Философия всеединства

Содержание

Слайд 2

В. С. Соловьёв (1853-1900)

Философские начала цельного знания (1877)
Чтения о Богочеловечестве (1877-1881)
Россия и Вселенская церковь

В. С. Соловьёв (1853-1900) Философские начала цельного знания (1877) Чтения о Богочеловечестве
(1889)
Оправдание добра (1895)
Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории (1899-1900)

Основные сочинения

Слайд 3

В. С. Соловьёв Философия всеединства

Софиология
Вечная женственность
Теория цельного знания
Недостаточность чувственного восприятия
Недостаточность

В. С. Соловьёв Философия всеединства Софиология Вечная женственность Теория цельного знания Недостаточность
рассудочного мышления
Вера как необходимая предпосылка познания
Онтология всеединства
Понятие всеединства
Понятие абсолютного
Диалектика абсолютного и относительного
Структура всеединства (дедукция категорий органической логики) (часть 2)
Софиология (часть 2)

Слайд 4

Софиология Вечная Женственность

Заранее над смертью торжествуя И цепь времён любовью одолев, Подруга вечная, тебя

Софиология Вечная Женственность Заранее над смертью торжествуя И цепь времён любовью одолев,
не назову я, Но ты почуешь трепетный напев…
Не веруя обманчивому миру, Под грубою корою вещества Я осязал нетленную порфиру И узнавал сиянье Божества…

ТРИ СВИДАНИЯ (Москва – Лондон – Египет. 1862–75–76)

Слайд 5

Софиология Вечная Женственность

Алтарь открыт… Но где священник, дьякон? И где толпа молящихся людей? Страстей поток,

Софиология Вечная Женственность Алтарь открыт… Но где священник, дьякон? И где толпа
– бесследно вдруг иссяк он. Лазурь кругом, лазурь в душе моей.
Пронизана лазурью золотистой, В руке держа цветок нездешних стран. Стояла ты с улыбкою лучистой, Кивнула мне и скрылася в туман.

Москва 1862

Слайд 6

Софиология Вечная Женственность

И вот однажды – к осени то было – Я ей

Софиология Вечная Женственность И вот однажды – к осени то было –
сказал: «О Божества рассвет! Ты здесь, я чую, – что же не явила Себя глазам моим ты с детских лет?».
И только я помыслил это слово, Вдруг золотой лазурью всё полно, И предо мной она сияет снова – Одно её лицо – оно одно.

Лондон 1875

Слайд 7

Софиология Вечная Женственность

Я ждал меж тем заветного свиданья, И вот однажды, в тихий час

Софиология Вечная Женственность Я ждал меж тем заветного свиданья, И вот однажды,
ночной, Как ветерка прохладное дыханье: «В пустыне я – иди туда за мной». <…>
Смеялась верно ты, как средь пустыни В цилиндре высочайшем и в пальто, За чёрта принятый, в здоровом бедуине Я дрожь испуга вызвал и за то Чуть не убит…

Каир 1876

Слайд 8

Софиология Вечная Женственность

И долго я лежал в дремоте жуткой, И вот повеяло: «Усни,

Софиология Вечная Женственность И долго я лежал в дремоте жуткой, И вот
мой бедный друг!» И я уснул; когда ж проснулся чутко, – Дышали розами земля и неба круг.
И в пурпуре небесного блистанья Очами, полными лазурного огня, Глядела ты, как первое сиянье Всемирного и творческого дня.

Каир 1876

Слайд 9

Софиология Вечная Женственность

Что есть, что было, что грядёт вовеки – Всё обнял тут

Софиология Вечная Женственность Что есть, что было, что грядёт вовеки – Всё
один недвижный взор… Синеют подо мной моря и реки, И дальний лес, и выси снежных гор…
Всё видел я, и всё одно лишь было – Один лишь образ женской красоты… Безмерное в его размер входило, – Передо мной, во мне – одна лишь ты.

Каир 1876

Слайд 10

Софиология Вечная Женственность

О лучезарная! тобой я не обманут: Я всю тебя в пустыне

Софиология Вечная Женственность О лучезарная! тобой я не обманут: Я всю тебя
увидал… В душе моей те розы не завянут, Куда бы ни умчал житейский вал.
Один лишь миг! Видение сокрылось – И солнца шар всходил на небосклон. В пустыне тишина. Душа молилась, И не смолкал в ней благовестный звон.

Каир 1876

Слайд 11

Теория цельного знания Недостаточность чувственного восприятия

В. С. Соловьёв. «Чтения о Богочеловечестве».

… Так как мы можем

Теория цельного знания Недостаточность чувственного восприятия В. С. Соловьёв. «Чтения о Богочеловечестве».
знать об этом мире только по собственным своим ощущениям, по тому, что нами испытывается, так что всё содержание нашего опыта и нашего знания суть наши собственные состояния и ничего более, то всякое утверждение внешнего бытия, соответствующего этим состояниям, является с логической точки зрения лишь более или менее вероятным заключением …

Слайд 12

Теория цельного знания Недостаточность рассудочного мышления

… Хотя закон причинности и наводит нас на признание

Теория цельного знания Недостаточность рассудочного мышления … Хотя закон причинности и наводит
внешнего бытия как причины наших ощущений и представлений, но так как самый этот закон причинности есть форма нашего же разума, то применение этого закона ко внешней реальности может иметь лишь условное значение и, следовательно, не может дать безусловного непоколебимого убеждения в существовании внешней действительности: все доказательства этого существования, сводимые к закону причинности, являются, таким образом, лишь как соображения вероятности, а не как свидетельства достоверности …

В. С. Соловьёв. «Чтения о Богочеловечестве».

Слайд 13

Теория цельного знания Вера как необходимая предпосылка познания

В. С. Соловьёв. «Философские начала цельного знания».

Мы ощущаем

Теория цельного знания Вера как необходимая предпосылка познания В. С. Соловьёв. «Философские
известное действие предмета, мыслим его общие признаки и уверены в его собственном или безусловном существовании. Эта уверенность нисколько не обусловлена ощущениями, получаемыми нами от предмета, и понятием нашим о нём; напротив, объективное значение наших ощущений и понятий прямо обусловлено уверенностью в самостоятельном бытии предмета. <…> Это безусловное существование… составляет очевидно предмет некоторого особого, третьего рода познания, который правильнее может быть назван верой.

Слайд 14

Теория цельного знания Общая схема

Существование внешней действительности утверждается верою.

Содержание внешней действительности даётся опытом.

Теория цельного знания Общая схема Существование внешней действительности утверждается верою. Содержание внешней

Связь отдельных сведений в цельную систему даётся мышлением.

Что есть действительность – мы верим.

Что такое она есть – это мы испытываем и знаем.

Как она устроена и почему – мы понимаем.

Слайд 15

Онтология всеединства Понятие всеединства

… Божественное начало <…>
не есть только единое, но и

Онтология всеединства Понятие всеединства … Божественное начало не есть только единое, но
всё,
не есть только индивидуальное, но и всеобъемлющее существо, не только сущий, но и сущность.

В. С. Соловьёв. «Философские начала цельного знания».

Слайд 16

Онтология всеединства Понятие всеединства

Достойное, идеальное бытие требует одинакового простора для целого и для частей,

Онтология всеединства Понятие всеединства Достойное, идеальное бытие требует одинакового простора для целого
следовательно, это не есть свобода от особенностей, а только от их исключительности. Полнота этой свободы требует, чтобы все частные элементы находили себя друг в друге и в целом, каждое полагало себя в другом и другое в себе, ощущало в своей частности единство целого и в целом свою частность, – одним словом, абсолютная солидарность всего существующего, Бог – всё во всех.

В. С. Соловьёв. «Общий смысл искусства».

Слайд 17

Онтология всеединства Понятие всеединства

Онтология всеединства Понятие всеединства

Слайд 18

Онтология всеединства Понятие всеединства

Всеединство есть категория онтологии, обозначающая принцип внутренней формы совершенного единства множества, согласно которому все

Онтология всеединства Понятие всеединства Всеединство есть категория онтологии, обозначающая принцип внутренней формы
элементы такого множества тождественны между собой и тождественны целому, но в то же время не сливаются в неразличимое и сплошное единство, а образуют особый полифонический строй, «трансрациональное единство раздельности и взаимопроникнутости», как сформулировал С. Л. Франк.

С. С. Хоружий

Слайд 19

Онтология всеединства Понятие всеединства

Онтология всеединства Понятие всеединства

Слайд 20

Онтология всеединства Понятие абсолютного

Абсолютное (лат. absolutus, законченный, завершённый, полный; доведённый до совершенства; независимый, самостоятельный, свободный; неограниченный, безусловный, от

Онтология всеединства Понятие абсолютного Абсолютное (лат. absolutus, законченный, завершённый, полный; доведённый до
absolvo, отделять, освобождать; заканчивать, завершать) – философский термин, характеризующий самодостаточную, вечную, актуально бесконечную духовную реальность, в которой как в своей основе коренится бытие всего сущего.

Слайд 21

Всякое относительное уже по смыслу слова предполагает абсолютное.

Абсолютное первоначало может быть только единым.

Абсолютное определяется отрицательно как свободное

Всякое относительное уже по смыслу слова предполагает абсолютное. Абсолютное первоначало может быть
от всего.

Абсолютное определяется положительно как обладающее всем.

Онтология всеединства Понятие абсолютного

Слайд 22

ничто, поскольку оно не есть что-нибудь;

всё, поскольку оно не может быть лишено чего-нибудь.

Если бы абсолютное утверждало

ничто, поскольку оно не есть что-нибудь; всё, поскольку оно не может быть
себя только как абсолютное, то именно поэтому и не могло бы им быть, ибо тогда неабсолютное было бы вне его как его отрицание или граница.

Для того чтобы быть чем оно есть, абсолютное должно быть противоположным себя самого или единством себя и своего противоположного.

Онтология всеединства Диалектика абсолютного и относительного

Абсолютное есть ничто и всё:

Слайд 23

Онтология всеединства Диалектика абсолютного и относительного

Онтология всеединства Диалектика абсолютного и относительного
Имя файла: Философия-всеединства.pptx
Количество просмотров: 298
Количество скачиваний: 0