Formirovanie_navykov_napisania_sochinenia_cherez_problemny_analiz_texta

Содержание

Слайд 2

Цель урока:

совершенствовать умение анализировать текст, его структуру, языковые особенности и подготовить опорный

Цель урока: совершенствовать умение анализировать текст, его структуру, языковые особенности и подготовить
материал для написания сочинения публицистического характера

Слайд 3

Текст

СТИЛЬ РЕЧИ

ТИП РЕЧИ

ПРОБЛЕМА

ИДЕЯ

ТЕМА

Текст СТИЛЬ РЕЧИ ТИП РЕЧИ ПРОБЛЕМА ИДЕЯ ТЕМА

Слайд 4

Василь Быков

Василь Быков

Слайд 5

Родился 19 июня 1924 года в деревне Череновщина Витебской области (Белоруссия).
Учился на

Родился 19 июня 1924 года в деревне Череновщина Витебской области (Белоруссия). Учился
скульптурном отделении Витебского художественного училища (1939–1940) и в школе ФЗО. Экстерном сдал экзамены за 10 класс в июне 1941. В 1942 году окончил Саратовское пехотное училище.
Участник Великой Отечественной войны, дважды тяжело ранен. Родители получили сообщение о его гибели. С действующей армией прошёл по Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии.

Демобилизован в 1947 г. Печатался с 1947 г. С 1955 г. занимался только литературной деятельностью.1972-1978 г.г. - секретарь Гродненского отделения Союза писателей БССР.

Слайд 6

Война оказала решающее влияние на формирование личности Быкова и стала центральной темой

Война оказала решающее влияние на формирование личности Быкова и стала центральной темой
его творчества. Василь Быков - один из тех, кто сумел посмотреть на войну с беспощадной правдивостью. Он выступал против идеологических стереотипов, псевдоромантических шаблонов. Писал о войне кровавую правду, то, что сам выстрадал.

Слайд 7

В. Быков пришёл в литературу, чувствуя себя обязанным рассказать о том, «насколько

В. Быков пришёл в литературу, чувствуя себя обязанным рассказать о том, «насколько
тяжела была минувшая война, как нелегко давалась… победа».
Известность Василю Быкову принесла повесть «Третья ракета» (1962 г.). Также в 60-е годы опубликованы ставшие всемирно известными повести «Альпийская баллада», «Мёртвым не больно»; в 70-е — «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться».
По произведениям Василя Быкова поставлены фильмы «Третья ракета» (1963 г.), «Альпийская баллада» (1966 г.), «Дожить до рассвета» (1975 г.), «Обелиск» (1976 г.), «Восхождение» (по повести «Сотников», (1977 г.) и др.; созданы балет «Альпийская баллада» (1967 г., музыка Евгения Глебова) и опера «Тропою жизни» (1980 г., музыка Генриха Вагнера, по «Волчьей стае»).

Слайд 8

Основные проблемы произведений

«Я говорю просто о человеке. О возможностях для него и

Основные проблемы произведений «Я говорю просто о человеке. О возможностях для него
в самой страшной ситуации - сохранить своё достоинство. Если есть шанс – выиграть. Если нет – выстоять. И победить, пусть не физически, но духовно».
В. Быков

Слайд 9

Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то этим он ещё

Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то этим он ещё
не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера.

Слайд 10

(I) Лев Николаевич Толстой впервые вошел в мою жизнь много лет назад,

(I) Лев Николаевич Толстой впервые вошел в мою жизнь много лет назад,
когда, заболев однажды, я был на месяц оторван от школы и прочитал четыре тома его «Войны и мира». (2) Не скажу, что детское чтение великой эпопеи оказалось для меня весьма плодотворным, но неповторимые образы героев, широкая панорама русской жизни, военные картины далекого прошлого пленили воображение. (3) Это было добротворное чтение, хотя, разумеется, читать и перечитывать Толстого нелишне в любом возрасте. (4) Как никто другой из великих художников, он обладает неиссякаемой щедростью ума, живостью наблюдений, способностью постоянно влиять на формирование и совершенствование человеческих душ.
(5) И это прекрасно, когда общение с духовной сокровищницей не заканчивается однажды, а продолжается в течение всей жизни. (6) Предельная искренность, глубинное проникновение в тайну человеческой сущности, социальная значительность и непрекращающееся искательство нравственного идеала продолжают привлекать к нему многие поколения читателей.
(7) Созданные более века назад, "Севастопольские рассказы" наглядно свидетельствуют о том, как следует понимать сражающийся русский народ, как его изображать в литературе. (8) Огромный талант и художническое мужество великого Толстого дали ему право написать бессмертные строки, являющиеся непреходящим императивом всякой реалистической литературы: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда».
(9) Казалось бы, всё очень просто, иначе и не может быть: правда была и остается великим содержанием литературы. (10) На деле же нет больших забот у пишущего, чем его отношение с такой постоянно ускользающей, какой является правда. (11) Толстой же обладал удивительной способностью различать в многосложных проявлениях жизни глубинную сущность правды, а его грандиозный талант превращал её в непременного героя его художественной прозы. (12) Наверно, и для Толстого это было непросто, иначе он не написал бы однажды, что, «как ни странно это сказать, а художество требует ещё гораздо больше точности... чем наука». (13) Несколько парадоксально звучат в наш век НТР и покорения космоса эти его слова, но вещий их смысл не может не разделить каждый серьёзный писатель или думающий читатель.
(14) Не случаен и главнейший из исповедуемых Толстым жизненный принцип: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. (15) А спокойствие - душевная подлость».
(16) Вся жизнь Толстого - непрестанные поиски: сначала самого себя в этом мире, затем смысла и цели всей жизни. (17) Несмотря на ряд поражений и утрат, он до конца своих дней оставался врагом душевной самоуспокоенности. (18) Не в этом ли, помимо многих других, его великий урок для всех его современников и живущих в другую эпоху, но всё на той же прекрасной и грешной земле?
(410 слов) (По В.Быкову)

Слайд 11

огромный талант и
художническое мужество

вся жизнь Толстого -
непрестанные поиски

он обладает
неиссякаемой

огромный талант и художническое мужество вся жизнь Толстого - непрестанные поиски он

щедростью ума

«Чтоб жить честно,
надо рваться...»

В чем секрет
уникальности
Л.Н. Толстого?

Слайд 12


Заполним таблицу.

Заполним таблицу.

Слайд 13

В. Быков

Поиск самого себя, цели в жизни, её смысла

По мнению автора,
Л.Н.

В. Быков Поиск самого себя, цели в жизни, её смысла По мнению
Толстой является одним из самых ярких примеров для подража-ния

1.Невозможно жить с чувством «душевной самоуспокоенности»,
необходимо постоянно работать над собой;

Публи-цисти-ческий

Рассуж-дение, В. Быков рассуж-дает о величии Л.Н. Толсто-го


Заполним таблицу.

Слайд 14

В. Быков

Поиск самого себя, цели в жизни, её смысла

По мнению автора,
Л.Н.

В. Быков Поиск самого себя, цели в жизни, её смысла По мнению
Толстой является одним из самых ярких примеров для подража-ния

1.Невозможно жить с чувством «душевной самоуспокоенности»,
необходимо постоянно работать над собой;

Публи-цисти-ческий


Рассуж-дение,
В. Быков рассуж-дает о величии Л.Н. Толсто-го

Слайд 15

В. Быков

Поиск самого себя, цели в жизни, её смысла

По мнению автора,
Л.Н.

В. Быков Поиск самого себя, цели в жизни, её смысла По мнению
Толстой является одним из самых ярких примеров для подража-ния

1.Невозможно жить с чувством «душевной самоуспокоенности»,
необходимо постоянно работать над собой;

Публи-цисти-ческий

Рассуж-дение,
В. Быков рассуж-дает о величии Л.Н. Толсто-го

эпитеты, метафоры,
окказионализ-мы,
сравнение,
риторический вопрос

Слайд 16

Итак, в данном тексте используются:
эпитеты, метафоры (добротворное чтение, вещий смысл; духовная сокровищница)
окказионализмы

Итак, в данном тексте используются: эпитеты, метафоры (добротворное чтение, вещий смысл; духовная
(искательство, художническое)
сравнение (как никто другой из великих художников, он обладает неиссякаемой щедростью ума…; художество требует еще гораздо больше точности... чем наука)
риторический вопрос (Не в этом ли, помимо многих других, его великий урок для всех - его современников и живущих в другую эпоху, но всё на той же прекрасной и грешной земле?).

Слайд 17

Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и

Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и
опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость.

Л.Н. Толстой

Слайд 18

План

Вступление.
Проблема.
Комментарий к проблеме.
Позиция автора.
Ваша позиция с аргументами.
Вывод.

План Вступление. Проблема. Комментарий к проблеме. Позиция автора. Ваша позиция с аргументами. Вывод.

Слайд 19

Проблему можно сформулировать двумя способами: а) проблема чего, если ее можно сформулировать словосочетанием. проблема чести и

Проблему можно сформулировать двумя способами: а) проблема чего, если ее можно сформулировать
достоинства, защиты окружающей среды б) риторическим вопросом или цепочкой риторических вопросов, если проблему нельзя выразить одним словосочетанием.

Слайд 20


В комментарии по проблеме можно ответить на один из вопросов: 1.      Актуально ли то,

В комментарии по проблеме можно ответить на один из вопросов: 1. Актуально
о чем пишет автор? 2.      Насколько злободневна эта проблема в наши дни? 3.      Что делает ее жизнеспособной? 4.      Насколько глубоки исторические корни этой проблемы? 5.      Как автору далось привлечь к ней внимание читателя? 6.      Как эту проблему рассматривали другие авторы? 7.      Как они предлагали ее решить? В комментарии НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ: 1) пересказа исходного текста или любой его части 2) рассуждений по поводу всех проблем текста КЛИШЕ: а)  Тема ______ приобретает особую (значимость, вес, заряд, смысловую нагрузку) в наши дни. б) В настоящее время люди все чаще задумываются над этой проблемой.

Слайд 21

Позиция автора
КЛИШЕ:
«Цитата» – вероятно, именно к этому призывает нас автор.
«Цитата» – возможно,

Позиция автора КЛИШЕ: «Цитата» – вероятно, именно к этому призывает нас автор.
в этих словах заключается точка зрения автора на данную проблему.
Автор поражен (встревожен, призывает к…)
Автор считает (утверждает), что…
Автор убежден, что… и подобная уверенность небезосновательна.
Автору важно убедить читателя в том, что…
Бесспорно мнение автора о том, что
Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…
Автор подводит читателя  к мысли о том, что…

Слайд 22

Согласие с автором
Клише: Несомненно (безусловно), я согласен с (Ф.И.О.) Мне близка позиция автора. На мой

Согласие с автором Клише: Несомненно (безусловно), я согласен с (Ф.И.О.) Мне близка
взгляд, автор наиболее точно отразил мнение каждого из нас на эту  проблему. К сожалению… К немалому удивлению, узнал, что… Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение…

Слайд 23

Домашнее задание:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных

Домашнее задание: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из
автором текста.
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский, жизненный опыт.

Слайд 24

Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться
в каждое слово.

Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово.

Слайд 25

СПАСИБО
ЗА РАБОТУ!

ТВОРЧЕСКИХ ВАМ УСПЕХОВ!

СПАСИБО ЗА РАБОТУ! ТВОРЧЕСКИХ ВАМ УСПЕХОВ!
Имя файла: Formirovanie_navykov_napisania_sochinenia_cherez_problemny_analiz_texta.pptx
Количество просмотров: 29
Количество скачиваний: 0