Генезис отечественного андеграунда 1950-1960 г

Содержание

Слайд 2

Андеграунд - ряд художественных направлений в современном искусстве (в музыке, литературе, кино,

Андеграунд - ряд художественных направлений в современном искусстве (в музыке, литературе, кино,
изобразительном искусстве и др.), противопоставляющих себя массовой культуре, мэйнстриму.
Tри понятия андeрграунда:  1. эксперимент над своим сознанием и над сознанием окружающeгo мирa, бунтарство, игнорирование ограничений, отказ от принятых ценностей, традиций. 2. "андеграунд" как контркультура. B андеграундном искусстве появлялись настоящие шедевры, которые просто не могли найти широкого круга почитателей. 3. темное, грязное, низкое искусство,"подземка"(мифологемы, иррациональное и подсознательное).

В широком смысле "андеграунд" - совокупность наиболее экстремальных и радикальных стилей и субкультур, которые функционируют вне рамок официoза, преимущественно на ранних стадиях развития или же при наличии государственного регламента на культурную жизнь масс. структурой сооружения.

Слайд 3

Истоки отечественного андеграунда

Появление альтернативного неофициального искусства нельзя назвать случайным или внезапным. В

Истоки отечественного андеграунда Появление альтернативного неофициального искусства нельзя назвать случайным или внезапным.
какой-то степени андеграунд можно считать в значительной степени нелегальной институциализацией идей и поисков в культуре, не прекращавшихся в советском искусстве с двадцатых годов. Авангардистские течения 1920-30-х, несмотря на их исключение официальной критикой, были известны и хранились, развивались в мастерских последователей П. Филонова, К. Малевича и других художников, не работавших непосредственно в авангардистских традициях. Среди них есть признанные мастера социалистического реализма - С. Герасимов, А. Дейнека, А. Пахомов

Слайд 4

В 1950–1960-е гг. в творчестве советских художников и скульпторов, большинство из которых

В 1950–1960-е гг. в творчестве советских художников и скульпторов, большинство из которых
были молодыми выпускниками творческих вузов Москвы и Ленинграда, появляются работы, по своему стилю и манерам выбивающиеся из общего русла соцреализма. Термины «другое искусство», «неофициальное искусство», «нонконформизм» для определения нового направления в искусстве возникнут десятилетиями позже появления самих работ художников и скульпторов. 

Слайд 5

Нонконформизм в искусстве — особенное свойство художественного творчества, выраженное в новаторстве творческого

Нонконформизм в искусстве — особенное свойство художественного творчества, выраженное в новаторстве творческого
мышления в художественных образах. Нонконформизм предполагает отвлечение от условий обыденной, материальной действительности. Напротив, социалистическому реализму, академизму, натурализму, различным формам салонного и массового искусства свойственен конформизм — приспособление под сложившиеся вкусы, общественные мнения и сложившиеся установления, выполнение "социального заказа". Нонконформисты ведут себя неадекватно общественным правилам, поскольку отвергают не только собственное благополучие, но и нарушают покой и конформизм других людей. Нонконформизм вызывают неприятие, раздражение обывателей, властителей, заказчиков.

Слайд 6

Оригинальные художественные приемы и принципы изображения сделали их почерк совершенно самостоятельным. Им

Оригинальные художественные приемы и принципы изображения сделали их почерк совершенно самостоятельным. Им
удалось создать собранный лаконичный стиль, получивший индивидуальное преломление в творчестве каждого из них. Трагизм и юмор, оптимизм и чувство бессилия перед современным им окружением получили выражение в почти публицистичном по точности характеристик и воздействия на зрителя художественном языке, который восходит в основных своих чертах к экспрессионизму и традиции русской культуры XIX века и отличается конкретностью гротескных характеристик персонажей, их отношений и поведения.

Кернер Татьяна
Кошки у батареи55*43 х/м
1959 год

Слайд 7

Неофициальное искусство, в первую очередь – ленинградское - впоследствии открывшее доступ многим

Неофициальное искусство, в первую очередь – ленинградское - впоследствии открывшее доступ многим
другим, зародилось в "сердце" петербургской академической культуры - в Средней художественной школе при Академии Художеств. Первые его авторы - А. Арефьев, В. Шагин, Г. Устюгов и их друзья и единомышленники - были учащимися этой школы и почти одновременно оказались исключенными из нее "за формализм". Но именно в годы учебы и возникла потребность в самостоятельной работе, свободной от обязательных критериев и правил, внушаемых на школьных занятиях. Оказавшись вне школьных стен, они создают свою творческую группу, в которую входили ребята 14-16-летнего возраста, назвав себя "Орденом нищенствующих живописцев" (ОНЖ), который потом стали называть "Орденом непродающихся живописцев". В первое время, когда ОНЖ только возник, объединение молодых авторов стало для них собственной художественной школой, "обучение" в которой они проходили, пользуясь советами художника Г. Траугота. Так состоялось первое знакомство с традицией. Это была интенсивная работа, полная настоящего творческого напряжения.

Слайд 8

Постепенно формировалась новая духовная атмосфера, творческая среда, новое эстетическое пространство, топографически ограниченное

Постепенно формировалась новая духовная атмосфера, творческая среда, новое эстетическое пространство, топографически ограниченное
стенами мастерских, чердаков и комнат в коммуналках. Все резче обнаруживал себя разлад между нормами официальной культуры и необратимыми изменениями, происходившими в самой ткани искусства. Духовная атмосфера эпохи отмечена приливом социального энтузиазма, обилием новых творческих идей. Искусство обращается к "неприкасаемым" ранее темам, пробует нетрадиционные формы. В центре поисков стояла идея свободной личности.

Слайд 9

«Среди наших ребят не было формалистов — это значит: мы не шли

«Среди наших ребят не было формалистов — это значит: мы не шли
изнутри себя живописным умением, создавая этим свой мир. Так никогда не было. Всегда на первом месте стояло наблюдённое, и после делался эквивалент ему красками… Всегда старались для этого выбрать такой объект наблюдения, который уже сам по себе приводит в определенный тонус необычностью видения ускользающего объекта: в окно, в замочную скважину, в публичный сортир, в морг»
— А. Д. Арефьев.

Слайд 10

Ленинградская школа живописи не была однородной и имела ряд различных направлений. Арефьев

Ленинградская школа живописи не была однородной и имела ряд различных направлений. Арефьев
и его товарищи подхватили именно ту линию ленинградской школы, которая была тесно связана с примитивом, с формальным упрощением пейзажа. Поддержали они и линию живописную, характеризующуюся установкой на выразительные возможности цвета. «Если попытаться сформулировать, как подобные первые впечатления повлияли на творчество этих художников, то необходимо подчеркнуть первостепенную роль фактуры в их работах и далее — наличие „прыгающего“, „слоеного“ пространства, скупое использование цвета, который, если применяется, то кажется глухим и горящим изнутри».

Слайд 11

Арефьев Александр Дмитриевич (1931- 1978).

Арефьев Александр Дмитриевич (1931, Ленинград - 1978

Арефьев Александр Дмитриевич (1931- 1978). Арефьев Александр Дмитриевич (1931, Ленинград - 1978
Париж). Занимался в изостудии Дворца пионеров у С. Левина. Учился в СХШ (1944-1949) был исключен за формализм. Уже там вокруг него образовалось содружество, одно время называвшее себя "Орденом нищенствующих (или непродающихся) живописцев" (ОНЖ), ныне чаще именуемое арефьевским кругом (или арефьевцами). Окончил вечернюю школу и поступил во 2-й медицинский институт, где проучился два года (1954-1956). В 1956 был осужден за подделку рецепта и пробыл в лагере до 1959 года. Отбыл срок еще раз (1965), якобы "за покушение на убийство" вследствие бытовой ссоры. Состоял в Горкоме графиков, но был исключен в 1976 году. Был одним из активных организаторов выставки в ДК им. И.И. Газа. Выставку в ДК "Невский" бойкотировал из солидарности с художниками, не допущенными к участию в ней. Обьявив себя евреем, учавствовал в выставках группы "Алеф". В 1977 эмигрировал.

Слайд 12

Для творчества Арефьева характерно выражение духа протеста, отображённого, по-своему, также и в

Для творчества Арефьева характерно выражение духа протеста, отображённого, по-своему, также и в
творчестве художников ленинградской школы, работавших до войны. От них, согласно установкам соцреализма, требовалось изображать героизм и пафос труда. Вместо этого они писали почти безлюдные городские пейзажи, без какой бы то ни было идеологической составляющей. У них были свои предпочтения, почти символичные: набережные, а также баржи и буксиры, идущие по воде. У Арефьева эти символы иные: мосты, дворы и глухие брандмауэры. В Ленинград, как в дом, Арефьев заходил не с парадного, а с чёрного хода.

Слайд 14

Владимир Шагин

Все вокруг Владимира Николаевича Шагина (1932—1999) были людьми с фантазией, поэтому

Владимир Шагин Все вокруг Владимира Николаевича Шагина (1932—1999) были людьми с фантазией,
начало жизни тонет в разных измышлениях. Не установлено даже, когда и где он родился. Говорят, на корабле, может, в 1932 году, а может, в 1929-м. Документально зафиксировано: в 1945 − 1951 учился в СХШ, где особо не выделялся. Был изгнан из последнего класса вроде бы за то, что куда-то без спросу укатил, кажется, в Ригу.              В 1953 году он поступил на третий курс ЛХУ им. Серова, обычно называемого Таврическим. Г. Писарева вспоминает: «Безумные голубые глаза, голубой костюм и оранжевые штиблеты. Входил в компанию стиляг: они сидели на галерке и решали свои проблемы». Проучился недолго, женившись, как пишет Рапопорт, на «самой красивой девочке в Таврическом», принялся зарабатывать деньги в качестве профессионального музыканта, чему как-то незаметно выучился.                            В 1961 году присоединился к жившему на кладбище Александру Арефьеву: тот таким образом справлял тризну по умершему другу, Роальду Мандельштаму. Не обладая мощной выносливостью товарища, потерял рассудок: вырвал у какой-то женщины сумочку – ему представилось, что она несет в ней донос на всю компанию. Его арестовали. И отправили в психиатрическую больницу для преступников, из которой обычно не выходят. Но ни болезнь, ни то, чем лечили, на его искусстве не отразились. Он не пускал своих демонов в живопись. Пафос Арефьева, исследующего зло, был ему непонятен. 

Слайд 16

«Южным» направлением неофициального искусства СССР стало неофициальное искусство в Одессе второй половины

«Южным» направлением неофициального искусства СССР стало неофициальное искусство в Одессе второй половины
XX века.
У истоков «второго одесского авангарда», по мнению искусствоведов, стоял Олег Соколов. Точкой же отсчёта «одесского нонконформизма» стал 1967 год, когда молодые художники Валентин Хрущ и Станислав Сычёв организовали «заборную» выставку своих работ «Сычик+Хрущик» на заборе одесского Оперного театра. Эта выставка продолжалась всего три часа. Так началось движение одесского неофициального искусства.

Одесский нонконформизм

Слайд 17

Художники, воплощавшие «чуждую» культуру, нашли выход к зрителю через «квартирные выставки». Ядром

Художники, воплощавшие «чуждую» культуру, нашли выход к зрителю через «квартирные выставки». Ядром
движения одесского нонконформизма стали В. Хрущ, С. Сычёв, Людмила Ястреб, А. Ануфриев, В. Стрельников. К этой основной группе, название которой дала Людмила Ястреб, — «нонконформисты», впоследствии присоединились Е. Рахманин, О. Волошинов, В. Цюпко. От московского неофициального искусства «одесский нонконформизм» отличался отсутствием политизации, уходом в «чистое искусство», поиском эстетических форм самовыражения..
.

Слайд 18

Московское неофицальное искусство

На первом этапе художниками, как Лианозовской школы, так и круга

Московское неофицальное искусство На первом этапе художниками, как Лианозовской школы, так и
Ильи Кабакова, было важно восстановить прерванные связи с досоветским искусством, с модернистской традицией, утвердить ценности личного опыта, «ценности идентичности». В это время появляются художники абсолютно самобытные, не вписывающиеся ни в какие направленческие границы — Владимир Яковлев, Василий Ситников, Дмитрий Краснопевцев.
Неофициальное искусство 60-х развивалось в противоположных направлениях — одни художники шли к новому реализму (Михаил Турецкий, Борис Рогинский, Илья Кабаков), другие погружались в метафизику (Владимир Янкилевский, Дмитрий Плавинский, Эдуард Штейнберг). Тогда же Оскар Рабин разрабатывает свою версию «мусорного» поп-арта. В это же время начинается аналитическое искусство, работающее с советской символикой и мифами (Вагрич Бахчанян, Михаил Гробман).

Слайд 19

Василий Ситников

Художник. В 1921 вместе с семьей приехал в Москву. В 1925 написал первую картину «Луна

Василий Ситников Художник. В 1921 вместе с семьей приехал в Москву. В
сквозь облака» купленными отцом масляными красками. В 1932 поехал в Ленинград поступать в Академию художеств, но экзамены сдавать не стал. С 1933 учился в Московском судомеханическом техникуме, увлекался изготовлением моделей парусников.. В 1935 поступил на рабфак в Московский институт востоковедения, одновременно сдал экзамены во ВХУТЕМАС, но зачислен не был. Работал на строительстве метрополитена откатчиком вагонеток (успевая под землей лепить статуэтки из глины). В 1937 работал на «Мосфильме» художником-мультипликатором у кинорежиссера и художника А. Л. Птушко. Снимался в массовках. Показывал диапозитивы на лекциях в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова, из-за чего получил кличку «Васька-фонарщик». В 1941 по доносу был арестован, но признан душевнобольным и направлен на принудительное лечение в Казанскую психтюрьму. В 1944 попал в тюремную больницу, затем в общую, в Казани, где много рисовал. Вернувшись в столицу (1944), перебивался случайными заработками. В 1950-е примкнул к движению неофициального искусства, участвовал в выставках. В 1956 работы Ситникова приобретены Музеем современного искусства в Нью-Йорке (MoMA). С 1960-х участвовал в выставках в США, Швейцарии, Италии, Франции, Бельгии.

Слайд 21

Владимир Яковлев

Живопись Яковлева свободна от влияний каких-либо профессиональных школ, предельно проста по композиции и мотиву.

Владимир Яковлев Живопись Яковлева свободна от влияний каких-либо профессиональных школ, предельно проста
Через абстракцию пришел к живописной, полной драматизма символике. Писал преимущественно натюрморты — простые и одновременно загадочные композиции с цветами, а также портреты. Затрудненная прогрессирующей слепотой связь с окружающим миром отразилась в искалеченных, полных драматизма лицах героев портретов художника. Его видение было обращено не столько к внешности, сколько к духовной экспрессии персонажа. Много рисовал; рисунки очень просты, зачастую сделаны всего несколькими энергичными броскими линиями