительная же истина - это неполное знание о том же самом предмете.

Слайд 19

Поиск надежного критерия идет в философии издавна. Рационалисты - Декарт и Спиноза

Поиск надежного критерия идет в философии издавна. Рационалисты - Декарт и Спиноза
- считали таким критерием ясность и отчетливость мыслимого. Вообще говоря, ясность годится как критерий истины в простых случаях, но критерий этот субъективен, а потому и ненадежен - ясным может представляться и заблуждение, особенно потому, что это мое заблуждение.

Слайд 20

Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым,

Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым,
не возбуждая сомнений. Пример такой истины — «квадрат имеет четыре стороны». Подобного рода истины — результат «естественного света разума». Как свет обнаруживает и себя самого, и окружающую тьму, так и истина есть мерило и себя самой, и заблуждения. Сократ первый увидел в отвлеченности и ясности наших суждений основной признак их истинности. Декарт утверждал, что все вещи, познаваемые нами ясно и отчетливо, и на самом деле таковы, как мы их познаем. Выдвинутый Декартом критерий истины, который он полагал в ясности и очевидности знания, во многом содействовал отчетливости мышления. Однако этот критерий не гарантирует надежности.

Слайд 21

заключение

Подводя итог, можно сказать, что проблемы, касающиеся истины, ее критериев, интересовали людей

заключение Подводя итог, можно сказать, что проблемы, касающиеся истины, ее критериев, интересовали
с глубокой древности Практика, как широчайшая система человеческой деятельности оправдывает существование познания и помогает правильно понять все его нюансы, справиться с его сложностью и противоречивостью. Именно практика становится последним аргументом в длинной цепи разнообразных возражений против скептицизма и агностицизма, которые, несомненно, внесли свой живой вклад в постижение природы познавательной 
Имя файла: Понятие-истины.pptx
Количество просмотров: 273
Количество скачиваний: 0