Социальная миссия высшего образования

Содержание

Слайд 2

ТЕЗИС:
СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ –
ВОСПРОИЗВОДСТВО ЯДРА (СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МАТРИЦЫ) ПОСТТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

ТЕЗИС: СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ВОСПРОИЗВОДСТВО ЯДРА (СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МАТРИЦЫ) ПОСТТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Слайд 3

План

I Традиционное общество. Образование в традиционном обществе.
II Посттрадиционное общество и высшее образование

План I Традиционное общество. Образование в традиционном обществе. II Посттрадиционное общество и высшее образование

Слайд 4

I Традиционное общество. Образование в традиционном обществе.

Исходные понятия: образование; культура.
Докультурная система трансляции

I Традиционное общество. Образование в традиционном обществе. Исходные понятия: образование; культура. Докультурная
законов поведения. Биологический вид как комплексный закон поведения.
Традиционное общество как аналог биологического вида. Матрица воспроизводства традиционного общества.
Знание, власть и образование в традиционном обществе
4.1. Манипулирование информацией как исторически первый тип социальной власти
4.2. Возникновение образования
4.3. Матрица образования традиционного общества

Слайд 5

Трансляция культуры

Образование

1.

Трансляция культуры Образование 1.

Слайд 6

Кинджи Иманиши:

Культура – негенетически транслируемая
система поведения

Образование - институционально организованная
система

Кинджи Иманиши: Культура – негенетически транслируемая система поведения Образование - институционально организованная
трансляции культуры
от поколения к поколению

Слайд 7

В мире животных базовая единица бытия – биологический вид.
Его нельзя увидеть

В мире животных базовая единица бытия – биологический вид. Его нельзя увидеть
или потрогать, это не материальное тело, это
УНИКАЛЬНЫЙ ЗАКОН (ПРОГРАММА) ПОВЕДЕНИЯ.
А отдельное животное – это всего лишь «ФЛЕШКА»,
на которой записан этот закон:

2.

Слайд 8

.

Записывается эта программа на генетическом языке, а для надежности дублируется на многих

. Записывается эта программа на генетическом языке, а для надежности дублируется на многих «флешках».
«флешках».

Слайд 9

Но ни одна «флешка» не вечна. И природа создала удивительный механизм сохранения

Но ни одна «флешка» не вечна. И природа создала удивительный механизм сохранения
видовой программы поведения: пока еще старые «флешки» не начинают «сыпаться», они производят новые «флешки», на которые переписывается эта программа

Слайд 10

Биологический вид у животных – это закрытая система, жестко отграниченная от других

Биологический вид у животных – это закрытая система, жестко отграниченная от других
биологических видов. Это комплексно организованная система поведения, в которой все друг к другу подогнано, ничего лишнего нет и не может быть добавлено в видовую генетически записанную программу.
Начиная с некоторого уровня развития, у животных в дополнение к генетически записанным программам поведения появляется также культура. Из современных животных она наиболее развита у шимпанзе и иногда включает сравнительно сложные орудийные технологии. Например, в одной из популяций при добывании меда используется последовательно 5 (!) заранее изготовленных орудий. Вообще, считается, что современные шимпанзе не могут выжить без орудийной деятельности. Тем не менее, основой построения поведения у них остается генетическая программа, культурно-специфические сообщества остаются принципиально открытыми, что подтверждается свободным уходом взрослеющих самок шимпанзе в другие сообщества.

Слайд 11

Культурная эволюция со временем превращает культуру в основной способ
адаптации каждого сообщества

Культурная эволюция со временем превращает культуру в основной способ адаптации каждого сообщества
к окружающему миру.
Сообщества обособляются, между ними возникают непроходимые барьеры.
Каждое сообщество обретает уникальный культурно-поведенческий комплекс
(закон поведения).
Глубина различий между системами поведения сообществ становится
сопоставимой с межвидовыми.
Носителем жестко определенного комплексного поведенческого закона
(базовой единицей бытия) становится вместо биологического вида
постприродное сообщество, впоследствии общество.
Формируется система препятствий (функционально аналогичная имеющейся
у биологического вида), блокирующая отступления от сложившейся системы
культуры. Тем самым формируется традиционное общество.

3.

Слайд 12

Механизм блокировки культурных изменений включает в себя
1. Непоколебимую веру в наличие сверхъестественных

Механизм блокировки культурных изменений включает в себя 1. Непоколебимую веру в наличие
существ,
полностью контролирующих поведение людей и неумолимо карающих
за отступление от предписанных ими правил.
2. Идеализация прошлого, его ценностей и норм; резко негативная
маркировка новаций.
3. Абсолютное доминирование общества по отношению к индивиду,
абсолютную зависимость индивида от общества.
4. Репрессирование обществом [в т.ч. через централизованную власть,
с возникновением последней] любых отклонений от сложившихся
культурно-поведенческих стандартов.
5. На ранних этапах – дегуманизация чужих.

Слайд 13

4. 1. Знание и власть

Исторически первая форма социального расслоения и социальной

4. 1. Знание и власть Исторически первая форма социального расслоения и социальной
власти возникает у охотников-собирателей на основе манипулирования информацией: монополизации высшими классами социально значимой информации и санкционированной дезинформации нижестоящих.
Изначально манипулирования информацией было достаточно для обеспечения повиновения нижестоящих.
Впоследствии манипулирование информацией входит в снятом виде в более сложные системы социальной власти.

Слайд 14

Образование возникает вместе с возникновением письменности, поскольку
письменность есть универсальный ключ к

Образование возникает вместе с возникновением письменности, поскольку письменность есть универсальный ключ к
культуре во всех ее составляющих
письменность есть сложная деятельность, которую практически невозможно освоить самостоятельно, при этом освоение требует длительных систематических занятий
обучение письменности требует специальной подготовки обучающего
таким образом, становление письменности становится возможным только через формирование сложной, включающей множество субъектов специализированной нормативно регулируемой деятельности, то есть особого социального института; этот социальный институт и есть образование.

4.2. Возникновение образования

Слайд 15

доступность только привилегированным слоям населения
непоколебимость веры
жесткая организация времени и пространства
репрессивный характер, наказания
подавление

доступность только привилегированным слоям населения непоколебимость веры жесткая организация времени и пространства
учителем учеников
подавление личности коллективом (группой)
Формирование единомыслия и «единочувствия»
Репродуктивность: воспроизводство знаний, навыков и т.п.

4.3. Матрица образования традиционного общества:

Слайд 16

«Мой наставник прочел мою табличку и сказал:
«Чего-то здесь не хватает» – и

«Мой наставник прочел мою табличку и сказал: «Чего-то здесь не хватает» –
высек меня».
«Ответственный за аккуратность сказал:
«Ты слонялся по улице и не поправил одежду – и высек меня».
«Ответственный за тишину сказал:
«Почему ты разговариваешь без спроса?» – и высек меня.
Ответственный за собрание сказал:
«Почему ты стоишь «вольно» без спроса?» – и высек меня.
Ответственный за хорошее поведение сказал:
«Почему ты встал без спроса?» – и высек меня.
Ответственный за вход сказал:
«Почему ты выходишь без спроса?» – и высек меня.
Ответственный за кнут сказал:
«Почему ты взял… без спроса?» – и высек меня.
Ответственный за шумерский язык сказал:
«Почему ты не говорил по-шумерски?» – и высек меня.
Мой учитель (уммия) сказал:
«Твой почерк неудовлетворителен» – и высек меня.

Слайд 17

II Посттрадиционное общество и высшее образование

0. Понятие высшего образования
Античность.
Феномен науки. Наука

II Посттрадиционное общество и высшее образование 0. Понятие высшего образования Античность. Феномен
как знание и как социальный институт.
Логика и механизмы преодоления традиционного средневекового общества
Социокультурная функция науки
Наука и высшее образование
Социокультурная функция высшего образования

Слайд 18

Понятие высшего образования

Высшее образование – образование, которое выводит в зону развития культуры.
В

Понятие высшего образования Высшее образование – образование, которое выводит в зону развития
традиционном обществе такая зона в принципе отсутствует.
Возникновение высшего образования связано с преодолением традиционного общества.

Слайд 19

Прообразы высшего образования

Античность – первая попытка прорыва традиционного общества
«Школа» Сократа, Платоновская академия,

Прообразы высшего образования Античность – первая попытка прорыва традиционного общества «Школа» Сократа,
Аристотелевский ликей – прообразы высшего образования
Преодоление образовательной матрицы традиционного общества:
Отсутствие жестко организации пространства-времени
Отказ от репрессирования
Уважение личности ученика
Обоснование вместо веры и авторитета
Развитие мышления, а не усвоение тех или иных стандартов
Диалог
Проблемность, спор
Учит не ретранслятор, передающий созданное другими, а автор
СВОБОДА, АНТИКАЗАРМА: вино, трапеза, прогулки и т.п.

Слайд 20

Афинская школа

.

Афинская школа .

Слайд 21

Наука

Обоснование – главный специфический признак научного знания
Системообразующие нормы этоса науки:
Универсальность
Организованный скептицизм
3. Специфика

Наука Обоснование – главный специфический признак научного знания Системообразующие нормы этоса науки:
научного знания есть следствие функционирования науки как социального института
4. Этос науки прямо противоположен этосу традиционного общества. В традиционном обществе наука невозможна.

Слайд 22

Логика преодоления средневекового традиционного общества

1. Иррациональность раннего христианства и его причины.
2. Рационализация

Логика преодоления средневекового традиционного общества 1. Иррациональность раннего христианства и его причины.
христианства, «посягательства» на Бога, утрата традиционной легитимности власти.
3. Развитие экономики, усиление экономической власти в сравнении с государственной и идеологиеской.
4. Экономико-правовые («буржуазные») революции
5. Формирование нового типа легитимности на базе общественного договора
6. Формирование науки как системообразующего ядра (матрицы) общества, базирующегося на общесоциальном рациональном дискурсе и общественном договоре.