Фирменный знак обретает российское гражданство. Малые изобразительные формы рекламы

Содержание

Слайд 2

Фирменный знак обретает российское гражданство

Эволюцию изобразительных средств и демонстративные возможно­сти знаковых обозначений

Фирменный знак обретает российское гражданство Эволюцию изобразительных средств и демонстративные возможно­сти знаковых
мы проходили и в античности, и в средневековье.
Рассмотрим дальнейший процесс выделения собствен­но фабричных марок и фирменных знаков из общей совокупности вла­дельческих и ремесленнических обозначений.

Слайд 3

Фирменный знак обретает российское гражданство

Упорядочение данных тенденций в России происходит начиная с

Фирменный знак обретает российское гражданство Упорядочение данных тенденций в России происходит начиная
послепетровского времени вплоть до окончания XIX века, ненамного отличаясь от аналогичных процессов в западноевропейских странах.
Царским указом 1731 года «Повелено было, чтобы парусных полотен фабриканты клали на каждом куске заводское клеймо, и если явятся без пятна (т. е. клейма. — авт.), такие отбирать безденежно»
.Вскоре указом 1744 года это правило было распространено и на другие товары: «На всех вообще фабричных изделиях обозначать российскими литерами, в каком городе и на какой фабрике оныя сделаны, чтобы оныя от чужестранных товаров были при всяких случаях видимы».
 Эти ука­зы были подтверждены 12 августа 1753 года и 4 февраля 1815 года. В последнем случае требуется образцы клейм препровождать в госу­дарственный Департамент мануфактур для регистрации.

Слайд 4

Фирменный знак обретает российское гражданство

Формируется исходный образ фабричной марки, первоначально имевший преимущественно

Фирменный знак обретает российское гражданство Формируется исходный образ фабричной марки, первоначально имевший
фискальную и различительную функции, еще не преследовавший рекламных целей.
Положение существенно меняется в середине XIX века, не без влияния со стороны аналогичных процессов в Западной Европе.
Иностранные промышленники и коммерсанты, обосновываясь в Рос­сии, культивировали свои фабричные марки, эмблемы которых, по мне­нию многих исследователей, «шагнули в товарные знаки прямо из гер­бов, принося с собой уже сформированную символику»

К сведению: фискальная функция, это функция, с помощью которой происходит изъятие налогов, также создает объективные предпосылки для ведущей роли государства в регулировании экономики.

Слайд 5

Фирменный знак обретает российское гражданство

В России геральдическая традиция сформировалась на несколько столетий

Фирменный знак обретает российское гражданство В России геральдическая традиция сформировалась на несколько
позже, чем в Западной Европе. Ее истоком является деятель­ность Геральдической палаты, созданной в 1722 году.
Купеческое со­словие следовало в создании своих отличительных символов не столько собственно геральдической, сколько исконной народной традиции вла­дельческих и магических знаков: крестов, угольников, монограмм, чем было несложно отмечать первоначальные таможенные клейма.

Слайд 6

Фирменный знак обретает российское гражданство

Положение изменилось после учреждения Патентной службы в Рос­сии

Фирменный знак обретает российское гражданство Положение изменилось после учреждения Патентной службы в
в 1823 году. Теперь требовалось наличие веских отличительных особенностей одного фабричного символа от других. Правда, это непре­менное условие патентного нормирования на практике не всегда соблю­далось.
Наиболее приемлемым в российских условиях оказалось ис­пользование в качестве фирменного знака фамилии предпринимателя в специфическом начертании, того, что в наши дни именуется логоти­пом.
Именно на фамилиях, как мы подчеркивали ранее, основывалось большинство шрифтовых вывесок второй половины XIX века.
Нередко без каких-либо графических изменений логотип повторялся в других си­туациях, требующих фирменной маркировки, и ставился на упаковках, этикетках, бланках, счетах, прейскурантах преуспевающих предприятий.

Слайд 7

Фирменный знак обретает российское гражданство

Фирменный знак обретает российское гражданство

Слайд 8

Фирменный знак обретает российское гражданство

Типичный вариант: торговый знак кондитерской фирмы Лю Форш­трем,

Фирменный знак обретает российское гражданство Типичный вариант: торговый знак кондитерской фирмы Лю
созданной в Москве в 1859 году. В центре небольшого круга — монограмма из латинских букв: L и F, окруженная декоративными вет­вями. В верхней части круга указана фамилия предпринимателя, ниже слова: «кофе, шоколад, какао». В нижней части — под монограммой: «Фирма существует с 1859 года», и далее адрес: «Москва, Тверская № 21».
Этот знак исполнен компактно, изящно, строго, но, отсутствие изобразительного символа снижает товарный знак рекламоспособности.
И это одна из причин того, что о данном кондитерском заведении в начале XX века уже не было слышно. Его оттеснили и затмили своей активной рекламной деятельностью фир­мы «Эйнем и К°», «Абрикосов и сыновья», «Сиу и К°».

Слайд 9

Фирменный знак обретает российское гражданство

Особой изобретательностью на рубеже веков отличались чаетор­говцы, которые

Фирменный знак обретает российское гражданство Особой изобретательностью на рубеже веков отличались чаетор­говцы,
в конкурентной борьбе не жалели фантазии для при­влечения покупателей различными рекламными приманками.
Основ­ной мотив здесь — восточная экзотика.
Товарищество чайной торговли «В. Высоцкий и К°» избрало своим знаком изображение легкой шхуны с восточного типа мореплавателями, на парусе которой крупно отпеча­тана монограмма: «В и К0». Над шхуной парят чайки, волны плещутся вдоль бортов — романтический настрой изображения вполне выдержан.
Нарушает эту тональность надпись под шхуной: «Торговый знак заявлен Правительству».

Слайд 10

Фирменный знак обретает российское гражданство

Подобная надпись встречается на многих фирменных изображениях на

Фирменный знак обретает российское гражданство Подобная надпись встречается на многих фирменных изображениях
рубеже веков — деятельность правительственного Патентного бюро стала более дотошной.
В 1883 году была принята Парижская конвенция об охране промышленной собственности, которая уже законодательно выделила товарные знаки из общего понятия клейм и наделила их пра­вовыми гарантиями. На базе этой конвенции соответствующий закон в России издан в 1896 году. Свидетельства на товарный знак выдавал Департамент торговли и мануфактур Министерства финансов за прилич­ную пошлину.
Охранное свидетельство было действительно от одного года до десяти лет. Далее требовалась перерегистрация. Такое ужесточе­ние порядка вызвало к жизни частные патентные бюро, которые гото­вили документы для представления в Департамент и проверяли право­мерность поступивших заявок и эскизов на неповторимость облика товарного знака.

Слайд 11

Фирменный знак обретает российское гражданство

Существенной составляющей фабричных марок и торговых знаков этого

Фирменный знак обретает российское гражданство Существенной составляющей фабричных марок и торговых знаков
периода явилось обилие медалей и оттисков государственного герба.
Так фиксировались премиальные места, полученные на между­народных и всероссийских выставках товаров и лучше иных реклам­ных придумок свидетельствовавшие о качестве предлагаемой продук­ции.
Подобные свидетельства наград за качество продукции часто (но не всегда) вводились в число элементов «брэнда» и, как правило, были во всем блеске представлены на этикетках и упаковках.

Слайд 12

Фирменный знак обретает российское гражданство

Развитие упаковок различных товаров эволюционирует от преимущественно предохрани­тельных,

Фирменный знак обретает российское гражданство Развитие упаковок различных товаров эволюционирует от преимущественно
жестко утилитарных к обретению разнообразных рекламных и эстетических функций.
И в этой роли упаковка в ряде случаев (но не всегда) может выступать видом фабричной марки или торгового знака.
В России одним из первых подобную миссию в XVIII веке приняли на себя аптекарские коробки. Эта их роль подтверждалась следующими признаками: стандартной величиной применительно к типам препара­тов, обозначением торговой марки или ее прообраза на поверхности и краткой рекламной сентенцией.
Затем рекламную упаковку, снабжен­ную логотипом фирмы, широко использовали производители дорогих кондитерских изделий.

Слайд 13

Фирменный знак обретает российское гражданство

Фирменный знак обретает российское гражданство

Слайд 14

Фирменный знак обретает российское гражданство

Особенно усовершенствовалось производство упаковочной продук­ции в России в

Фирменный знак обретает российское гражданство Особенно усовершенствовалось производство упаковочной продук­ции в России
середине XIX века. Оно внедрилось в производство буты­лочной тары.
В «Положении о стеклянной посуде 1852 года» говорилось: «Заводчик должен в удобном для него месте ставить клеймо, в котором означать свое имя и фамилию, хотя бы начальными буквами, местонахождение завода и год выделки». 
Этот текст цитирует в своей статье «О старой бутылке замолвите слово» исследователь С. И. Чередничен­ко. И продолжает: «Так фирма "Кармеев, Горшанов и К°" ставила клей­мо на стеклянных бутылках в виде букв "К" и "Г", завод "Калинкин", помимо товарного знака в виде земного шара, давал еще и выпуклую ре­льефную надпись "Калинкин". Нередко бутылка несла на себе и релъефное изображение полученных на выставках и ярмарках наград».

Слайд 15

Фирменный знак обретает российское гражданство

Весьма изысканно стали выглядеть емкости для напитков и

Фирменный знак обретает российское гражданство Весьма изысканно стали выглядеть емкости для напитков
парфюмерии, коробки для кондитерских изделий на исходе XIX века. Появля­ются фигурные флаконы в виде, например, бюста генерала Скобелева с пробкой — портретом императрицы Марии Федоровны.
В 80-е годы в России налажено производство металлических коро­бок для упаковки. Их богатые рекламные возможности определило изобретение металлохромии. Этим немедленно воспользовались кондитерские фабрики и чаеторговцы.
В начале XX века в русских столицах насчитывалось около десятка спе­циализированных заведений по производству упаковки.

Слайд 16

Фирменный знак обретает российское гражданство

Металлохромия - цветное тиснение по жести

Фирменный знак обретает российское гражданство Металлохромия - цветное тиснение по жести

Слайд 17

Малые изобразительные формы рекламы

Ведущей рекламной частью обычных упаковок является этикетка или ярлык. Эти малые жанры

Малые изобразительные формы рекламы Ведущей рекламной частью обычных упаковок является этикетка или
коммуникативного творчества — важ­нейший элемент маркетинга.
Специалисты маркетинга дают им такое определение: «Одним из распространенных видов комбинированных то­варных знаков является этикетка... В этикетке сочетаются, как пра­вило, словесные и изобразительные элементы в цветном исполнении».
Этикетки, красочные обертки мыла, фантики для конфет, в лучших своих образцах — художественные миниатюры, очень многое сооб­щающие о деловых качествах производителя, респектабельности тор­гового дома, изобретательности рекламных менеджеров той или иной фирмы.

Слайд 18

Малые изобразительные формы рекламы

Этикетка (в российском употреблении прошлого века это слово гово­рилось

Малые изобразительные формы рекламы Этикетка (в российском употреблении прошлого века это слово
и писалось в мужском роде — «этикет») — самая всепроникающая «вестница» достоинств и недостатков ее производителей и носителей. Можно не прочесть газетной рекламы, отмахнуться от назойливых и на­доевших наружных постеров, но пройти мимо этикетки приобретаемо­го товара массовый покупатель не может. Он ее тщательно рассматри­вает, можно даже сказать — изучает, он ее некоторое время сохраняет (чтобы, если товар не подойдет, иметь право на обмен) и главное, он ее запоминает. Со знаком «плюс» или со знаком «минус».

Слайд 19

Малые изобразительные формы рекламы

Роль этикеток, ярлыков, фантиков вполне осознавалась в российском производстве

Малые изобразительные формы рекламы Роль этикеток, ярлыков, фантиков вполне осознавалась в российском
и коммерции конца XIX — начала XX века.
Например, обертка мыла «Сельское», выпущенное фабрикой «Брокаръ и К°» в 1880-е годы. В центре — многоцветный рисунок деревенского празднества, испол­ненный под очевидным влиянием лубочной традиции. Одно из обрамле­ний этой картинки содержит логотип фирмы и наименование данной продукции. С другой стороны — изобразительный компонент фабрич­ной марки в окружении восьми медалей за призовые места в различ­ных, в том числе и европейских, выставках

Слайд 20

Малые изобразительные формы рекламы

Искренней детской любовью пользовались фантики, в которых про­давались конфеты

Малые изобразительные формы рекламы Искренней детской любовью пользовались фантики, в которых про­давались
фабрики «Абрикосов и сыновья». Из этих картинок создавались серии, посвященные цветам, машинам, зверям, животным и т. п.
Стремление детей собрать свою серию, похвастаться ею перед сверстниками очень способствовало раскупаемости абрикосовской про­дукции.

Слайд 21

Малые изобразительные формы рекламы

Завершая тему о малых жанрах изобразительной (по пре­имуществу) российской

Малые изобразительные формы рекламы Завершая тему о малых жанрах изобразительной (по пре­имуществу)
рекламы рубежа веков, кратко остановимся на таких компонентах маркетингового процесса, как:
открытки,
вкладыши,
визитки,
театральные программки, меню,
увенчанные укра­шениями деловые бланки,
конверты,
счета
- ис­пользование части этих форм в европейских государствах начиная с XVII века.
В России их пора наступила в пореформенное время. Их наглядные образцы собраны в книгах «Увлекательный мир москов­ской рекламы». (М., 1996) и каталоге выставки «Торговая реклама и упаковка в России XIX-XX веков» (М., 1993). Также можно уви­деть в Музее рекламы, созданном в Москве при агентстве «Аврора».

Слайд 22

Малые изобразительные формы рекламы

До наших дней сохранилось значительное число рекламных от­крыток, начало

Малые изобразительные формы рекламы До наших дней сохранилось значительное число рекламных от­крыток,
которых исследователи датируют 1894-1895 годами.
Что такое открытка? Это «листовое издание установленного формата (в исследуемое время 9x14 см.), одна сторона которого являет­ся репродукцией, рисунком или фотографией, а другая может быть использована для письма или текста, поясняющего изображение».
Все в этой коммуникативной форме просто-таки «взывает» к рекламному использованию: возможность на лицевой стороне поместить красочный рекламный сюжет, фирменный знак и логотип, а на обороте дать вер­бальное изложение достоинств товара, преимуществ данного предприя­тия и т. п. Огромные достоинства открытки — ее тиражность, мобиль­ность, дешевизна и легкость распространения — были поняты очень быстро. 

Слайд 23

Малые изобразительные формы рекламы

Малые изобразительные формы рекламы

Слайд 24

Малые изобразительные формы рекламы

Рекламная открытка в России восприняла и профессиональ­но-художественные, и лубочные

Малые изобразительные формы рекламы Рекламная открытка в России восприняла и профессиональ­но-художественные, и
традиции.
Историк рекламы С. И. Че­редниченко пишет: «Крупнейшие компании того периода часто изда­вали открытые письма сериями. Например, компания по производству швейных машин "Зингер" выпустила несколько серий с нравоучитель­ными детскими сюжетами; на обороте стоял знак фирмы, а в сюжете присутствовала сама швейная машинка.
Товарищество русско-фран­цузских заводов резинового производства под грифом "Проводник" выпустило серию, посвященную 300-летию дома Романовых, причем сюжет размещался на фоне резиновой шины и товарного знака фирмы.
Особенно популярной формой была серия открыток-комиксов, показы­вающих преимущества продукции данной фирмы перед другими»

Слайд 25

Малые изобразительные формы рекламы

Малые изобразительные формы рекламы

Слайд 26

Малые изобразительные формы рекламы

С. И. Че­редниченко приводит характерную иллюстрацию: пространство открыт­ки разделено

Малые изобразительные формы рекламы С. И. Че­редниченко приводит характерную иллюстрацию: пространство открыт­ки
на две части. В одной из них под надписью «Семья без лампы "Осрамь"» изображен разъяренный глава семейства, у которого в руках — длиннющий счет из Общества электрического освещения. Супруга и ребенок рядом сочувствуют. На другой половине открыт­ки — счастливый отец семейства под сияющей новой лампой благодуш­но изучает краткий счет, и члены семейства вокруг ликуют. А надпись гласит: «Семья съ лампой "Осрамъ«
Гибкая, мобильная форма открыток органично включала возмож­ность напомнить о себе нужным людям по случаю праздников красоч­ным или остроумным поздравлением.
В начале XX века успех открытых писем вызвал к жизни также рекламные марки. Кроме того, заказыва­лись специальные резиновые штемпели, на которых вырезался торговый знак и логотип фирмы.
Такая печать на открытке еще раз напоминала все о том же: изобретательность рекламирования — залог полноценно­сти предприятия.

Слайд 27

Малые изобразительные формы рекламы

«Ответвлением» рекламных открыток являлись художественные вкладыши. Как явствует из

Малые изобразительные формы рекламы «Ответвлением» рекламных открыток являлись художественные вкладыши. Как явствует
семантики этого слова, они не отправлялись почтой по нужным адресам, а просто вкладывались в приобретенную покупку.
«Особенно много, — пишет С. Чередниченко, — их изготавли­вали по заказу кондитерских фабрик. Так, товарищество "Эйнем" вы­пускало множество вкладышей размером 6,5x11 см. Они были цвет­ными, обладали высокими художественными достоинствами, серия, как правило, состояла из 12 вкладышей на одну тему».
Рекламный текст звучал приблизительно так: «Шоколад "Эйнем" высшего качества без всяких примесей». 
Серии вкладышей были посвя­щены памятникам России, домашнему быту различных народов, исто­рии бумаги, морской фауне, средствам передвижения и т. п.

Слайд 28

Малые изобразительные формы рекламы

Если российские кондитерские предприятия облюбовали вкладышный вариант малых рекламных

Малые изобразительные формы рекламы Если российские кондитерские предприятия облюбовали вкладышный вариант малых
форм, то парфюмерные нашли не менее выигрышный путь: печатать на орнаментированных и надушенных бумажных салфетках театральные и концертные программы.
Неко­торые рисунки театральных программ принадлежали художникам К. Сомову и А. Головину.

Слайд 29

Малые изобразительные формы рекламы

В малых жанрах — визитки, пригласительного билета, проспекта, прейскуранта,

Малые изобразительные формы рекламы В малых жанрах — визитки, пригласительного билета, проспекта,
в рекламных надпечатках на фирменных бланках и сче­тах — изобразительная часть редко бывает лидирующей.
Главенство принимает на себя вербальный текст. Шрифтовая графика достигала здесь высокого эстетического звучания. В первую очередь это относится к стилевому оформлению визиток, многие из которых пред­ставляли собой изысканные каллиграфические миниатюры.
В фондах Московского музея рекламы имеется значительное число таких мини­атюр, среди которых особой утонченностью, филигранностью отделки отличаются визитные карточки, принадлежащие деловым женщинам — прослойке довольно экзотической в восприятии современников на ру­беже веков.

Слайд 30

Малые изобразительные формы рекламы

Оформление деловых бумаг, уважающих себя фирм, на этом этапе

Малые изобразительные формы рекламы Оформление деловых бумаг, уважающих себя фирм, на этом
в России достигло подлинной элегантности.
Как правило, в верхней части листов корреспонденции или счетов помещались граверно испол­ненные реквизиты фирмы, товарный знак, полученные на выставках медали, сообщение о титулованных потребителях, поставщиком кото­рых является данное предприятие.
Нередко вроде бы сугубо формаль­ный момент подобной декоративности на самом деле производил почти магическое действие.

Слайд 31

Малые изобразительные формы рекламы

Это точно схвачено искусствоведом С. Серовым:«Бумажный лист с товарным

Малые изобразительные формы рекламы Это точно схвачено искусствоведом С. Серовым:«Бумажный лист с
знаком превращался в добротно сделан­ную солидную вещь. Старинный товарный знак мог сделать его не толь­ко официальным бланком, он сообщал ему качество "ценной бумаги", превращал в своего рода денежный знак. Это можно объяснить тем, что пластически богатая знаковая графика, как правило, обладает способ­ностью "держать" любую поверхность, монументализировать ее».
Действительно, присланный покупателю из магазина счет заменяет, в известной мере, денежные знаки, но, как правило, не слишком радует тех, кому предстоит его оплатить.
Деловое письмо очень выигры­вает в своей внушительности, если увенчано элегантным грифом. Оно способно перенести на читателя атмосферу солидности и добропоря­дочности фирмы.
Вывод:
любая малая форма рекламы притягательна прежде всего тем, - что это:
знак внимания,
уважения к потребителю.
часто персонифицирована, в отличие от других форм рекламы.
Имя файла: Фирменный-знак-обретает-российское-гражданство.-Малые-изобразительные-формы-рекламы.pptx
Количество просмотров: 29
Количество скачиваний: 0