Генограмма семьи

Содержание

Слайд 2

О методике

Генограмма представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о

О методике Генограмма представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация
членах семьи, по крайней мере, в трех поколениях.

В практику работы психологов генограмма впервые была введена Мюррэем Боуэном в 1978году. Она служит для анализа семейной истории с позиции системной теории.
Цель: посредством построения диаграммы можно увидеть целостную картину семьи, отражающую ее историю на протяжении нескольких поколений, показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение; как события прошлого (смерти, болезни, крупные профессиональные успехи, переезды на новое место жительства и др.) влияют на современные поведенческие образцы, а также на отношения внутри семьи в настоящем.

Слайд 3

Особенности генограммы

Генограмма имеет много общего с традиционными подходами к сбору данных по

Особенности генограммы Генограмма имеет много общего с традиционными подходами к сбору данных
истории семьи, но ее главной отличительной особенностью является структурированность и составление карты данных семьи.
В отличие от других форм записи данных генограмма позволяет постоянно вносить добавления и корректировку при каждой встрече с семьей.
Она дает возможность держать в голове большое количество членов семьи, их взаимоотношения и ключевые события семейной истории.
Практически вся семейная информация представляется графически, что позволяет исследователю быстро охватить сложные семейные паттерны.
Генограммы являются богатым источником гипотез о том, как проблемы могут быть связаны с семейным контекстом и развитием во времени.

Слайд 4

ИНТЕРВЬЮ ПО ГЕНОГРАММЕ

Процесс сбора информации о семейной истории обычно проходит в контексте

ИНТЕРВЬЮ ПО ГЕНОГРАММЕ Процесс сбора информации о семейной истории обычно проходит в
общего семейного интервью, и акцент ставится на той проблеме, с которой пришла семья.
Проводя интервью, психолог двигается от представленной проблемы к более широкому семейному и социальному контексту; от настоящей семейной ситуации - к исторической хронологии семейных событий; от легких вопросов - к трудным, провоцирующим тревогу; от очевидных фактов - к суждениям о взаимоотношениях и далее, к циркулярным гипотезам о семейном функционировании.
Генограмма выстраивается, как правило, в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Предполагается, что членам семьи данная информация интересна, и им любопытно узнать подробности о своих близких родственниках.

Слайд 5

Вопросы интервью

Собирается информация:
1) О составе семьи (Кто живет вместе в вашем доме?

Вопросы интервью Собирается информация: 1) О составе семьи (Кто живет вместе в
В каких они родственных отношениях? Были ли у супругов другие браки? Есть ли от них дети? Где живут остальные члены семьи?).
2) Демографическую информацию о семье (имена, пол, возраст членов семьи, сколько лет в браке, род занятий и образование членов семьи и т.д.).
3) О настоящем состоянии проблемы (Кто из членов семьи знает о проблеме? Как каждый из них видит ее и как реагирует на нее? Имеет ли кто-нибудь в семье подобные проблемы?).
4) Об истории развития проблемы (Когда проблема возникла? Кто ее заметил первым? Кто думает о ней как о серьезной проблеме, а кто склонен не придавать ей особого значения? Какие попытки решений были предприняты и кем? Обращалась ли семья раньше к специалистам и были ли случаи госпитализации? В чем изменились взаимоотношения в семье по сравнению с тем, какими они были до кризиса? Считают ли члены семьи, что проблема изменяется? В каком направлении? К лучшему или к худшему? Что случится в семье, если кризис будет продолжаться? Как они представляют себе взаимоотношения в будущем?).
5) О недавних событиях и переходах в жизненном цикле семьи (рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи и т.д.).
6) О реакциях семьи на важные события семейной истории (Какова была реакция семьи, когда родился определенный ребенок? В честь кого он был назван? Когда и почему семья переехала в этот город? Кто тяжелее всего пережил смерть этого члена семьи? Кто перенес легче? Кто организовывал похороны?). Оценка прошлых способов адаптации, особенно реорганизаций семьи после потерь и других критических переходов дает важные ключи к пониманию семейных правил, ожиданий и паттернов реагирования.

Слайд 6

Вопросы интервью

7) О родительских семьях каждого из супругов (Живы ли ваши родители?

Вопросы интервью 7) О родительских семьях каждого из супругов (Живы ли ваши
Если умерли, то когда и отчего? Если живы, то чем занимаются? На пенсии или работают? Разведены ли они? Были ли у них другие браки? Когда ваши родители встретились? Когда они поженились? Есть ли у вас братья и сестры? Старшие или младшие и какова разница в возрасте? Чем занимаются, состоят ли в браке, есть ли у них дети?) Можно задавать такие же вопросы и про родителей отца и матери. Целью является сбор информации по крайней мере о 3-4 поколениях. Важной информацией являются сведения о приемных детях, выкидышах, абортах, рано умерших детях.
8) О других значимых для семьи людях (друзьях, коллегах, учителях, врачах и т.д.).
9) О семейных взаимоотношениях (Есть ли какие-либо члены семьи, которые прервали взаимоотношения друг с другом? Есть ли кто-нибудь, кто находится в серьезном конфликте? Какие члены семьи очень близки друг другу? Кому в семье этот человек доверяет больше всего? Все супружеские пары имеют некоторые трудности и иногда конфликтуют. Какие типы несогласия есть в вашей паре? У ваших родителей? В браках ваших братьев и сестер? Как каждый из супругов ладит с каждым ребенком?) Можно задавать специальные циркулярные вопросы. Например, спросить у мужа: «Как вы думаете, насколько близки были ваша мать и ваш старший брат?» - и затем поинтересоваться, что думает об этом его жена. Иногда полезно спрашивать, как присутствующие на встрече люди были бы охарактеризованы другими членами семьи: «Как или отец описал бы вас, когда вам было тринадцать лет, что соответствует возрасту вашего сына сейчас?».

Слайд 7

Вопросы интервью

Такие циркулярные вопросы задают для того, чтобы обнаружить различия во взаимоотношениях

Вопросы интервью Такие циркулярные вопросы задают для того, чтобы обнаружить различия во
с разными членами семьи. Обнаруживая отличающееся восприятие у разных членов семьи, вводится новая информация в систему, обогащая семью новыми взглядами на саму себя.
10) О семейных ролях (Кто из членов семьи любит проявлять заботу о других? А кто любит, когда о нем много заботятся? Кто в семье выглядит волевым человеком? Кто самый авторитетный? Кто из детей наиболее послушен? Кому сопутствует успех? Кто постоянно терпит неудачи? Кто кажется теплым? Холодным? Дистанцированным? Кто больше всех болеет в семье?). Важно обращать внимание на ярлыки и клички, которые члены семьи дают друг другу (Супер-мать, Железная Леди, Домашний Тиран и т.д.). Они являются важными ключами к эмоциональным паттернам в семейной системе.
11) О трудных для семьи темах (Имеет ли кто-нибудь из членов вашей серьезные медицинские или психиатрические проблемы? Проблемы, связанные с физическим или сексуальным насилием? Употребляют ли наркотики? Много алкоголя? Когда-либо были арестованы? За что? Каков их статус сейчас?). Обсуждение этих тем может быть болезненным для членов семьи, и поэтому вопросы следует задавать особенно тактично и осторожно. И если семья выражает сильное сопротивление, то психолог должен отступить и вернуться к ним позднее.
В то время как основная информация по генограмме может быть собрана за полчаса (без детального опроса по проблеме), всесторонний сбор семейной истории от нескольких членов семьи может потребовать нескольких встреч.

Слайд 8

Условные обозначения

При построении генограммы для иллюстрации специфики внутрисемейных отношений используются специальные символы,

Условные обозначения При построении генограммы для иллюстрации специфики внутрисемейных отношений используются специальные
которые наряду с другими данными применяются для изображения членов семьи и их позиций в семейной системе.

Слайд 9

Затем осуществляется анализ полученных сведений по схеме и интервью, интерпретация с точки

Затем осуществляется анализ полученных сведений по схеме и интервью, интерпретация с точки
зрения следующих критериев:
- степень дифференцированности членов семьи и семьи в целом (см. теория эмоциональных систем Боуэна),
- наличия патологических треугольников (определяется из типов взаимоотношений): супружеские конфликты, дисфункции у одного из супругов, семейная проекция тревоги на ребенка,
- эмоциональные разрывы в отношениях,
- комплементарность брака,
- повторов семейных событий (разводы, алкоголизация, суициды, повторы имен, судеб, количества детей, профессиональных сфер деятельности и др.).
Описываемые в ходе интерпретации сведения позволяют выстраивать гипотезы о причинах эмоциональных нарушений в семье с учетом ее истории.

Слайд 10

На что обращать внимание?

Повторы:
Имена (в честь кого?)
Даты (одинаковый временной промежуток, цифры)
События (переезды,

На что обращать внимание? Повторы: Имена (в честь кого?) Даты (одинаковый временной
война, беременность и др.)
Профессии (преемственность, потребность рода)
Культуральные, религиозные особенности семьи
Заболевания (психосоматика)
Девиации (алкоголизация, насилие в семье и др.)
Характер смертей (НС, убийство и др.)
Роли, главенство в семье, характеристики членов семьи , прозвища
Тип отношений (паттерны поведения)

Слайд 14

История: «Я должна была идти в газовую камеру. Но мне в руки

История: «Я должна была идти в газовую камеру. Но мне в руки
дали виолончель»

В 18 лет Анита Ласкер-Уоллфиш похоронила родителей и оказалась в концлагере. Еврейской девочке из Польши говорили, что в Освенциме ее ждет газовая камера. Но когда она призналась, что играет на виолончели, ее оставили в живых. Музыка помогла ей пережить боль, страх и голод.

Анита Ласкер-Уоллфиш
Как музыка спасла жизнь девушки из Освенцима

Слайд 15

Шанс выжить До начала Второй мировой войны семья Аниты Ласкер-Уоллфиш жила в городе

Шанс выжить До начала Второй мировой войны семья Аниты Ласкер-Уоллфиш жила в
Вроцлаве в Польше. Отец служил адвокатом, мама была скрипачкой. У 18-летней Аниты было две старших сестры — Марианна и Рената. Когда нацисты ворвались в их страну, родителей убили. Марианне удалось бежать в Англию, а Рената и Анита были арестованы. Сестер отправили в Освенцим. Девушки слышали о газовых камерах. Они готовились к смерти. 

— Сразу же по прибытии нас спросили, чем мы занимались до войны, — рассказывает Анита. — Я честно сказала, что играю на виолончели. Тогда меня немедленно проводили к руководителю местного оркестра. Случилось так, что как раз виолончелиста у них не было, и мое появление стало настоящей радостью — если, конечно, это слово можно применить к нашему тогдашнему положению.
Женский оркестр в Освенциме появился летом 1943-го, его создала Мария Мандель, начальница женского отделения концлагеря.
Оркестр должен был играть во время развода на работы и возвращения оттуда. По воскресеньям музыканты давали концерты для охранников лагеря.
Сначала в составе оркестра были 20 музыкантов, а затем и 50.

Слайд 16

Анита Ласкер-Уоллфиш жила с другими девушками из оркестра в деревянных бараках, известных

Анита Ласкер-Уоллфиш жила с другими девушками из оркестра в деревянных бараках, известных
как Музыкальный квартал в Биркенау. Она выступала с ними большую часть времени около крематориев, где они могли видеть дым и другой ужас, происходящий в Освенциме. Выступавшие женщины были разных национальностей и часто не могли понять друг друга, но у них была общая цель: разыгрывать марши для заключенных.
— Для некоторых людей это было оскорблением, а для других — возможностью отвлечься, мы могли хотя бы на пять секунд не думать об этом аде, — говорит Ласкер-Уоллфиш. 
Умение играть на виолончели помогало ей думать не только о боли и смерти. Она говорит, что музыка стала для нее спасением, драгоценным подарком. Каждый заключенный знал, что ему ежедневно грозит смерть. В оркестре можно было спастись.
Ласкер-Уоллфиш была позже переведена в Берген-Бельзен, еще один нацистский лагерь, до того, как Освенцим был освобожден в 1945 году. 
— Такого не было даже в Освенциме. Поначалу нам приходилось спать практически на голой земле. Затем нас перевели в опустевшие бараки. Когда меня спрашивают, где было хуже, в Освенциме или Берген-Бельзене, я каждый раз теряюсь. В Освенциме у людей была хоть какая-то надежда. Пусть призрачная, но была! А в Берген-Бельзене мы сразу понимали, что обречены на смерть. Это был конец. Все полгода, что мы там находились, нам даже есть не давали. Просто не представляю, как мы выжили, — рассказывает узница.

Слайд 17

«Музыка спасает жизнь»

После освобождения Анита и ее сестра Рената стали переводчицами британской

«Музыка спасает жизнь» После освобождения Анита и ее сестра Рената стали переводчицами
армии, а в 1946 году переехали в Англию, куда удалось бежать Марианне.
Анита продолжила учиться и стала одним из основателей Английского камерного оркестра.
Позднее Анита Ласкер-Уоллфиш стала свидетелем на суде по делу Люнеберга, на котором 11 офицеров СС были приговорены к смертной казни через повешение. 
Ее сын стал виолончелистом, дочь — психотерапевтом, внук — композитором.
Сила музыки спасла Аните жизнь, а потом объединила ее семью.

«Нацисты уничтожили многое, но они не смогли отнять у нас музыку», — заключает Ласкер-Уоллфиш.

Слайд 18

ЭРНЕСТ МИЛЛЕР ХЕМИНГУЭЙ. РОКОВОЕ НАСЛЕДСТВО

Когда в возрасте 58 лет покончил с собой отец Хемингуэя,

ЭРНЕСТ МИЛЛЕР ХЕМИНГУЭЙ. РОКОВОЕ НАСЛЕДСТВО Когда в возрасте 58 лет покончил с
мать и сыновья решили, что он не выдержал мучений, связанных с последствиями диабета. Врач по профессии, он отлично знал, к чему приводит начавшиеся боли в ногах, вызванные отмиранием тканей. Однажды после длительного приступа доктор Хемингуэй застрелился из охотничьей двустволки. Пожилой человек устал бороться с болезнью.
Семья тяжело переживала утрату, но никому и в голову не могло прийти, что Эрнест Хемингуэй повторит судьбу своего отца и покончит с собой. А вслед за ним младший брат писателя Лестер и внучка Эрнеста — фотомодель Марго.

Слайд 19

Эрнест Хемингуэй

Слава писателя росла. Способствовал этому не только талант, но и образ жизни Эрнеста. Публика

Эрнест Хемингуэй Слава писателя росла. Способствовал этому не только талант, но и
воспринимала его как героя. Весь Париж знал, что во время войны Эрнест, получивший ранение, вынес на себе обессиленного товарища. Он был ранен еще раз, пока тащил друга на себе, но сознание потерял, лишь доставив его к своим. Писатель прошел три войны, охотился на львов и часто выходил в океан на своей яхте «Пилар» в самый страшный шторм, когда рыбаки предпочитали переждать непогоду на берегу.

Что стояло за этим безудержным стремлением к риску? По свидетельству второй жены, Полин, Хемингуэй уже тогда был склонен к депрессии и порой проводил в одиночестве целые недели. Эрнесту не давали покоя воспоминания о войне. Писатель перенес их в свои книги, но избавиться от них не мог — с каждым годом они становились все болезненнее, толкая Хемингуэя на странные поступки.

Слайд 20

Хэм задумывался о том, как именно он умрет. И способ отца не казался ему таким уж неприемлемым.

Хэм задумывался о том, как именно он умрет. И способ отца не
Иногда писатель даже демонстрировал своим друзьям, как это должно произойти. Он садился в кресло с охотничьим карабином, приставлял дуло к небу и пальцами ноги нажимал на курок. Оружие не было заряжено, но свидетели этой сцены все равно испытывали шок. Писатель пояснял, что небо очень мягкое и пуля обязательно достигнет цели.
В том же самом возрасте, что и его отец, писатель стал стремиться к смерти уже вполне определенно.
И в 62 года Хемингуэй приставил двустволку к небу и нажал на курок.

Почему он покончил с собой?
Хэм был очень болен. Давление скакало, старые раны и шрамы, полученные в войнах и авариях, все чаще напоминали о себе. Многочисленные травмы головы сказались на зрении. Теперь он мог читать только первые 10 минут, потом буквы расползались иероглифами, картинами художников, так любимыми им когда-то. Но хуже было то, что и писать он больше не мог. Даже надиктовывать свои тексты не получалось - не только буквы, но даже слова и мысли растекались, превращались в кашу, а кашу из слов он терпеть не мог: всю жизнь Хемингуэй положил на то, чтобы его слова были твердыми, а фразы - чеканными... И ему стало страшно.

Слайд 21

Лестер Хемингуэй

Лестер Хемингуэй боготворил старшего брата с самого детства: Эрни был большим,

Лестер Хемингуэй Лестер Хемингуэй боготворил старшего брата с самого детства: Эрни был
сильным, потом стал известным, потом - знаменитым, потом - кумиром Америки. Лестер был младше Эрни на 16 лет и изо всех сил старался брать с него пример. Он тоже увлекся боксом, заставил себя полюбить охоту, рыбалку, журналистику и даже войну. Лестер, пожалуй, оставался единственным родственником, кто мог приезжать к Эрнесту в гости, слушать истории и пить вино...
Лестеру нравились решительно все женщины брата, решительно все его поступки и абсолютно все его романы, рассказы и повести.
Самым значительным из того, что создал Лестер, стали, бесспорно, воспоминания "Мой брат, Эрнест Хемингуэй", изданные в 1962 году, через год после самоубийства Эрни. Эти мемуары долгое время служили главным источником для биографов, и Лестер охотно отвечал на их вопросы - было видно, что он подражает старшему брату даже после его смерти.
Когда в 1982 году Лестер Хемингуэй покончил жизнь самоубийством (он тоже застрелился).
Имя файла: Генограмма-семьи.pptx
Количество просмотров: 191
Количество скачиваний: 7