Формулировка темы дипломаТеатр как антропологический проект: способы конструирования фигуры зрителя современными московскими т

Содержание

Слайд 2

Проблема

Предыстория проблемы: личностная биографическая ситуация (частые посещения театра ) → идея, что

Проблема Предыстория проблемы: личностная биографическая ситуация (частые посещения театра ) → идея,
в разных театрах существуют разные способы и стратегии самопрезентации
Театр ≠ спектакль
То, что находится до сцены, также очень сильно влияет на то, что происходит на ней (на восприятие)
прежде, чем зритель увидит спектакль, он
должен прийти на него, и от того, что находится
«до сцены» во многом зависит, какой зритель
придет, и будет ли он «адекватным» зрителем

Слайд 3

Цель исследования: дать характеристику некоторым возможным способам и стратегиям самопрезентации театра (взаимодействие

Цель исследования: дать характеристику некоторым возможным способам и стратегиям самопрезентации театра (взаимодействие
с потенциальной зрительской аудиторией помимо собственно самого спектакля) и проследить их связь с конструированием фигуры зрителя
Задачи исследования:
Наметить узловые точки в рассмотрении театра как социального института
Сформулировать схему анализа самопрезентации театра и конструирования фигуры зрителя
На примере действующих московских драматических театров рассмотреть способы самопрезентации театра и конструирования фигуры зрителя
Выделить возможные стратегии самопрезентации театра и соответствующие потенциальные (имплицитные) типы зрителя; оговорить возможность соответствия/ несоответствия с репертуарной и постановочной стратегией театра
[Примечание: речь идет именно об имплицитном (задаваемом, конструируемом), но не реальном зрителе, т.к. в задачи данного исследования НЕ входит анализ зрительской аудитории]

Слайд 4

Вопросы исследования:
Как функционирующий (московский) театр осуществляет отбор зрителей (помимо своей самой прямой

Вопросы исследования: Как функционирующий (московский) театр осуществляет отбор зрителей (помимо своей самой
деятельности – репертуарно-сценически-игровой)?
Как в принципе «любой человек» может стать зрителем именно этого театра (конституирование зрителя)?
Каким образом построение самопрезентации театра (на уровне эмблемы/оформления билетов/ внешнего вида здания /организации зрительного зала и т.д.) задает фигуру зрителя (~ имплицитного читателя)?
Какие типы «имплицитного зрителя» возможны?

Слайд 5

Источники и исследовательская литература

Источники:
«Продукты деятельности» ряда московских театров (то, с чем ОБЯЗАТЕЛЬНО

Источники и исследовательская литература Источники: «Продукты деятельности» ряда московских театров (то, с
сталкивается каждый зритель):
1. Символическая «персонификация» театра: эмблема
2. Здание театра
Фасад
Организация внутренних помещений, в т.ч. касса, гардероб, буфет, туалет
Устройство зрительного зала
3. Печатная визуальная продукция театра
гл.обр. билеты (возможно также привлечение афиш, программок, плакатов)
4. Побудительные и запрещающие «высказывания» театра (важно: к кому, какому зрителю обращаются)
Надписи на стенах (о фотографировании, съемке, указатели и др.)
Сообщение о выключении мобильных телефонов перед спектаклем
Примечание: виртуальную самопрезентацию (сайты, рассылки) я не рассматриваю, во-первых, потому что она рассчитана на более узкую, уже сформированную аудиторию, во-вторых, это не специфический для театра способ самопрезентации учреждения/группы. Хотя, безусловно, анализ этого источника обладает определенной информативностью, которая нуждается в упоминании

Слайд 6

Способ работы с источниками (используемые исследовательские методы):
Семиотический анализ
Методы социологии культуры и культурной

Способ работы с источниками (используемые исследовательские методы): Семиотический анализ Методы социологии культуры
антропологии
Методы сultural studies в области исследований массовой культуры и медиа

Слайд 7

Исследовательская литература
Исследование включает теоретический обзор литературы, который осуществляется под общей рамкой:
театр

Исследовательская литература Исследование включает теоретический обзор литературы, который осуществляется под общей рамкой:
как коммуникативная ситуация и антропологический проект
Основные группы привлекаемой литературы:
1. Общие работы, в которых рассматривается процесс театральной коммуникации (возможно, даже шире – культурной коммуникации)
2. Литература по семиотике архитектуры, городскому пространству
3. Литература по проблеме взаимодействия «сцена-зал»
4. Литература по рецептивной эстетике и анализу фигуры имлицитного читателя (филологический формат) с учетом адаптации ее к исследованию театральной деятельности
5. Литература, в которой рассматривается театральная зрительская аудитория (преимущественно в социологическом ключе)
6. Литература, в которой есть анализ театрального здания, зала, билетов (в частности Carlson)

Слайд 8

Электронные ресурсы
http://www.loc.gov/ библиотека Конгресса
http://www.chass.utoronto.ca/french/as-sa/ASSA-No3/ - журнал AS/SA Nº3 (1997.05) – номер о

Электронные ресурсы http://www.loc.gov/ библиотека Конгресса http://www.chass.utoronto.ca/french/as-sa/ASSA-No3/ - журнал AS/SA Nº3 (1997.05) –
театре
http://www.theatre-studio.ru/library/ большая библиотека драматургии + о театре
http://city-2.narod.ru/ntn/ctg.html каталог театральных сайтов
http://ptzh.theatre.ru/ петербургский театральный журнал с текстами
http://www.svoboda.org/programs/th/ театральная программа на радио свобода (есть полезные стенограммы)
http://anthropology.ru/ru/texts/index.html тексты по антропологии, есть и по театру (http://cat.anthropology.ru/terms/1191.html)
http://dissertation1.narod.ru/kulturol.htmhttp://dissertation1.narod.ru/kulturol.htm , а также http://dissertation1.narod.ru/ - диссертации по театру и др.
http://teatr.newizv.ru/ - театральные новые известия
Имя файла: Формулировка-темы-дипломаТеатр-как-антропологический-проект:-способы-конструирования-фигуры-зрителя-современными-московскими-т.pptx
Количество просмотров: 110
Количество скачиваний: 0